С Игорем МАРЗАЛЮКОМ, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом НАН, беседа была задумана на конкретную тему. Предполагалось, что речь пойдет о новом курсе «История белорусской государственности», который с этого года начали преподавать в вузе, и об одноименном пособии (Игорь Александрович один из инициаторов введения этого курса и один из авторов учебника). Но это был как раз тот случай, когда из отдельного переходишь к общему, ведь от него, этого отдельного, общее во многом и зависит...
— Игорь Александрович, я сейчас выскажу мнение скорее не журналиста, а, скажем так, образованного обывателя. Мне кажется, что с введением курса «История белорусской государственности» в образовательную систему мы опоздали лет на двадцать, если не больше...
— Давайте скажем честно: в 1990-х — и даже не в начале, а позже — в системе образования существовало пренебрежительно-презрительное отношение к гуманитарному блоку дисциплин. Считалось, что главное — физика, математика, ну, еще иностранный язык. Так называемая реформа социально-гуманитарных дисциплин, которая у нас была до недавнего времени, привела к интеллектуальному обнищанию, включая тех, кто будет завтра управлять государством. Курс истории Беларуси, который преподавали в высшей школе, был упрощенным рафинированным вариантом курса средней школы. И какой в этом был смысл? Идея совершенствования преподавания социально-гуманитарного блока появилась у нас с Игорем Василевичем Карпенко, который в то время был министром образования. Была создана рабочая группа под моим руководством, в ней были собраны лучшие гуманитарии. И мы пришли к выводу, что нужна дисциплина, которая представляла бы собой синтез политической, социальной, исторической, мировоззренческой дисциплин. Именно такой дисциплиной призвана стать история белорусской государственности. Она отвечает на три фундаментальных вопроса: откуда мы? почему мы такие, какие есть? как нам строить стратегию нашего будущего? По сути, одноименное пособие — это первый за всю историю государства системный учебник, где показана история возникновения и развития белорусской субъектности — политической, экономической, культурной — через эволюцию государства, государственных институтов, а также тех этнических общностей, которые сегодня все вместе образуют белорусскую нацию...
— Фактически ответ на вечное Купалово и наше общее: «А хто там ідзе?»...
— Я когда-то в мемуарах Шарля де Голля прочитал одну очень интересную мысль. Он, потомок древнего рыцарского рода, написал: «Я рос в атмосфере вечности Франции». Я хочу, чтобы этим учебником мы создали у молодежи атмосферу исторической вечности Беларуси. Чтобы они понимали, что Беларусь не вчера появилась и завтра не исчезнет. Что существование на политической карте мира белорусского государства — это результат труда и усилий наших предков, что в нашей государственности большая письменная история.
В этом учебнике нет каких-то этнических фобий, ненависти, унижения. Но можно сказать, что этот учебник — то, что излечивает от комплекса ничтожности. Мы не пропустили ни одного момента развития нашей государственности. К примеру, в первом разделе, посвященном этапам этого развития, есть все: начиная от Полоцка и Турова до наших дней. Второй раздел посвящен истории государственных институтов: здесь и Полоцкая правда, и статуты ВКЛ, и судебники, и уставные грамоты БНР, и все редакции Конституции БССР, и нынешняя Конституция. Рассказываем об Институте главы государства — начинаем с князя, заканчиваем Президентом. Рассказываем о правительстве — от чинов княжеской администрации эпохи Полоцкой земли и до сегодняшнего Совета Министров. Рассказываем таким же образом и о судебной власти. Все показано через призму исторической эволюции белорусской государственности, главный посыл — за нашими нынешними институтами есть определенная традиция, и мы эту традицию разбираем и анализируем.
Третий раздел «Беларусь на грани культур и цивилизаций». Здесь об этногенезе белорусов; какие названия этой территории существовали; какие народности здесь жили, сообщества, которые сегодня составляют современную белорусскую политическую нацию. Упомянули всех: и русских старообрядцев, и литовцев, и цыган, и евреев, и татар. Мы показываем, как возникало все то, что называем белорусским миром и что такое белорусская терпимость. Есть раздел, посвященный государственным символам, государственным праздникам. Мы не избегали никаких узких, неудобных моментов. Рассказываем подробно, какие флаги существовали в истории Беларуси, как менялась символика и почему, чем был обусловлен выбор белорусского народа на разных этапах развития тех или иных символов, не пропуская ни одного этапа нашей истории. Часть, посвященная социально-политическому развитию, рассказывает о политической жизни в стране, о существующих партиях и движениях, о внешней политике. Короче, о цивилизационном развитии государства...
