Вы здесь

С именем этого режиссера связана целая эпоха в белорусском кино


С именем этого режиссера связана целая эпоха в белорусском кино. Его фильмы отмечены наградами международных кинофестивалей в Беларуси, Великобритании, Испании, России, Польше, Чехии, Швеции, Югославии. Михаил Пташук создал более 30 фильмов, привлек внимание продюсеров «Голливуда» лентой «В августе 44-го», но, когда казалось, что он на пике карьеры, режиссер трагически погиб в автокатастрофе в Москве — ему не было 60-ти лет, столько мог еще создать... Но и то, что было создано, привлекает внимание зрителей до сих пор. Так бывает, когда профессионализм в работе соединяется с особенностью раскрытия тем, которые кажутся важными. Важными они были на уровне общества, и важными они были лично для Михаила Николаевича. Человек, рожденный на Брестчине в 1943-м году в землянке, когда мать спасалась от гитлеровцев, он больше всего думал о ценности жизни. И защищал его особым образом — через искусство. Сегодня, когда режиссер мог праздновать свое 80-летие, стоит вспомнить, чем особенны его фильмы.


Михаил Пташук на съемочной площадке фильма «В июне 41-го». Фото из архива «ЛіМ».

1. Детские

Когда на экраны вышел фильм «О Вите, о Маше и морской пехоте», его, вероятно, посмотрели все советские дети — фильм о мальчике Вите, который растет в семье военного, размышлял о воспитании личности. А это тогда было очень актуально. Тем более, что действие происходило в пионерском лагере, где проводили лето едва ли не все школьники страны. А между прочим, это дипломная работа Пташука. После того, как он окончил Московское театральное училище имени Бориса Щукина, то учился на Высших режиссерских курсах Госкино СССР у Георгия Данелия. Неслучайно мастер значится художественным руководителем картины. А в одной из ролей снялся Александр Абдулов, который еще был студентом. Для него, как и для режиссера это был дебют в кино-фактически «боевое крещение » - актер, ставший суперпопулярным, получился от Пташука. Лента принесла режиссеру два Гран-при международных кинофестивалей и всесоюзную славу. Герой его фильма — маленький, но очень серьезный и правильный мальчик, — должен был стать примером для подростков. И действительно, такие мальчики были и есть.

Но уточнить тему воспитания Михаил Пташук решил в ленте «Лесные качели», снятой на «Беларусьфильме» через пару лет. И снова — пионерский лагерь, бывший военный, воспитывающий детей. Стремясь понять подростков с их первой любовью. На эту роль Пташук пригласил суперсознательного Олега Ефремова. Правда, фильм критика приняла неоднозначно, отметив его недостатки. А вот подростки могли бы поспорить, так как привлекал сам факт внимания к романтическим чувствам в их окружении. Ну и тогда уже можно было заметить, что для режиссера Пташука важно не только о чем, но и как снимать... Он искал.

2. Сериал

Тогда говорили «многосерийный художественный фильм». Это было «Время выбрало нас». Пять серий, которые показывали в прайм-тайм по телевидению. И люди их ждали каждый вечер, следили за судьбой героев, на которые повлияла война. Да, это был фактически сериал на тему Великой Отечественной, где главными стали несколько героев одновременно, они все очень разные, но роль каждого была значительной. Хотелось верить, что все останутся живыми, оказавшись среди белорусских партизан. В трех главных ролях — звезды советского кино: Евгений Герасимов, Виктор Проскурин, Станислав Жданько. Но в роли командира партизанского отряда снялся Владимир Гостюхин, который вскоре стал белорусским актером. В 1980-м году многосерийный фильм «Время выбрало нас» был отмечен премией Ленинского комсомола, что было весомо для того времени. И Пташук уже понял, о чем хочет снимать.

