Вы здесь

ЦЭ, ЦТ и целевая подготовка. Что нужно иметь в виду абитуриентам


28 января в Беларуси прошел репетиционный централизованный экзамен, участие в котором приняли более 52 тысяч одиннадцатиклассников. Под «репетицию» было задействовано 2600 аудиторий в 144 пунктах проведения ЦЭ. Со стороны педагогической общественности к этой процедуре были привлечены около 8 тысяч человек. Преимущественно те педагоги, которые будут работать и на самом ЦЭ. Для этого «репетиция» и была задумана, чтобы люди получили опыт, а также, чтобы устранить «узкие места» в организации экзамена.


Доставка на экзамен — обязанность школы

В Министерстве образования работал штаб по координации проведения репетиционного этапа централизованного экзамена, который вел оперативный мониторинг ситуации на каждом пункте проведения ЦЭ. По информации главного образовательного ведомства, все прошло в штатном режиме. Кое-где на входе в пункты проведения ЦЭ образовывались очереди, и это то обстоятельство, над которым еще предстоит поработать.

Например, на базе БГУ репетиционный централизованный экзамен проходили около двух тысяч одиннадцатиклассников. Под испытание по десяти предметам были задействованы более 50 аудиторий в пяти корпусах университета. «Это серьезная нагрузка на нашу инфраструктуру, — констатировал председатель организационной комиссии по проведению централизованного экзамена и централизованного тестирования в БГУ, проректор университета Константин Козадаев. — Небольшие очереди на входах обусловлены централизованным подвозом школьников. Их привозят сразу большими группами, а группы пропускаются уже в порядке очередности...»

Согласно инструкции, доставлять учащихся на ЦЭ должно учреждение образования. И это не зависит от того, требуется подвоз из сельского пункта в райцентр или речь идет о перемещении в самом районном центре, областном городе или в Минске. В Министерстве образования объясняют: ЦТ — это личное дело абитуриента и его родителей, которые волнуются, доехал ли их ребенок до пункта сдачи ЦТ, и здесь школа ответственности не несет. А вот в отношении централизованного экзамена доставка, регистрация и сопровождение — обязанность школы, так как речь идет о получении аттестата.

Педагоги уже высказывают свои пожелания. Среди предложений — изменить время прибытия в первичный пункт сбора учащихся. Не нужно собирать детей в школах в 8 утра, если начало тестирования в 11.00. К тому же одиннадцатиклассники не только приезжали со своими сопровождающими педагогами, но и оставляли с ними же пункт сдачи экзамена. В крупных городах, возможно, после ЦЭ разрешат школьникам добираться домой самостоятельно, предварительно получив на это согласие родителей. Например, детям, которые быстро справились с заданием, было неудобно длительное время ждать других.

В проведении нового экзамена, кстати, есть особенности: регистрацией участников занимается пункт проведения ЦЭ совместно с комиссиями школ. Еще один отличительный момент — все районы и школы закреплены за конкретными пунктами, поэтому у школьника нет возможности выбрать самостоятельно другой пункт, более удобный для него, как это происходит на ЦТ.

Накануне репетиции члены оргкомиссий прошли обучение, для каждого провели инструктаж. В определенный день совместно с местными исполнительными и распорядительными органами в пункты ЦЭ доставили экзаменационные материалы. Они полностью идентичны тем, что будут предложены выпускникам в мае.

Репетиционный централизованный экзамен проходит по отработанной за многие годы технологии централизованного тестирования в тестовой форме. Тесты сформированы на основе заданий базового уровня освоения программ по учебным предметам. В них не используются задания повышенного пятого уровня сложности. Зато увеличилось количество заданий области «В» (до 20-22), где не предлагаются дистракторы (варианты заданий).

Технология проверки та же, что и при ЦТ, — обезличенная, компьютерная. Это сложный, длительный, но в тоже время отлаженный процесс. Бланки сканируются, оцифровываются. На этом этапе компьютер может что-то не распознать, поэтому в интересах того, кто сдает экзамен, проводится верификация. Проблема в том, что современное программное обеспечение не гарантирует стопроцентное качество перевода рукописного текста в электронный формат. А верификаторы помогают машине разобрать «каракули» в бланке, удаляют и всю грязь: например, абитуриент случайно чиркнул ручкой, и, чтобы компьютер не засчитал ему неправильный ответ, это с электронного изображения убирается. Электронное изображение разделяется на часть регистрации и часть ответов. Одни операторы проверяют только регистрацию, а другие — только ответы и даже не знают, чья работа находится перед ними на экране. Верификатор не видит бланк ответов полностью. За каждую область отвечают разные люди. Вся процедура проверки бланков строго конфиденциальна.

Школьная оценка и тестовые баллы

В Республиканском институте контроля знаний (РИКЗ) обещают проверить все тестовые работы за две-три недели. Результаты загрузят на сайт института, и учащиеся в разделе «Результаты ЦЭ» смогут получить их по паспортным данным.

Недавно были утверждены шкалы перевода тестовых баллов в школьную оценку. Для того чтобы получить «десятку» по русскому и белорусскому языку, нужно набрать от 82 до 100 баллов, по математике — от 77 баллов до 100, по физике — от 79 до 100 баллов, химии — от 85 до 100 и так далее. Как видно, интервал тестовых баллов, гарантирующих максимальный школьный балл, довольно существенный. В частности, при подаче сертификатов ЦЭ в приемную комиссию каждый балл будет для абитуриентов на «вес золота»... Допустим, два выпускника несут документы в БГУ на специальность «Прикладная информатика». У обоих в школьном аттестате по математике — «10», но один на ЦЭ набрал 77 баллов, а другой-98. понятно, что у второго абитуриента гораздо больше шансов на поступление.

