Вы здесь

Михаил Пташук — с сочувствием к героям и упорной верой в справедливость


Жизненный путь лауреата Государственной премии БССР, заслуженного деятеля искусств и народного артиста Беларуси Михаила Пташука ознаменовался самоотверженным трудом на благо отечественного киноискусства. Служению «десятой музе» Михаил Николаевич посвятил тридцать лет своей жизни и мог бы еще столько же, да вмешалась судьба — творческим планам не позволила свершиться автокатастрофа.

С преждевременным уходом Михаила Николаевича отошла и целая эпоха в истории белорусского кинематографа, эпоха больших тем и авторов. Кто знает, если бы сложилось все иначе, возможно, завтра вместе с поклонниками творец отмечал бы свое 80-летие...


Михаил Пташук на съемочной площадке фильма «В июне 41-го». Фото из архива «ЛіМа».

Его режиссерский почерк отличался сочувствием к героям и упорной верой в справедливость. Наиболее ярко эти качества проявились в фильмах на военную тему. Тем символичнее вспомнить о них сегодня, в Международный день памяти жертв Холокоста. Картины «Время выбрало нас», «Возьму твою боль», «Знак беды», «В августе 44-го...», «В июне 41-го» существуют как напоминание об ужасе любой войны и Великой Отечественной в частности, о незаживающих ранах, оставленных на теле нашей Родины. «Все, что я снял, имеет отношение к истории белорусской литературы XX века», — признался однажды Михаил Николаевич. Да правда в том, что снятое мастером имеет отношение не только к белорусской литературе, но и к истории всего народа, останется в коллективной памяти навеки.

Пусть прозвучит бесцеремонно, но надо признать: в новом веке осиротевшее белорусское кино заметно подделалось. К сожалению, пытаясь найти ответ на вопрос «В чем заключается величие и уникальность режиссерского стиля Михаила Пташука, одного из последних представителей славной плеяды постановщиков?», неизбежно приходишь к такому выводу. Поэтому слова об уходе эпохи — не просто риторическая фигура... Приглашаем вас в небольшое путешествие по кинематографии мастера, во время которой мы попытаемся нащупать узловые пункты его авторского почерка, главные составляющие его кино.

Первое, что обращает на себя внимание, когда берешься изучать фильмографию классика: Пташук был режиссером чрезвычайно гуманным, человеколюбивым. Работая над своими картинами, он пристально вглядывался в человека, стремился найти даже в последних негодяях что-то светлое и редко выносил приговоры (хочется думать, не последнюю роль сыграло здесь художественное руководство Георгия Данелии в начале карьеры). Следы такого подхода виднеются уже в работе «Время выбрало нас» (показ первой серии многосерийного телепроекта состоялся в 1979 году).

Афиша фильма «Наш бронепоезд», 1989 г.

Нельзя не отметить, какими живыми и естественными получились герои фильма. Солдаты, блестяще воплощенные на экране молодыми артистами и признанными мастерами сцены, вдруг осознают, что фронт передвинулся недостижимо далеко и они оказались в глубоком тылу противника. На первый взгляд, характеры очерчены грубо... Доля правды в том, конечно, есть (перед нами все-таки телевизионный проект), да это только на первый взгляд. Стоит немного вглядеться в персонажей — и поймешь, какие они на самом деле сложные.

Чего стоит хотя бы старший брат главного героя Степан Воронецкий! До войны он был председателем колхоза, немцы же сделали его старостой хозяйства, и теперь Степан Лукич вынужден вести двойную игру. Непростая роль стала лебединой песней актера Алексея Эйбоженко (1934-1980), одним из ярчайших выходов за всю его непродолжительную кинокарьеру. Не сжалилась судьба и над другим артистом, задействованным в проекте, — Станиславом Жданько. Двадцатичетырехлетний исполнитель роли резковатого лейтенанта Красной армии Алексея Небыловича был убит в бытовом конфликте во время съемок...

Отдельно выделим главного героя Ивана Воронецкого, воплощенного молодым Евгением Герасимовым (может быть известен читателям по роли биоробота Вертера в фильме «Гостья из будущего»), и чрезвычайно колоритного пожилого Партизана Мефодия Кузьмича (во второстепенной роли отметился народный артист СССР Евгений Лебедев). Собственно, в этом проявляется первый и один из стилеобразующих элементов авторского почерка Михаила Пташука — опора на актерский талант. Он из тех, кого называют «актерскими режиссерами».

Пташука увлекает работа с артистами, именно на харизме главных героев нередко держится весь фильм. Данное обстоятельство сближает его подход с подходом постановщиков театральных спектаклей. Отсюда и склонность выделять любимцев, работать с теми, в ком уверен. Да, пожалуй, нет в истории белорусского кино более плодотворного актерско-режиссерского тандема, чем творческое сотрудничество Гостюхина и Пташука. Народный артист сыграл в четырех фильмах режиссера («Время выбрало нас», «Возьму твою боль», «Знак беды», «Наш бронепоезд»). Дружеские отношения связывали Пташука и с народной артисткой Стефанией Станютой, чье имя тоже не раз фигурировало в титрах к его фильмам («Время выбрало нас», «Возьму твою боль», «Игра представлений»).

Нина Русланова в фильме «Знак беды», 1986 г.

Такая ориентация на актеров требует соответствующей интонации. Так, фильмы Михаила Пташука за редким исключением разговаривают на языке крупных и средних планов, на языке аскетических мизансцен и последовательного монтажа. Да, стоит отметить, работы Михаила Пташука вообще достаточно разговорчивы. Лучшие из них являются экранизациями литературной классики, а любимый прием постановщика — закадровый голос, иллюстрирующий внутренний диалог героя.

«В каждом фильме, снятом по произведениям классиков, есть частичка меня самого, моей матери, соседей — людей, среди которых я вырос <...> Если раньше бежал от самого себя, от своего прошлого, то сейчас проходишь обратную дорогу. На этом пути происходит добывание самого себя, потому что там нет ничего выдуманного, только правда, которая принадлежит в конце концов не только тебе одному, а — с приходом фильма на экран — всему народу», — отмечал мастер.

Бернард ЗАТЫЛКИН

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Весам осталось приложить совсем немного усилий, чтобы желаемая цель была достигнута.

Калейдоскоп

Выбираем семенной картофель

Выбираем семенной картофель

Огород без картофеля — не огород. И сейчас время покупать семенную «бульбу».

Образование

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Напомним, в третьем сезоне заявки на участие в конкурсе подали 193 проекта.