Вы здесь

Лечится ли гаджетомания и как ее предупредить


В жизни наших детей появилась бомба замедленного действия. Круглые сутки ее часовой механизм тикает в домах и школах, становясь причиной истерик, стрессов и семейных ссор. Эта бомба — интернет-зависимость, привычка надолго утыкаться в экраны планшетов и смартфонов...

Так начинается книга детского психолога Элизабет Килби «Гаджетомания: как не потерять ребенка в виртуальном мире». Перед тем как писать этот материал, я поговорила с семейным психологом Татьяной Шарандой, а также прошла мастер-класс «Гаджетомания: норма или зависимость» психолога и мамы пяти детей-погодков Карины Рихтере. И сегодня хочу поделиться мыслями, которые меня поразили и показались очень важными.


Фото: pixabay.com

Позволяйте ребенку скучать

То, что гаджеты вызывают сильную зависимость и серьезно влияют на психическое и физическое здоровье, думаю, ни для кого не секрет. Поэтому сегодня хочется поговорить не о вреде планшетов и смартфонов, а о том, как привить ребенку здоровые привычки пользования цифровыми устройствами. И что нужно делать родителям, чтобы вытащить подростка из ловушки, в которую он попал, вернуть интерес к реальной жизни и при этом не испортить отношения.

Стратегия действий зависит от возраста ребенка. До семи лет его основная задача — играть. Если же ребенок в 5-6 лет может занять себя только мультиком — это трагедия. Трагедия нашего времени. А начинается все с того, что некоторые «прогрессивные» родители дают смартфон ребенку чуть ли не с самого рождения. (Сама не раз видела, как малыш, которая еще не умеет говорить, уже водит пальцем по сенсорному экрану, механически переключая ролики на YouTube.) А потом удивляются, когда в три года сын или дочь говорит, что им скучно без мультиков.

— Позволяйте детям скучать — это полезно, — в один голос говорят психологи. — Способность самостоятельно себя развлекать, придумывать игры, фантазировать — очень важный навык, который они должны освоить. И уже доказано, что этот навык атрофируется, когда у ребенка есть легкая для мозгов и всегда доступная альтернатива в виде тыкания в экран. «Я буду варить суп, а ты поскучай». Как правило, через несколько минут после скучания приходит вдохновение. И большинство детей находят, чем себя занять. Ведь скука — это отличный тренажер для фантазии.

Психологи советуют до трех лет исключить любые гаджеты, ведь у ребенка нет в них нужды. А привыкание и зависимость в таком возрасте развиваются за считанные недели. Вместе с тем реальность такова, что, согласно исследованию лаборатории Касперского, у 54 процентов детей до 4-6 лет уже есть свой планшет или телефон. С гаджетозависимостью трудно бороться еще и потому, что планшет очень удобен самим родителям. Они используют его как кнопку «выключения» ребенка. Достаточно включить мультик — и больше не слышно бесконечного «мам, посмотри». Знаю, что многие мамы включают детям мультики, чтобы успеть приготовить ужин или убрать в квартире, но психологи советуют этого не делать. А, наоборот, подключать малышей к своим делам по хозяйству. «Давай вместе мыть пол, бороться с пылью, лепить пельмешки». Так вы не только сделаете свои дела, но и проведете время с ребенком.

— Я не говорю, что гаджеты — абсолютное зло и нам нужно их сжечь на костре, — уточняет Карина Рихтере. — Если вы устали и вам просто хочется попить кофе в тишине либо срочно сделать важный звонок, включите мультик. Я говорю, чтобы не делать их бесконтрольный просмотр ежедневной традицией.

Не бойтесь быть «плохой мамой»

Конечно, идеальный сценарий не допустит зависимого поведения — с самого раннего возраста следить за тем, чтобы ребенок интересовался реальной жизнью больше, чем виртуальной. Но для этого взаимодействие с родителями должно быть хотя бы на десять процентов более интересным, чем мультик или компьютерная игра.

