Вы здесь

Кто он, современный рабочий? Выбор профессионального образования — эффективный старт в будущее


Профориентация абитуриентов — дело не просто круглогодичное, а непрерывное ежедневное. В этом уверен директор Гомельского государственного колледжа кулинарии Владислав Шепелевич.


Кухонная романтика

— Мы — узкопрофильное заведение, которое вот уже 60 лет готовит кадры для общепита. У любой профессии есть своя романтика: с учетом нашей специализации мы называем ее «кухонной». Сегодня нам помогают в популяризации наших профессий многочисленные кулинарные шоу, сериалы и киноленты. Кухня — это не просто плита и микроволновая печь, как кто-то ошибочно думает, а целый мир. На базе нашего колледжа создан Центр компетенций кулинарного искусства и хлебопечения, где есть суперсовременное оборудование, — подчеркивает директор. — Мы работаем на профориентацию школьников и в медиапространстве, обязательно присутствуем в социальных сетях.

В прошлом году впервые в колледже набрали две группы на базе девяти классов по профессиям «повар, официант» и «кондитер, повар» — по 30 человек каждая. Так вот, на 60 мест было около 150 желающих. «Такого спроса, честно говоря, мы не ожидали, — признается директор. — Полагаю, что если бы групп было больше, то мы заполнили бы
все места...»

Он уверен, что лучшими пиарщиками учебного заведения являются сами учащиеся колледжа, если, конечно, им интересно там обучаться: «Мастер-классы для них проводили практически все бренд-шефы ресторанов в Гомеле. Это наши выпускники. Одно дело, когда о будущей профессии рассказывают директор или преподаватели, и совсем другое — послушать успешных выпускников, которые уже стали профессионалами в своем деле и могут поделиться нюансами профессии, о которых знают только они. Один из бренд-шефов в беседе со мной как-то признался, что раньше он не хотел делиться информацией, но теперь понимает: чем больше знаний отдаст, тем больше профессионалов получит на выходе.

В колледже есть собственная столовая, где учащиеся проходят практику. Например, будущие официанты учатся работать с клиентами, обслуживая других учащихся колледжа. «Работа с живыми людьми — очень сложная и многогранная, — подчеркивает Владислав Шепелевич. — Кто такой официант? Это «лицо» и «душа» любого бара, кафе или ресторана. Он работает с посетителями, консультирует их, принимает заказы, приносит готовые блюда и напитки. От него зависит настроение клиента, а значит, и успешность бизнеса. Наши учащиеся проигрывают различные ситуации, чтобы быть к ним готовыми в будущем...»

Колледж с 2014 года активно участвует не только в областных и республиканских, но и в международных конкурсах профессионального мастерства. Его представителями завоевано большое количество наград и дипломов. «Понятно, что все не могут стать призерами, но все должны иметь возможность окунуться в атмосферу подготовки, получить эмоциональный заряд и почувствовать дух спортивного соперничества. Это касается не только конкурса, но и учебы», — подчеркнул Владислав Шепелевич.

Он также рассказал о своем опыте общения с учащимися. Два раза в год в колледже проходит «Встреча с директором», на которую приходят все желающие. «Очень неформальное и непростое для меня мероприятие, потому что подготовиться к нему невозможно, — признался директор. — Самая короткая встреча длилась 2,5 часа, самая длительная — 5 часов. Обсуждаются самые разные темы и вопросы: от профессиональных тем, обучения, проведения мастер-классов, организации быта в общежитии до социальных предложений и даже музыки. Вопросы часто неудобные, на них не всегда можно ответить сразу. Но этот формат лично мне дает возможность держать руку на пульсе: я знаю, что сегодня актуально для учащихся и что их волнует. Особенно интересно встречаться с учащимися выпускного курса, которым есть что сказать и при этом высказывать мысли уже нестрашно...»

Взаимодействие с заказчиками кадров

В мае текущего года в стране пройдет финал пятого республиканского чемпионата профессионального мастерства по 49 компетенциям.

«Его победители будут иметь льготы при поступлении на уровень среднего специального и высшего образования в 2023 году», — сообщила заместитель начальника Главного управления профессионального образования — начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александра Петрова. — Участие в них привлекает и потенциальных абитуриентов, и организации, поскольку они видят уровень выполнения работ по тем или иным компетенциям.

