Вы здесь

Мы живем по заветам предков, иногда даже не догадываясь об этом


Дух творчества у народа существовал, существует и, я убежден, будет существовать. Без этого нет ощущения полноты жизни, — замечает директор музея древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси Борис Лазука. Мы рассматриваем витрины с бытовыми вещами, обращаем внимание на сальничку, которую деревенский мастер вырезал из дерева в виде утки...


— А не обделены ли современные дети: все же раньше малыши росли в среде, где подобные вещи создавались руками тех, кто был с ними рядом? — осторожно интересуюсь у Бориса Андреевича.

— Действительно, это проблема, но я бы не хотел обобщать и категорически заявлять, что мы все потеряли. Надо понимать, что мы живем в окружении других явлений, предметов, вещей, образа жизни. У нас начинает доминировать городская, а не деревенская культура. Хотя для белорусов деревенская жизнь всегда была на первом месте. Раньше даже аристократические имения находились не в городской, а в природной среде, вблизи тех фольварков, где жило простое население, выращивался урожай. Можно упомянуть и об обычае, получившем название «дедькование», когда девочку из богатой семьи вместе с экономкой, которая ее опекала, а мальчика — с камердинером, обычно военным человеком, отправляли в сельские семьи. И мальчишка, несмотря на то, что в зрелом возрасте будет хозяином разного добра, которое оценят в миллионы, должен был знать первооснову. Его могли уложить спать на соломе, на скамье, он играл в те же игры, что и деревенские дети, постигал азы крестьянского быта. Но цивилизация развивается по своим законам. Традиционную культуру, народную, или связанную с жизнью аристократии, нельзя просто взять, реанимировать и то, что происходило в XVIII-XIX веках, привнести в нашу жизнь. И тут есть опасность забвения. Политика государства как раз направлена на то, чтобы сохранить традиционную народную культуру. Важно, чтобы она органично, цельно входила в современную систему ценностей. Здесь есть множество проблем. Традиционные наряды не увидишь кроме как на фестивалях и праздниках народной культуры. Но трудно представить, что люди, одетые в подобные наряды, появятся, например, в метро или офисе. Это будет выглядеть неестественно, искусственно.

— Как сделать, чтобы информация, которую мы «считываем» в музейных витринах, трудах ученых, входила в нашу повседневную жизнь?

— Здесь можно отметить традицию провозглашения года под определенным девизом, благодаря чему делается большое дело. Провозглашение определенной темы формирует ауру, влияет на события, происходящие не только в сфере культуры, но и общественно-политической. И главным девизом В каждый из таких лет становится обращение к памяти. Люди начали искать ответы на вопросы, Что такое «малая родина», «историческая память»? Например, прошлый год подвел нас к тому, чтобы мы задумались о событиях, которые происходили и в древности, и в XIX веке, и в советские времена. Смотрите, как вырос интерес к белорусским орнаментам, к символике, пусть и придуманной в наше время, которой наделяют те или иные элементы.

— Но если бы не это новое «прочтение» современниками народных узоров, может, такого интереса к народному костюму и не возникло бы?

— Да, он существовал бы только в музейных экспозициях, на фестивалях, реконструкциях народных праздников. Более того, если у общества не будет почитания памятников народной культуры, они будут рассматриваться как нечто отжитое, ненужное, что можно выбросить, уничтожить. Но если на вещи завязана память о маме, дедушке, отце или дяде, которые ее делали, это воспринимается совсем иначе. Я хочу обратиться к читателям «Звязды»: подумайте, попробуйте вспомнить, существуют ли в мире еще страны, в которых государственным праздником является день почитания предков? Люди убирают кладбище, вспоминают умерших. Для белорусов Радуница — обязательная поездка на могилы предков, какими бы ни были сложными материальные или иные условия. Годы, которые проходят под определенными девизами, я убежден, консолидируют нацию в культурном контексте, в культурной памяти. Год мира и созидания вписывается в эту традицию. Память и обращение к жизни предков, почитанию ценностей, которыми они жили, объединяют нацию. А что для белорусов всегда было главным: мир и строй в семье, между родителями и детьми, старшим и молодым поколением, между соседями, мир на нашей земле. Попробуйте вспомнить из уроков истории, проявляла ли когда-нибудь Беларусь какую-то враждебность по отношению к другим народам? Не найдете таких примеров.

— Когда человек украшает свою жизнь красивыми вещами, выбирает самые живописные уголки для постройки усадеб и дворцов, разбивает возле них великолепные парки и цветники, своим детям с детства прививает любовь к земле, могут ли у его потомков возникать другие мысли, кроме как поднимать свой край и делать его красивее?