А если 11-классник получит на ЦЭ 1 или 2 балла — как будет выставляться оценка ему в аттестат? В Министерстве образования поясняют, что балл, полученный на ЦЭ, будет складываться с годовой отметкой и делиться на два. Например, если по ЦЭ выпускник получит 1 балл, а его годовая оценка 3 балла, то среднее арифметическое — «двойка». В таком случае учащийся получит справку, из которой можно идти поступать только в колледж. Аттестат об общем среднем образовании будет выдан, если среднее арифметическое между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ, по 10-балльной шкале будет от 3 баллов и выше. Кстати, к ЦЭ также допускаются только ученики, имеющие годовые отметки от 3 баллов и выше.

Подготовка под нужды заказчиков

Еще одна важная особенность вступительной кампании 2023 года — изменение в подходах к отбору на целевую подготовку в вузах. С одной стороны, сейчас сняты ограничения на место нахождения организаций — заказчиков кадров. Если раньше целевая подготовка распространялась только на определенные населенные пункты (чернобыльские, сельские регионы, города с населением до 20 тысяч), то сейчас договоры на целевую подготовку могут заключать организации и предприятия, расположенные, в том числе в столице и областных центрах. Одновременно с этим предусмотрено увеличение предельных квот в рамках целевой подготовки: на сельскохозяйственных специальностях — до 70 процентов от контрольных цифр приема, по медицинским — до 80 процентов и по другим специальностям — до 60 процентов. Известно, что 60, 70 и 80 процентов — это максимальная планка. И здесь есть много обстоятельств. Найдется ли столько заказчиков, готовых просчитать свои потребности в кадрах на 4-5 и более лет вперед? Будут ли готовы абитуриенты заключать договор на целевую подготовку? Сегодня такие договоры заключаются на пять лет отработки на заказчика кадров после получения высшего образования и на три года — после получения среднего специального образования.

Целевая подготовка подразумевает предварительное заключение договора между абитуриентом и заказчиком кадров еще до проведения этапа отбора, а после его удачного прохождения — также и из вуза, где будут готовить молодого специалиста.

Министерство образования планирует создать базу данных организаций — заказчиков кадров, которые выдают целевые направления абитуриентам, чтобы помочь выпускникам и работодателям найти друг друга. В этой базе будут и вузы, и колледжи, где также ведется целевая подготовка.

Некоторые руководители могут назначить абитуриенту собеседование, чтобы познакомиться с ним поближе и оценить его мотивацию. Пожалуй, решающим фактором для организации — заказчика кадров является успешность абитуриента. Будущему работодателю важно быть уверенным, что претендент на целевое место сможет не только пройти по конкурсу в вуз или колледж, но и успешно закончить учебу. Высокие баллы по профильным предметам, наличие грамот и благодарственных писем будут в пользу абитуриента.

Традиционно высокие конкурсы формируются в медицинских вузах. А в этом году столичные учреждения здравоохранения впервые смогут заказать для себя кадры. По информации, размещенной на сайте БГМУ, заключить с абитуриентом договор о целевой подготовке могут организации под контролем управлений здравоохранения облисполкомов, областных УП «Фармация», областных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Актуальная информация о заключении целевых договоров появится на сайтах организаций в конце апреля. Выдача целевых направлений начнется в мае.

Абитуриентам, которые хотят работать в учреждениях здравоохранения столицы, нужно будет обратиться в Комитет по здравоохранению Мингорисполкома, в Минской области — в главное управление здравоохранения Миноблисполкома. Чтобы в дальнейшем работать в учреждениях здравоохранения Гродно, Бреста, Витебска, Гомеля и Могилева, нужно обратиться в Главное управление по здравоохранению соответствующего облисполкома.

Запасные варианты для целевиков

Еще один важный нюанс: сроки поступления на целевую подготовку изменились. Подача документов будет происходить с 3 по 8 июня. В ЦТ участвовать целевикам не нужно. С этого года претенденты на целевую подготовку будут сдавать внутренний экзамен по первому профильному предмету (с 4 по 10 июня). Испытание пройдет в устной форме, кроме специальностей творческого направления, а также связанных со спортом, физической культурой и ряда других. На сайте Министерства образования можно найти вопросы к экзамену: их 50 по каждому предмету. На экзамене абитуриент вытянет билет и пойдет готовиться. Для приготовления ему выдадут проштампованное письмо. Конкурс будет формироваться, исходя из суммы среднего балла аттестата и внутреннего устного экзамена. Таким образом, все абитуриенты будут проранжированы. Зачисление на целевые места — до 13 июня.

Если абитуриенты не пройдут по конкурсу (а такое возможно, если на одно место будет претендовать несколько человек), они смогут попробовать свои силы при поступлении на бюджетную или платную формы обучения. Для этого выпускникам текущего года необходимо будет сдать один предмет на ЦТ, поэтому для подстраховки в мае на него следует зарегистрироваться, чтобы не упустить свою возможность. Можно ли задействовать вариант с поступлением на специальности, где проводится внутренний экзамен.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото: БелТА

Выбор редакции

Регионы

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Благоустройство населенных пунктов и наведение порядка на земле.