Издание богато иллюстрировано, выполнено с учетом новейших технологий. Здесь много QR-кодов, благодаря чему этот учебник — своего рода проводник ко многим другим книгам, здесь выверены научные авторские карты. Есть подробная хронологическая таблица истории белорусской государственности. Короче, сделано максимально все, чтобы учебник был удобен и интересен для молодого читателя. И чтобы заставлял его думать. Кстати, к 1 сентября мы готовимся издать учебное пособие для средних специальных учебных заведений, упрощенное, сокращенное, с учетом программы. А еще готовим Атлас по истории белорусской государственности и Хрестоматию по истории белорусской государственности. Таким образом, у нас в этом году должен появиться полный учебно-методический комплекс.
— Лучше поздно, чем никогда?
— Я отвечу, что мы дозрели до этого курса, до понимания важности гуманитарных дисциплин в укреплении национальной безопасности. И мы поняли, что мировоззренческие вещи не менее важны, чем экономика. Если не ошибаюсь, это Лев Толстой сказал, что Чингисхан с телеграфом — это страшно. Так вот, чтобы не плодить сегодня «Чингисханов с телефонами», мы должны думать о гуманитарной составляющей.
В Год исторической памяти был сделан очень важный шаг — создан Совет по исторической политики при Администрации Президента. Кстати, пособие, о котором говорим, было рекомендовано советом. Но это первый шаг, еще много работы впереди. Например, над созданием пантеона национальных героев, над терминологией, над определением многих вещей, вызывающих споры в обществе. Нужно понять очень важную вещь: мы ничего не выбрасываем из истории, историческая память не может быть фрагментарной и выборочной. Другое дело (и самая большая проблема) — это интерпретация. Кто бандит, кто герой, кто может быть культурным символом, на каких персонажах можно строить историческую память народа. Любой сюжет требует основательной проработки и популяризации. Причем основываясь на конкретных фактах и документах. Нам нужна историческая катехизация всех групп белорусской нации.
— События 2020 года усилили это понимание, ускорили этот процесс?
— Мы начали это важное дело делать до 2020-го года. Первый, нулевой вариант пособия и учебная программа существовали уже в 2017-м. 2020 год приостановил работу над усовершенствованным вариантом, а после пришлось что-то и корректировать. Определенные вещи пришлось пересматривать, делать более четкие акценты на некоторых нюансах, которые до этого звучали не так четко. Но в целом структура пособия сохранилась такой, как была задумана. Когда стало понятно, что в стране будет проводиться конституционная реформа, было решено еще отложить выпуск, чтобы пособие вышло уже и с его учетом.
— Если говорить об упомянутой вами интерпретации, подачу конкретного лица... Для меня лично, пожалуй, самым сильным шоком 2020-го было исполнение песни «Магутны Божа» на «Яме». Причем, думаю, те, кто пел, не понимали, какое это кощунство...
— А все потому, что в возрожденческой белорусскоязычной публицистике с подачи белорусской американской эмиграции существует полностью фальшивый образ Натальи Арсеньевой, где она изображается как мечтательница-поэтесса, которая в любых обстоятельствах заботилась о белорущине и не служила никому, только высоким художественным достоинствам. Сейчас кто-то скажет, что я пропагандист, который пытается очернить светлое имя... Господа, как профессиональный историк я посоветую вам обратиться к аутентичным письменным документам, свидетельствующим, что человек делал и чего не делал. В Национальном архиве такие документы есть, их много и о тех, кто сотрудничал с фашистами во время оккупации Беларуси. Кстати, как довелось увидеть, некоторые папки с этими документами вообще никем не были просмотрены. Призываю всех, кто рассказывает сказки об Арсеньеве: сходите в архив. Посмотрите, кем реально был ее муж и что он делал. Почитайте газеты, в которых она печаталась. Ее светлый образ рушится еще до войны, когда она якобы была пламенной советской патриоткой. Почитайте ее стихи, посвященные памяти Ленина, почитайте ее «Оду Сталіну»... И почитайте то, что она писала уже в газетах времен оккупации, — увидите, какой ярой антисемиткой она была, как поддерживала гитлеровский режим. Она в 1943 году издала сборник, в котором были не просто стихи — это были маршевые песни 13-го Белорусского батальона СД, на совести которого пять гетто, карательные операции «Котбус» и «Корморан»... Почитайте коллаборационистскую «Беларускую газету» — как они подавали поражение немцев под Сталинградом: фашистов они сравнивали с дружинами полоцкого Всеслава Чародея, который потерпел поражение на Немиге, но все-таки потом занял Киев... Что это, как не кощунство? Вы еще найдете расписку мужа Арсеньевой Кушеля о получении в пользование изъятых еврейских перин. Они спали на перинах убитых евреев! И можно ли, зная это, петь ее стихотворение на месте массового уничтожения евреев?.. Кто-то скажет: при чем одно к другому — стихотворение же красивое. Безусловно, красивое. Но в Германии до сих пор запрещены безобидные фольклорные песни — только по той причине, что они были маршевыми песнями батальонов СС... То же самое можно сказать и о дискредитации бчб-флага — она на совести тех, кто торжественно вывешивал его рядом с флагом со свастикой... К сожалению, мы в учебниках тему коллаборации вообще старались обходить. Но как только мы замалчиваем подобные сюжеты, возникает фальшивое представление о пылких рыцарях, которые якобы сражались с двумя тоталитарными режимами... При том, что во всех источниках, даже немецких, засвидетельствовано, что белорусский народ дал в ту войну наименьшее количество предателей, о них, этих предателей, надо говорить и знать. Пример на «Яме» — это как раз и свидетельство того, что до недавнего времени мало говорили и знали.