— Рассуждая с позиции ученого, занимающегося изучением материальной культуры, в том числе аристократии, памятниками сакрального искусства, хочу сказать, что не знаю примеров, когда бы в каких-то памятниках, в костюмах, тканях, бытовых вещах наших предков проявлялись образы и символы отрицательного. Крестьянская жизнь вообще не требовала людей заниматься военным делом. Это был исключительно мирный, созидательный труд. В аристократической среде существовала определенная доля осознания, что мужчине родом призвано вступиться за слабого. Когда мы смотрим на народные костюмы, перед нами предстают образы девственной девушки, достойной женщины, мужчины, который заботится о согласии в семье, о достатке. А возьмем аристократический костюм. Перед нами будет мужчина-покровитель, который оберегает свой род, своих родителей и детей, свою жену, вообще всех женщин. Вспомните костюм, в котором откидные рукава закидывались на плечи (так называемые «вылеты»). На поясе висела сабля. На головном уборе могла быть ценная брошь, пристегивалось соколиное перо. Повязывался слуцкий пояс. А теперь представьте, как такой человек выглядел в полонезе, когда кланялся женщине, целовал ей руку. Вот он наклоняется к женщине, рукава и концы пояса опускаются вниз и даже перо на шапке кланяется женщине. Аристократки были достойны своих мужей, родителей. Когда мужчины были на войне, выступали в роли покровителей своего государства, женщины докладывали им о делах в хозяйстве, писали, которым стоит заняться ремонтом. Они не только заботились о своих детях, но и заботились о будущем. После могли идти строки о том, как женщине не хватает поддержки мужа, его искренности и силы. Такие же письма мы можем почитать и от женщин 1941-1945 годов. Это свойство славян. Роль женщины всегда была высокой. Недаром говорили, что мужчина — голова, а женщина — шея.

Почитайте строки из статутов ВКЛ. Там отдельная группа статей была связана с защитой женщины и ее детей от всего: от злых людей, от сумасшедшего мужа, от непонятно трактуемого закона. Была та часть имущества, которая передавалась женщине как приданое. И ее муж не имел права на это посягнуть. У нас сейчас существует так называемый материнский капитал. Но еще в XVI-XVIII веке существовало понятие материзный — как раз того капитала, который женщина принесла в новую семью, и только она могла его передать своим детям. А мы даже не задумываемся, что живем теми же ценностями.

— Получается, культура является фундаментом для развития общества?

— Посмотрите на наши традиции этикета, как мы себя ведем, на что ориентируемся. Иногда бабушка прощает непослушных внуков: «Видел бы вас дед». Это посыл к нашим предкам, осуждение от них и от соседей — высший суд. Этикет — тоже часть нашей памяти. Ее нельзя привить прививкой или лозунгом. Это должно быть в образе жизни. На праздничный рождественский стол мы кладем сено или солому-то, что выросло на лугу, было собрано трудолюбивыми людьми. В такие действия наши предки закладывали глубокий смысл. На праздник мы наливаем рюмку водки и кладем на нее ломтик хлеба — для наших пращуров, которые наблюдают за нами. Это снова память о прошлом, и она органично входит в нашу жизнь. Нельзя воспитать гражданина, работника, выдающегося инженера или педагога из человека, живущего без такой памяти, без мыслей: а что скажут обо мне люди. Вот оно, ощущение мира и образа. И в этом году мы должны стоять за то, чтобы мир был во всем — нашей жизни, взглядах, эмоциях, чувствах. К сожалению, с развитием новых технологий постепенно нам прививаются какие-то другие ценности. Через различные элементы — одежда, вечеринки, фильмы. Иногда за красивой оберткой мы получаем и очень опасные посылы. Многие фильмы и вещи пропагандируют культ насилия. Мы, как ученые, занимаемся и вопросами культурной безопасности. Просто запретом на определенные фильмы и явления здесь ничего не решишь. Мы должны формировать у нации тот ген, тот антивирус, который будет выставлять завесу отрицательному влиянию.

— Традиционная культура, где с каждым обрядом через поколения передавались определенные идеи, ценности, может формировать такой иммунитет? Возможно, еще в детском саду при знакомстве малышей с обрядами, ремеслами, орнаментами можно учить их размышлять, выбирать: что хорошо, а что — плохо?

— Да, и изучение традиций — это необычайно широкий круг для познания. Например, почему у нас в таком почете рушник? Это не только бытовая вещь, чтобы вытирать руки и лицо — он выполняет много различных функций, используется в обрядах. Почему не просто тканью, а полотенцем украшали образ Богоматери и святых? Почему самое дорогое, хлеб и соль, несли на полотенце? Почему полотенце являлось олицетворением способности, достоинства, достоинства молодой девушки, выходившей замуж, показывавшей, как умеет ткать и вышивать? Разве не интересно находить ответы на эти вопросы? Во всем закладывались хорошие идеи. Тот же цветок папоротника на Купалье искали ради счастья, ради мира, ради согласия. Весь образ жизни будто подводил человека к усвоению памяти. Дети видели, как родители работали и встречали праздники, и понимали, что им тоже надо так делать. Наши предки формировали и накапливали память, которая передавалась в обычаях, обрядах, сказках, песнях, материальных формах.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Общество

Рожать не вредно! Плюсы и минусы беременности после 35

Рожать не вредно! Плюсы и минусы беременности после 35

Сегодня женщины уже реже смотрят в свой паспорт.