3. Военные 

Фильмы, которые он снял по воле души. Он чувствовал драму и умел ее показать. Тем более, что у него на родине драмы войны были в каждой семье. Болела, бередила, трогала. И фундамент для этих фильмов был — в белорусской литературе. «Возьму твою боль» снят по Ивану Шамякину. И здесь ключевая роль досталась Владимиру Гостюхину, с которым режиссер уже работал. Именно он воплотил героя, который в войну был маленьким мальчиком, но помнит полицая, который должен в смерти его близких. Как жить рядом, пусть тот и «отмотал» назначенное ему наказание?.. Пташук сумел передать напряжение и интригу и заставил зрителя учиться прощению. 

Более закрученным получился фильм «Черный замок Ольшанский» — в нем события последней войны переплетаются с более давней историей Беларуси. Сценарий для него создавал сам Владимир Короткевич. Отсюда дуновение старины, который удачно соединяется с современностью. А драматизм — как определение не только новейшей, но и далекой белорусской истории. Кто-то запомнил героя в исполнении знаменитого актера Виктора Евграфова. Но едва ли не одну из определяющих ролей — Лопатухи — отдали белорусскому артисту Геннадию Гарбуку, который сумел передать ощущение беды, важное для самого режиссера.

«Знак беды» — фильм, в котором сошлись глубокий материал повести Василя Быкова и опыт, который к этому времени уже имел режиссер Михаил Пташук. И актер Геннадий Гарбук, который здесь выступил в роли Петрока. А вот его жену Степаниду воплотила российская актриса Нина Русланова — попала в образ женщины, которая видит, как меняется действительность, когда деревня оказывается под немецкой оккупацией, и решается на крайний шаг — сжигает себя и свой дом... Один из самых сильных фильмов о войне. По крайней мере, для Беларуси, которая находилась в оккупации, и каждый житель решал: подчиниться новым правилам, либо нет. И сжигал для себя «мосты»... Очень символичный фильм для Беларуси, где предстают характеры в сверхсложных обстоятельствах, когда страшно жить... 

4. Блокбастер

Высокобюджетный и успешный фильм 2000 года получился опять-таки благодаря теме, близкой режиссеру. Фильм «В августе 44-го...» создан по роману «Момент истины» Владимира Богомолова. И пока шли съемки, процесс сопровождался скандалами с писателем, который был несогласен с подходом, выбранным режиссером. Но российские продюсеры выразили Пташуку доверие — и не прогадали. После выхода фильм получил высокую оценку не только в Беларуси и России, но и за рубежом. Попал в число «Лучших русских кинохитов о войне».

Хотя войны уже нет, но на территории Западной Беларуси действуют вражеские шпионы. Их нужно выявить и обезвредить. Поскольку в основе сюжета — поиск, то удалось передать захватывающую интригу, за которой следишь не в малой степени благодаря актерам — Евгению Миронову, Владиславу Галкину и Юрию Колокольникову. Но ведь не только в сюжете дело. Показана послевоенная действительность, где все с сортировкой, хозяйства ухоженные, засеянные поля. На замечания — могло ли так быть — режиссер отвечал: Это же Западная Беларусь, у нас такие люди... Между прочим, вся критика сошла на ноль, когда фильм набрал высокие рейтинги при показе по телевидению. Он и сейчас выделяется своим ритмом, и картинка цепляет — Беларусь здесь показана шикарно... 

5. Голливудский

Когда продюсер Роджер Кормен (он работал, например, с молодым Спилбергом) увидел «В августе 44-го...», то был удивлен режиссерским подходом. И пожелал, чтобы его новый фильм о войне снимал народный артист Беларуси Михаил Пташук. Проект назывался «В июне 41-го...», или «Песня Розы». Михаил Николаевич еще успел его снять... Лента стала первой и единственной работой режиссера, созданной на голливудские деньги. Но она не имела того успеха, как его предыдущие ленты о войне, которая стала главной темой в его творчестве. При том, что были еще картины о мирной жизни — Пташук снимал кино и в сложные 90 — е. Но что болело, то в нем и говорило наиболее убедительно. 

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.