Вы здесь

Какие разработки ведутся в оборонной сфере


Практически любая сфера жизнедеятельности требует научного сопровождения. Именно наука часто определяет ориентиры, куда следует двигаться дальше. И военная сфера — не исключение. От того, насколько теория военной науки соответствует национальным интересам государства, учитывает современные вызовы и угрозы, зависит не просто эффективность применения войск в боевых действиях, а вообще развитие и строительство Вооруженных Сил.

Корреспонденты «Звязды» побывали в Научно-исследовательском институте Вооруженных Сил Республики Беларусь и поинтересовались, какими разработками занимаются люди, отвечающие за научное решение проблем военной безопасности государства и развитие современной армии.


С учетом новых вызовов и угроз

Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил — относительно молодая организация: в прошлом году она отметила 20-летие. Однако и этого времени хватило, чтобы стать востребованной не только внутри страны (ежегодно количество заказов на научные исследования от органов военного управления растет), но и за рубежом: с прошлого года Научно-исследовательский институт является базовой научной организацией стран — участниц СНГ в проведении исследований в области военной безопасности.

Экспонаты музея научно-исследовательского института Вооруженных Сил.

Кроме того, институт осуществляет научно-организационное обеспечение работы Вооруженных Сил, Военно-научного совета Министерства обороны, Геральдического совета вооруженных сил. Ученые вносят предложения в концепции, программы и уставные документы Вооруженных Сил, разрабатывают рекомендации по развитию систем и образцов вооружения и военной техники. И это далеко не полный спектр задач государственного учреждения. Безусловно, существенная часть деятельности института — научные разработки.

— Мы проводим фундаментальные и прикладные исследования по всем практическим направлениям военной науки, — отмечает начальник Научно-исследовательского института Вооруженных Сил полковник Руслан ГРУШКО. — Разработки осуществляются в области теории военной науки, военного искусства, стратегии, военного строительства, теории видов оперативного обеспечения, боевого обеспечения, теории тыла, вооружения. Кроме того, наши ученые занимаются военной историей, геральдикой. Прикладные исследования также проводятся в институте. Если говорить об основных достижениях в отрасли, стоит отметить ряд работ по созданию передатчиков малогабаритных помех. Благодаря этим передатчикам армейские подразделения могут безопасно перемещаться.

Еще одна из разработок ученых института, дающая повод для гордости, — системы подповерхностного зондирования, определяющие наличие взрывоопасных предметов в земле, стене или под другой поверхностью. Продолжается научно-исследовательская работа по созданию нейросетевой модели, которая в автоматическом режиме позволяет обрабатывать информацию, переданную беспилотными летательными аппаратами. Сделан первый шаг и по разработке артиллерийских систем для осуществления контрбатарейной борьбы, позволяющих определить место расположения противника, что весьма актуально с учетом опыта в Украине.

— Все исследования, которые сейчас ведутся в институте, рассматриваются через призму того, что происходит в Украине, — замечает Руслан Грушко. — В научном плане это своеобразное землетрясение: все догмы, которые установились, терпят военно-научные изменения. А для того, чтобы перейти к практике их применения, необходимо разобраться, как меняется теория. Поэтому на первом этапе мы разбираемся с теоретическими проблемами, возникающими во время специальной военной операции. В частности, классическое использование крупных воинских формирований показывает, что успех не достигается — наносятся большие потери. Все это анализируем и вырабатываем рекомендации для их применения в боевой и оперативной подготовке наших военнослужащих.

Военная наука не стоит на месте, она динамична. Те же современные вызовы и угрозы требуют новых подходов к использованию оружия, управления войсками и прочего. Как обращает внимание начальник Научно-исследовательского института, вместе с обновлением вооружения меняется и менталитет людей. «В годы Великой Отечественной войны советские войска освободили левобережную Украину за 45 суток, — приводит красноречивый пример он. — При этом потери определялись сотнями тысяч погибших. Готова ли сегодня какая-либо страна для достижения своих целей положить сотни тысяч людей? Конечно, нет. Вот и пример изменения менталитета. Это влияет на то, каким образом будут достигаться цели. Сейчас основным приоритетом в проведении любых боевых действий является сохранение жизни солдат. Для того чтобы сохранить их жизнь, а противнику нанести поражение, используются удары огнем. Таким образом, на военную науку, оперативное искусство, стратегию и тактику влияет не только оружие, но и то, что в головах людей. Безусловно, немаловажен в этом плане и экономический потенциал страны».

С опережением времени

Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Борис СОЛОГУБИК стоял у истоков национальной военной науки. Исследованиями в области безопасности и обороны он занимался еще до того, как было создано государственное учреждение. «Это было очень сложное время: когда мы стали независимым государством, фундамента военной науки вообще не было, — вспоминает кандидат военных наук, доцент. — Нашим Вооруженным силам, которые только были созданы, требовалось научное сопровождение. А научных учреждений на территории Беларуси военной направленности не существовало. Функционировали только два военных вуза. Это одна из причин, которая повлияла на то, что я приехал в Беларусь».