— Для человека нет ничего вкуснее удовольствия, — говорит Татьяна Шаранда. — Условно говоря, мы не будем есть невкусную сельдь, если есть вкусная икра. Гаджет — тоже самое. Когда он выходит на уровень невкусной сельди, а контакт с мамой, как красная икра, становится вкусным, можно говорить о том, что гаджетозависимость будет взята под контроль. Задача родителей — увлечь ребенка собой. А для этого нужно уделять ему больше времени, проявлять инициативу. Пошли вместе в музей, поехали в Ратомку на лошадях кататься... Задача родителей 0- организовать времяпрепровождение без телефона секции, игры, поездки. Показать, что реальная жизнь интереснее виртуальной.

Кроме того, психологи советуют родителям с самого начала ввести правила пользования гаджетами: сколько, когда и что можно смотреть. Но когда приходит время выключать гаджет, малыш, как правило, начинает плакать. Потом слезы перерастают в истерику и даже агрессию. Это сигнал, что у вашего малыша очень много экранного времени. И нужно вводить строгие правила. Когда устанавливаем ограничения — очень часто в глазах ребенка мы становимся плохой мамой. И это нормально. Дети могут злиться на нас, обижаться, кричать: «Ты самая ужасная мама на свете! Я тебя не люблю!» В этот момент важно сохранять спокойствие. Можно сказать: «Я вижу, что ты расстроен. Но мой долг как мать заботиться о твоем здоровье. Я имею право ставить ограничения, а ты имеешь право огорчаться». Современные родители боятся, что ребенок расстроится, не умеют нормально реагировать на их эмоции. Именно поэтому многим мамам проще включить еще один мультик, только бы малыш не плакала... Но это ловушка: как только мы идем на поводке у своего ребенка — сразу проигрываем.

— Если ребенок раз за разом переходит на истерики, как только мама хочет выключить мультик, я могу точно сказать, что она уже не раз срывалась на ребенка, кричала и в конце концов... включала мультик, — говорит Татьяна Шаранда. — В такой семье нет последовательности в воспитании, нет авторитета родителей. Представьте ситуацию: ребенок подошел к берегу. Мама говорит: «Здесь очень опасно, ты можешь упасть». И отводить малыша в сторону. Один раз отвела, второй, третий. Каждый раз мама точно обозначает: сюда нельзя. В результате рано или поздно ребенок примет правило и не будет стремиться его нарушать. Если ребенок поймет, что слово мамы — железобетонное, то слезы и истерики со временем исчезнут. Я советую всем мамам: освойте трансовые техники, научитесь убедительно говорить низким спокойным голосом.

«Я с тобой не разговариваю»

В 7-13 лет уже практически у всех детей есть свой телефон. Поэтому психологи советуют: как только вы его приобрели, установить на смартфон приложение «Родительский контроль», при помощи которого можно контролировать не только время пребывания в интернете, но и контент. Не стоит ожидать, что дети сами будут контролировать экранное время, ведь сила воли начинает формироваться только с семи лет. Основная задача родителей — научить ребенка пользоваться гаджетом правильно, без крайностей и перекосов, воспринимать его как полезный инструмент для решения задач, не более. А сделать это можно только собственным примером. Поэтому очень важно, чтобы родители сами не «зависали» в интернете. Если у них тоже зависимость, нужно менять правила для всех: например, за 1-2 часа до сна не пользуемся гаджетами, никаких телефонов не должно быть во время еды. Можно ввести даже семейные дни без гаджетов.

После 13 лет контроль заканчивается и начинается влияние, которое невозможно без родительского авторитета и теплых доверительных отношений. Если вы их не выстроили — самое время этим заняться.

На мастер-классе меня поразили две истории из жизни. «Сыну 11 лет. Когда я забрала у него телефон, он бросился в истерику и даже ударил меня. Сейчас я общаюсь с ним сухо, без нежности», — поделилась своей болью одна мама.