— Но 30-35-летние учебник читать уже не будут. Как им все это объяснить?
— В популярной форме — через СМИ, через фильмы, через книги. Причем не через причудливые монографии, написанные сухим языком, а через, если хотите, вызов. Потому что абсолютное большинство белорусов — всех поколений — имеет прочную антинацистскую прививку. Почему мы так радостно празднуем и, я уверен, будем праздновать 9 Мая и 3 Июля. Потому что для нас это буквально праздник жизни. Мы выжили как народ только благодаря тому, что эти даты в нашей истории произошли... Мы должны апеллировать к таким понятным белорусам понятиям, как гуманизм, человечность, и показывать, что определенные сюжеты и определенные «герои» с этими понятиями никак не согласуются. Это должна быть системная работа, и мы ей сейчас занимаемся. Кстати, самая эффективная форма работы (она же, пожалуй, и самая сложная) — это выступление перед людьми, глаза в глаза, с доказательствами, с документами. Конечно, трудно убедить того, кто свято верит во что-то. Но люди должны знать, что скрывается за тем или иным событием в истории, что скрывается за той или иной фамилией и какие поступки делал этот человек, за тем или иным стихотворением и для чего и для кого он был написан. Историческая наука — это наука глубоко нравственная. Люди совершают аморальные поступки, но оправдания таким поступкам не может быть. Нет такой идеологии, нет такой символики, во имя которой вооруженный мужчина в военной форме имеет право убивать детей.
Я, кстати, планирую сейчас издать книгу, посвященную истории символики, — научно-популярную, но с документами. Я не буду никого хаять, употреблять оскорбительные слова в отношении каких-то символов — я просто буду показывать, что они такое и почему тот или иной символ белорусский народ отрицает или, наоборот, упорно защищает, считает милым своему сердцу... Людям нельзя врать, полуправда всегда рождает большое недоверие. Когда ты что-то утверждаешь, ты должен доказать это фактами.
— Свою телепрограмму «Символы белорусской вечности» на СТВ вы назвали под впечатлением слов де Голля?
— Да.
— Но ведь в ней не только новейшая история, но и то, что происходило столетия назад. С точными фактами здесь сложнее...
— Материальные свидетельства оставили даже события, которые были столетия назад, — книги, культовые памятники и т.д. важно руководствоваться именно ими, создавая реконструкцию далекой эпохи. При этом подавать для телеаудитории наиболее просто и понятно. Заниматься популяризацией науки — задача очень сложная.
— Недавно довелось от вас услышать: «Концепция исторической памяти». Это понятие философское или все же имеет шансы стать понятием политическим — на уровне нормативного документа?
— Это международная практика — нормативно закрепленный, утвержденный законом официальный взгляд государства на важнейшие события в истории той или иной нации, влияющие на день сегодняшний, ложная интерпретация которых воспринимается как национальное оскорбление и преследуется по закону. Такие законы, которые существуют во многих странах, называются мемориальными. У нас, как пример к сказанному, — усиление на законодательном уровне ответственности за пропаганду нацизма и нацистских символов, Закон «О геноциде белорусского народа». Именно из подобных мемориальных законов и может сложиться в конце концов концепция исторической памяти. Мы здесь не первопроходцы. Посмотрите, сколько подобных законов в Польше, как строго там все регламентируется, там есть целый Институт национальной памяти. На мой взгляд, и нам нужна подобная структура, и рано или поздно мы ее создадим. Сегодня, по сути, ее функции выполняет уже упомянутый Совет по исторической политике. Нам нужно этим заниматься, ведь именно сегодня осуществилась мечта многих поколений белорусов: мы имеем свое независимое государство, которое крепко стоит на ногах. Но это плод труда всех поколений, и мы должны об этом знать и помнить. Мы возвращаемся к себе. Мы фантастически успешный народ — чуть более ста лет прошли такой путь! Нам нужно научиться ценить то, что имеем, любить свое, не пренебрегая чужим. Все, что мы делаем сегодня в историческом плане, направлено на уважение к себе и к соседям и на понимание величественности пути своего народа.
— Мы пока только учимся это понимать.
— Мы учимся, но мы очень хорошие ученики. Белорусы медленно запрягают, но очень быстро едут. Мы это не раз в истории доказали.
Беседовала Елена ЛЕВКОВИЧ
Александр Рогожник обратил внимание, что совсем скоро белорусскому народу предстоит очередной судьбоносный выбор.
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил стратегии участия Беларуси в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.