— Мы не раз отмечали, что конкурсы проводятся не только для того, чтобы определить победителей. Это также возможность для школьников и их родителей увидеть, в чем заключается суть той или иной профессии, — подчеркивает ректор Республиканского института профессионального образования (РИПО) Валерий Голубовский. — Причем понимание профессии формируется не по описанию, а ее специфику можно увидеть своими глазами. Конкурсы профессионального мастерства мы рассматриваем также и как площадку взаимодействия с заказчиками кадров. Еще на этапе подготовки к чемпионату предприятия участвуют в составлении конкурсных заданий и в оснащении площадок под технологии, которыми должен обладать конкурсант. Возможно, работодатели присматриваются к своим потенциальным работникам, когда видят, насколько сложные задачи конкурсант может выполнять.

Новые технологии и компетенции

«Выбор профессионального образования — это эффективный старт в будущее. Хотелось бы, чтобы это осознавало общество и родители, которые влияют на выбор профессии детей, — подчеркивает Валерий Голубовский. — Потребности рынка труда в квалифицированных кадрах растут, и это мировой тренд. Сегодня рабочие кадры уже не те, что были раньше, поскольку работа усложняется и требует умения пользоваться новыми технологиями, проектного мышления. Многие профессиональные задачи рабочего связаны с тем, чтобы сначала создать какую-то модель или спроектировать помещение, чтобы выполнить в нем те или иные работы. Это предполагает новый уровень содержания образования и освоение новых компетенций. Система профессионально-технического и среднего специального образования наиболее динамична, потому что мы находимся под давлением изменений, происходящих в производственном секторе экономики. Поэтому и обновление учебных планов происходит ежегодно, вводятся новые темы, разделы, новое содержание практики».

Ректор РИПО обратил внимание на важность взаимодействия с реальным сектором экономики. Партнеры все больше понимают, что нужно совместно заниматься содержанием образования, лежащим в основе компетенций будущего специалиста. «Информационные кабельные сети», «Обслуживание систем водоподготовки и водоочистки», «Архитектурный дизайн городской среды» — обновление специальностей идет в унисон с развитием технологии на рынке труда. В частности, обновление содержания такой специальности, как «организация технического сервиса транспортных средств» идет с акцентом на электромобили. «Вы знаете этот тренд в производстве, он нарастает и в сервисном обслуживании, — отметил Валерий Голубовский. — Современные тенденции свидетельствуют, что работа будет становиться все более высокотехнологичной. Образовательная среда в наших учебных заведениях позволяет учащимся освоить компетенции, востребованные не только сегодня, но и наиболее перспективные, о которых передовые предприятия только задумываются. Они, кстати, быстро подхватывают таких выпускников. В центрах компетенций, которых по стране создано 52, концентрируются самые современные оборудование и технологии».

Старые новые специальности

Теперь что касается будущей приемной кампании. Выпускникам и их родителям нужно знать, что все учреждения профессионально-технического образования в текущем учебном году стали колледжами. Колледжи могут реализовывать программы и профессионально-технического, и среднего специального образования. Многие из них предлагают программы сразу на двух уровнях: готовят по рабочим профессиям и специалистов со средним специальным образованием. Но, например, медицинские, педагогические колледжи и колледжи сферы культуры предлагают обучение только на уровне среднего специального образования.

На уровень среднего специального образования в 2023 году планируется принять около 39 тысяч абитуриентов, из них 27 тысяч — за счет средств бюджета. Сроки приемной кампании останутся примерно на уровне прошлых лет — с 20 июля по 18 августа (они пока не утверждены).

На уровень профессионально-технического образования зачислят около 26 тысяч человек. Прием документов — с 15 по 23 августа. Если останутся незаполненные места, прием может быть продолжен.

Как отметила Александра Петрова, в этом году будет увеличен набор на базе девяти классов как на уровне профессионально-технического, так и на уровне среднего специального образования:

— Надо понимать, что выпускник 9 класса стоит перед дилеммой. Что делать: продолжать обучение на старшей ступени школы или идти обучаться на уровне профессионально-технического или среднего специального образования? Как вы знаете, согласно Кодексу об образовании, общее среднее образование сейчас является у нас обязательным. Поэтому, выбирая обучение в колледже на любом уровне, молодой человек через три-четыре года получит и диплом, который позволит ему поступать на более высокий уровень образования, и одну, две или три профессии, в зависимости от той сферы, которую он выбрал, а значит, и финансовую самостоятельность, — объясняет Александра Петрова. — На уровне профессионально-технического образования, как правило, это две-три рабочие профессии. Например, «машинист экскаватора; водитель погрузчика», «слесарь по ремонту сельхозмашин; тракторист-машинист сельхозпроизводства» или «повар—садовод—огородник». Это повышает конкурентоспособность выпускника, страхует его от сезонности работ, как в случае с огородником или трактористом. То есть, выпускник будет востребован организациями круглогодично. Сочетание профессий в учреждениях образования зависит от потребности в кадрах в конкретном регионе.

