Вы здесь

Музей цифрового бессмертия. В Беларуси появится виртуальная сокровищница белорусского дизайна


В 2022-м Белорусский союз дизайнеров отметил 35-летие. С 1987 года общественная организация занимается развитием и продвижением современных дизайнерских образов и идей, а также сохранением и исследованием истории популярного художественного направления. Проект виртуального музея белорусского дизайна, анонсированный БСД недавно, обещает стать новым этапом в развитии отрасли в стране.


Орден. Вторая половина 1920-х — начало 1930-х. автор эскиза — Г. Змудинский.

Первый дизайнер-белорус

— Давно мы мечтали о том, чтобы создать реальный музей дизайна, но решено было отказаться от этой идеи в пользу более доступной для публики виртуальной галереи, — рассказал председатель БСД, дизайнер Дмитрий Сурский. — Дизайн — важная часть истории любой страны, которую интересно исследовать. Поэтому мы в Союзе попытались осмыслить и объяснить, чем примечателен, чем выделяется наш белорусский.

Однако надо отметить, что попытки упорядочить эту сторону жизни общества уже были. Во второй половине 1960-х открыли кафедру промышленного искусства и филиал института технической эстетики — думается, это событие и следует считать стартом создания институциональных форм в области дизайна. Одновременно на некоторых крупных технологических предприятиях сформировали специальные конструкторские бюро.

Также следует различать начало основательной работы по изучению и существованию самого направления. С давних времен предки белорусов создавали бытовые вещи, которые в виде ремесленных предметов и инструментов соответствовали понятию дизайна. В искусствоведении принято относить древние образцы ремесла к так называемому протодизайну.

Стул, 1999, Мосты. Автор модели — Э. Шуберт.

А белорусского первопечатника Франциска Скорину отдельные исследователи называют первым белорусским графическим дизайнером. Потому что помимо прямой печати «Псалтыря» им были разработаны уникальные шрифты, рисунки и отделки к изданию. На стиль Полоцкого просветителя-гуманиста повлияли белорусские и христианские мотивы.

— В начале 1990-х гг. Институт технической эстетики предпринял попытку показать историю развития белорусского дизайна в историческом контексте. В выставочном зале «ВНИИТЭ» организовали большую выставку с разработками современных белорусских дизайнеров, а также продемонстрировали истоки направления, — рассказывает Дмитрий Сурский. — К сожалению, экспозиция существовала недолго, около года, и с тех пор попытки создания антологии белорусского дизайна не предпринимались. Мне кажется, настало время вернуться к этим исследованиям.

Потерянный рецепт «Столичных»

До сих пор опыт работы с белорусской бытовой действительностью позволил создать основательную книгу «Здешний дизайн. Личности. Вещи». Справочник увидел свет в 2016 году и стал результатом длительной работы авторов с архивами, музеями и непосредственно дизайнерами. На 550 страницах была собрана информация о знаменитых белорусских дизайнерах, модельерах, мастерах и определяющих предметах белорусской жизни.

Трактор МТЗ-5. Минский тракторный завод, 1957 — 1962 гг.

— Нам хотелось не просто собрать все, что имелось. Важный критерий — вещь должна быть знакома, пользоваться спросом, одним словом, откликаться в обществе. Часто бывает, что в каждой семье есть условный радиоприемник «Океан» и у многих воспоминания о нем с детства, но понять его особую форму, изюминку бывает сложно.

Поводом для создания виртуального музея стала идея провести совместно с Министерством культуры и Национальной библиотекой Беларуси выставку, посвященную истории белорусского дизайна, которая могла бы затронуть аспекты профессионального проектирования, промышленного и ремесленного производства в нашей стране.

Хотелось продемонстрировать достижения не только проектной культуры, которая формировалась специализированными кафедрами и научно-техническими институтами, но и те бытовые, технические, декоративные предметы, которые служили долгие годы и были известны не только в Беларуси и за ее пределами. Почти что во всем мире большой популярностью и спросом пользовались белорусские холодильники, телевизоры, фотоаппараты, радиоприемники, мебель, одежда и прочее.

— Доходило до смешного! — вспоминает дизайнер. — Известное всем лакомство — конфеты «Столичные». Мы решили отыскать автора рецепта. После длительных поисков стало понятно, что технологи, создавшие оригинальный рецепт, запатентовали его, однако в архивах никаких удостоверений найти не удалось. А какая это важная деталь нашей жизни!

20 вещей из ХХ века

Основной целью проекта виртуального музея в БСД считают формирование коллекции объектов материальной культуры с дальнейшим ее экспонированием, консервацией и сохранением. Планируется рассмотреть различные подходы в создании онлайн-галереи: специальная платформа, мобильная программа, которую можно скачать на телефон, полноценный сайт. Для потерянных или недостижимых объектов возможно 3D-моделирование.

Приемник «Океан». Минский завод «Горизонт», 1973 г.

Существование такого пространства будет способствовать сохранению и расширению узнаваемости произведений белорусского дизайна как объектов всемирного культурного наследия, определению отличительных черт и идентичности белорусов в этой области материальной культуры.

— Первым шагом к этому стало проведение конференции, на которую мы пригласили коллег, музейных специалистов, историков, коллекционеров, краеведов, искусствоведов, культурологов, — говорит председатель БСД. — Во время такой работы необходимо учитывать, что подготовка музея носит междисциплинарный характер.

Определенной апробацией проекта стала онлайн-коллекция «Двадцать из двадцатого» — ряд предметов, которые в прошлом веке стали отличительной страницей белорусской дизайнерской мысли. Именно в то время, когда началось становление дизайна как самостоятельного вида деятельности, произошло переосмысление места и значения искусства в массовом производстве и сознании потребителя. Да в этот перечень попали не только произведения дизайна, но и бытовые вещи, стоимость которых недооценена.

— Это попытка определения критериев, попытка спровоцировать профессиональное сообщество и всех заинтересованных в создании собственных онтологий, — признается Дмитрий Сурский. — Хочется, чтобы к проекту присоединились не только известные искусствоведы и коллекционеры, а также институции, например, краеведческие региональные музеи.

Метамир дизайна

На очередном заседании Белорусского союза дизайнеров состоялось обсуждение проблем поиска артефактов белорусского дизайна, персоналий, институций, изданий и определения критериев отбора лучших из них.

Плакат «Клином красным — бей белых». Автор Э. Лисицкий.

— Мы согласились в том, что целесообразно начать собирать составляющие антологий в более узком поле по определенным направлениям производства: мебель, автопром, производство стекла, ткачество и т.д., — подытоживает дизайнер. — А уже на основании этих перечней выбирать самые отличительные вещи для общих сборов, способных продемонстрировать талантливость белорусов. 

По мнению Дмитрия Сурского, музей как проект не может иметь финальную точку. Работа по сбору, накоплению и экспонированию предметов должна беспрестанно продолжаться и открывать белорусам новые грани простых бытовых вещей; способствовать улучшению и расширению знаний граждан об этом художественном направлении в стране; формировать правильное отношение к профессии дизайнера.

Яна ЦЕГЛА

Фото с сайта unid.by

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.

Молодежь

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Победитель «Фактар.by» — о детстве, музыке и популярности на шоу.