Вы здесь

Торговля и саморазвитие — чем занимается молодежь в России и Казахстане


Нравится саморазвитие

Около 80 процентов молодежи в России занимается саморазвитием. Такие данные приводятся в совместном исследовании российского общества «Знание» и Всероссийского центра изучения общественного мнения. Высокий интерес к обучению через пять-десять лет может привести Россию к дальнейшему развитию роботизации, искусственного интеллекта, появлению новых профессий на рынке IТ, биологии, химии, физики и медицины.


Всего опросили более 1,6 тысячи россиян от 16 до 35 лет на предмет потребления ими просветительского контента. При этом респонденты могли дать несколько вариантов ответов. По результатам исследования наука заняла первое место – ею увлечено 74 процента респондентов. В тройке любимых направлений также оказалась психология и история (по 69 процентов). Кроме того, опрошенные говорили об интересе к урбанизму (41 процент), развития софт-скилс (39 процентов) и современного искусства (34 процента). Меньше всего молодое поколение увлечено журналистикой (26%) и модой (25%). Всего же интерес к просветительскому контенту есть у 79 процентов молодежи: такой показатель составляет сумма ответов парней и девушек, которым он «нравится» и «скорее нравится».

При этом традиционные форматы получения новых знаний остаются более предпочтительными: первенство разделили текстовые материалы и статьи, а также видеоролики. Менее популярны оказались подкасты, стримы, а также квизы. Впрочем, развитие интернет-технологий отразилось и на источниках получения информации: наиболее востребованными оказались YouTube (64%) и поиск данных через «Яндекс» и Google (56%).

Ровно половина россиян тратит на саморазвитие от одной до четырех часов в неделю. Причем чаще всего молодое поколение потребляет просветительский контент, чтобы развить эрудицию и узнать что-то новое об окружающем мире и человеке (57 процентов), получить полезные навыки в жизни (51 процент), для работы (33 процента) или учебы (20 процентов) и просто приятно провести время (31 процент).

Манит сфера продаж

В Казахстане почти половина всей молодежи занята в торговле, образовании и сельском хозяйстве. Данные об экономической активности молодых казахстанцев Бюро нацстатистики РК опубликовало в сборнике «Молодежь Казахстана».

51 процент от общей численности молодежи (1,9 миллиона человек) относится к числу трудовой. Большая часть (78 процентов) — это наемные работники, а 22 процента, или 420 тысяч человек, — самозанятые. Примечательно, что 14,6 тысячи молодых казахстанцев уже управляют своим бизнесом и сами являются работодателями.

Если распределить всю трудовую молодежь по видам экономической деятельности, то получится, что наибольшая доля приходится на сферу продаж — их 17,8 процента. Оптовой и розничной торговлей в стране занимаются 353 тысячи молодых казахстанцев. Данные за последние пять лет показывают, что интерес молодежи именно к этой отрасли растет каждый год. Это подтверждает как рост числа работающих в торговле, так и их высокая доля среди занятых.

На втором месте по численности занятых остается сельское хозяйство. На животноводческих фермах или в агрокомпаниях работает более 238 тысяч казахстанцев до 28 лет. Каждый год желающих ухаживать за животными или заниматься выращиванием овощей становится все меньше и меньше. Пять лет назад их доля равнялась 15 процентам, по итогам 2021 года — уже 12 процентов.

На третьей строчке по количеству рабочих в этой возрастной категории находится сфера образования. Учителями и воспитателями работают свыше 232 тысяч молодых казахстанцев. В основном это девушки. Их доля составляет 70 процентов.

На промышленные предприятия молодежь также трудоустраивается. В прошлом году в горнодобывающей и перерабатывающей промышленности работали 45 тысяч и 124,8 тысячи человек соответственно. Судя по анализу данных за последние пять лет, интерес к такой работе после пандемии у казахстанцев падает. Аналогичные тенденции — снижение популярности рабочих профессий — просматривается и в других видах экономической деятельности.

Сергей СТАРИНОВ

Выбор редакции