«Сейчас у нас активно развивается образовательная программа «Рабочий со средним специальным образованием». Недавно произошло знаковое событие: вступил в силу обновленный общегосударственный классификатор ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации», — проинформировала Александра Петрова. — В 2023 году прием будет осуществляться уже по обновленному классификатору. Но абитуриенты и их родители не должны волноваться, если они, например, не увидят специальность, которая была раньше. Например, в старом классификаторе была специальность «Автомобилестроение», а в обновленной версии она называется «Производство транспортных средств». Специальность осталась, но у нее поменялось название. Это связано с тем, что новый классификатор приведен в соответствие с классификатором видов экономической деятельности, актуальным сегодня.

Очень популярная среди абитуриентов специальность «Программное обеспечение информационных технологий» теперь будет называться «Разработка и сопровождение программного обеспечения информационных систем». Вместе с тем квалификация «техник-программист» сохранилась».

Александра Петрова заверила, что на сайтах учреждений образования информация о старых и новых наименованиях специальностей будет состыкована. То есть там будет присутствовать наименование специальности в новой редакции и наименование, которое было раньше, чтобы абитуриенты понимали, на какую специальность они поступают.

Поступление без сдачи ЦТ

Впервые в учреждения среднего специального образования будут принимать по конкурсу среднего балла документа об образовании как на основе 9 классов, так и на основе 11 классов и профессионально-технического образования. Ранее абитуриенты, поступавшие на основе общего среднего образования, сдавали два предмета на ЦТ. Теперь же их будут ранжировать в зависимости от балла аттестата и оценок в аттестате по профильным предметам (при одинаковом среднем балле в аттестате), сохранятся только внутренние экзамены на творческих специальностях и специальности «Физическое воспитание».

Кстати, на некоторых специальностях в колледжах формируются очень серьезные конкурсы. Так, в филиале БГУИР — Минском радиотехническом колледже — проходной балл на базе 9 классов на специальность «Информационные технологии» в прошлом году был 9,9.

На уровне профессионально-технического образования спросом у абитуриентов традиционно пользуются такие профессии, как «парикмахер», «помощник машиниста тепловоза, электровоза, электропоезда», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «слесарь по ремонту автомобилей». В разных регионах конкурсы по этим специальностям были от 1,2 до 2 человек на место.

Александра Петрова и Валерий Голубовский подчеркивают, что спрос на выпускников колледжей на рынке труда значительно превышает предложение. Это значит, что с трудоустройством проблем не возникнет точно. И вовсе не стоит рассматривать получение профессионально-технического образования как финишную линию в своем профессиональном развитии. Это только первая ступень. После окончания обучения можно выбрать сокращенную форму получения среднего специального образования или поступать в вуз на общих основаниях.

«Профессионально-техническое образование, кроме профессии, дает еще и различные универсальные компетенции, например, знания и умения в области материаловедения, электротехники, что позволяет выпускникам в дальнейшем на пути саморазвития довольно быстро переключаться и получать смежные профессии, — подчеркивает Александра Петрова. — Практикоориентированность обучения в колледжах доходит до 70 процентов».

«Специалисты, которые сначала обучались в профессионально — техническом учреждении, затем — в среднем специальном и высшем, сегодня самые востребованные и успешные, — уверяет Валерий Голубовский. — Именно им работодатели предпочитают при проведении конкурса на должность, им доверяют наиболее сложную, ответственную работу, с ними советуются. И все потому, что они хорошо знают весь процесс производства не только теоретически, но и практически. Даже при обучении в вузе современный студент технического профиля стремится получить параллельно еще и рабочую специальность, ведь, чтобы стать хорошим инженером, нужно обладать навыками эксплуатации оборудования, понимать специфику и структуру промышленных процессов. Граница между рабочим и инженером все больше размывается».

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

В чем пойти на выпускной бал?

В чем пойти на выпускной бал?

Посмотрим, что советуют стилисты и что реально приобрести в наших широтах, желательно не вгоняя родителей в долги.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Для Тельцов эта неделя будет наполнена делами и заботами, связанными с родственниками или детьми.

Регионы

Впереди — лето! Готовы ли территории детского отдыха принять гостей?

Впереди — лето! Готовы ли территории детского отдыха принять гостей?

Учебный год завершается для 1,1 миллиона белорусских школьников, из них 107,8 тысячи заканчивают 9-е классы и 57,5 тысячи — 11-е.