До этого Борис Сологубик работал в Научно-исследовательском институте обороны в Ленинграде. Почти всю жизнь посвятил исследованиям в военной области.

— Вооруженные силы могут обойтись без научного сопровождения? — интересуюсь у опытного исследователя, автора ряда важнейших в военной сфере документов.

— Это невозможно! — убежден Борис Сологубик. — Тем более сегодня. Сейчас настолько все стремительно развивается. Тактика, стратегия, оперативное искусство более инертны, но техническая составляющая вооружения стремительно развивается. А тактика и образцы вооружения взаимодействуют — это нужно постоянно отслеживать и вносить предложения по их использованию. Наша организация и задумывалась для того, чтобы разрабатывать предложения с опережением хотя бы на пять, а лучше на 10-15 лет вперед. Без нашей работы осознанного эффективного движения вперед не будет.

Это подтверждает и главный научный сотрудник 4-го Научно-исследовательского управления Николай ЛИСЕЙЧИКОВ, который в научно-исследовательском институте работает со второго дня его создания. На протяжении всех этих двух десятков лет ученый занимается исследованиями в области теории вооружения и тыла. В частности, доктор технических наук изучал взрывопожароопасность арсеналов, баз, складов боеприпасов.

— По международной классификации боеприпасы и взрывчатые вещества являются наиболее опасными грузами класса 1, поэтому для их хранения принимаются специальные меры, — поясняет Николай Лисейчиков. — Однако, несмотря на это, статистика чрезвычайных ситуаций показывает, что раньше или позже в местах хранения боеприпасов происходят взрывы — гибнут люди, наносятся большие материальные потери, неизбежны экологические последствия. Чтобы не допустить этого, мы предложили мероприятия, которые нужно проводить для того, чтобы снизить риск появления пожаров на таких объектах. Если все-таки взрыва или пожара избежать не удалось, мы создали алгоритм действий, которые нужно осуществить заранее, чтобы минимизировать последствия.

Ряд задач профессору приходилось решать и в сфере тылового обеспечения. Например, согласно рекомендациям Николая Ивановича, в свое время был усовершенствован рацион питания солдат. Сейчас за сбалансированность рациона родители военнослужащих могут не волноваться.

Без военного опыта не обойтись

В военной науке нет случайных людей. Сюда нельзя прийти, чтобы «откосить» от армии, как часто бывает в гражданской сфере. Наоборот, чтобы проводить исследования в военной области, люди должны побыть в армейской среде — понюхать пороха, как в народе говорят. Неслучайно в Научно-исследовательском институте Вооруженных сил все без исключения — офицеры: действующие, в запасе, в отставке.

Учитывая, что организация небольшая, научный потенциал здесь очень серьезный: в институте работают пять докторов наук и 19 кандидатов наук — военных, политических, технических. Здесь можно встретить как молодых адъюнктов, которые только начинают путь в военную науку, так и ведущих в стране ученых, заслуженных деятелей наук. Научно-исследовательский институт осуществляет подготовку кадров высшей научной квалификации (в докторантуре и адъюнктуре). На базе государственного учреждения создан Совет по защите диссертаций — каждый год ученые успешно защищают научные исследования.

Начальник государственного учреждения, который, кроме воинского, имеет еще и ученое звание, степень (Руслан Леонидович — кандидат военных наук, доцент), обращает внимание на то, что в институте созданы уникальные возможности, чтобы учиться и расти. «Самое главное, чего мы достигли за 20 лет, — тот коллектив, который здесь работает, — отмечает Руслан Грушко. — Именно он позволяет иногда в сжатые сроки решать задачи, поставленные военно-политическим руководством, принимать обоснованные решения на основе подготовленной информации».

Кстати, к потенциальным исследователям в области военного искусства сотрудники института присматриваются еще с курсантской скамейки. Например, на настоящее время в резерве научных кадров учреждения находятся двое курсантов Военной академии. Молодые люди показали хорошие результаты на научных конференциях. Однако, прежде чем заняться военными разработками, придется послужить в войсках — этот опыт для ученого в погонах просто необходим.

Вероника КАНЮТА

Фото Елизаветы ГОЛОД

Название в газете: Вучоныя ў пагонах

Выбор редакции

Калейдоскоп

Гороскоп на следующую неделю

Гороскоп на следующую неделю

ОВЕН. На этой неделе возможны довольно непростые ситуации.

Здароўе

Что такое циркадные ритмы человека и как они на нас влияют?

Что такое циркадные ритмы человека и как они на нас влияют?

Разбираемся вместе с врачом по медицинской профилактике.