— Лишение ребенка контакта — самая грубая ошибка, которую мы можем сделать. Это то, что разрушает отношения, — говорит Карина Рихтере. — Нельзя отталкивать от себя детей. Отказ от ребенка — это эмоциональное насилие. Таким методом вы не справитесь с зависимостью от гаджетов — станет еще хуже. Мальчик не справился со своими эмоциями, со своей зависимостью, которую вы же и допустили — и вы его за это еще и наказываете. Это не вина ребенка. «Я с тобой не разговариваю» — это не воспитание. Учитесь разговаривать. Скажите: «Мне жаль, что получилась такая ситуация. Мне было больно. Давай с тобой думать, как мы дошли до такой жизни, что нам нужно менять? Как мы с тобой могли бы вместе проводить время?» Необходимо налаживать отношения. Ведь они — основной ключ влияния, особенно в подростковом возрасте.

Вторая история более печальная. Девочка-подросток подошла к маме и сказала: «Отдай телефон, или сейчас я себя зарежу». Получив телефон, дочь положила нож под подушку, чтобы та не вздумала снова забрать...

Если для ребенка жизнь без гаджета потеряла смысл — это крайний пункт зависимости. В подростковом возрасте вообще очень опасно забирать телефон сразу, ведь этим вы только вызовете к себе ненависть и агрессию. После 13 лет психологи советуют действовать согласно подростковой стратегии, когда очень медленно, постепенно вытаскиваем ребенка из виртуального мира в реальный.

— Что можно посоветовать маме девочки? Нужно ли ей сразу же после того, как отдала телефон, поговорить с дочерью? — поинтересовалась я у психолога.

— Нет, в таких ситуациях диалог между мамой и дочкой начинается только тогда, когда есть инициатива со стороны подростка. Даже просто пришла и сказала: «Что мне поесть?» Мама, будь в этот момент мудрее, не упоминай о той ситуации. Сначала покорми ее. Срабатывает старый эволюционный механизм — дочь успокаивается. Уже потом в процессе еды маме надо сказать: «Знаешь, мне было очень больно из-за произошедшего между нами. Руки опустились, хотелось плакать». Мама должна говорить очень тихо. И без обвинений в сторону дочери. И это не должен быть длительный монолог, всего 2-3 минуты. Пусть дочь ест, а мать должна уйти из кухни. Это будет первый шаг к процессу рефлексии у ребенка. Маме нужно налаживать потерянный контакт. Спокойно начинать выстраивать доверительные отношения. Это серьезная долгая работа матери в первую очередь над собой. Я на ее месте поинтересовалась бы, что нравится дочке в гаджете. Если девочка безвылазно сидит в ТікТок и смотрит ролики про кошек и собак, предлагайте сходить вместе на выставку животных, заведите щенка, пусть он его тренирует, участвует с ним в соревнованиях. Пусть направит фокус внимания на физическую активность!

В 8 лет, конечно, проще вытащить ребенка из зависимости, чем в 13-15. Более того, наступает критический момент, когда гаджетозависимость не лечится. Но даже в таком случае можно попытаться перевести привязанность к гаджетам в социально приемлемое направление. Например, «любишь сидеть в ТікТок — становись блогером, одержимый онлайн-играми — поступай на программиста...Вы можете рассчитывать на мою поддержку...» Очень важно не разбить отношения о постоянные претензии, крики, обиды, замечания. Если мы постоянно транслируем ребенку недовольство — ничего хорошего не будет.

Сколько времени ребенок может проводить в гаджетах, чтобы не стать зависимым от них?

  • До 3 лет: нет потребности в экранном времени;
  • 3-5 лет: 10-20 минут в день;
  • 5-7 лет: 20-30 минут в день, в выходные возможен просмотр полнометражного фильма;
  • 7-10 лет: 30-40 минут в день, в выходные 60-90 минут в день;
  • 10-13 лет: 40-60 минут в день, в выходные 60-90 минут в день;
  • 13-18 лет: свой телефон, но для ребенка существуют правила пользования гаджетом.

Надежда ДРИНДРОЖИК

Выбор редакции

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.