Вы здесь

Выставка «Александр Костюченко. Посвящение» открылась в Большом театре


«Я счастливый человек! В моей голове появится идея, я пообщаюсь с режиссером. Через год спектакль ставят на сцене. И именно то, что существовало в моей голове», — признался когда-то в одном интервью художник-постановщик Большого театра оперы и балета Александр Костюченко. В год, когда мастеру могло бы исполниться 65, в родном театре вспомнили его вклад в развитие сценического искусства страны.


Деревня с красивым названием 

Будущий художник родился 9 февраля 1958 года в деревне, которая имеет не только красивое название — Вишнево, но и необычайно большой список знаменитых жителей и уроженцев. В стенах костела Пресвятой Девы Марии, расписанных известным художником Фердинандом Рущицей, были покрещены Симон Будный, известный протестантский деятель, основатель научной критики Библии, Владислава Луцевич, деятель культуры и жена Янки Купалы, Констанция Буйло, поэтесса, и Владислав Чернявский, католический священник, автор переводов Библии и Катехизиса на белорусский язык. 

Однако в скором времени родители-педагоги переехали вместе с сыном в Минск. Именно столицу страны Александр Костюченко и считал родным городом. Жажда художественного осмысления, заложенная за короткий период жизни в знаменитом и «классическом» белорусском городке, в Минске смогла развернуться и наполниться силами для роста. Творец окончил художественную школу, а затем Минский государственный художественный колледж имени Глебова. Именно «Глебовка» помогла окончательно сформировать видение себя как художника.

Александр Александрович учился у лучших. Среди его преподавателей такие знаменитые белорусские художники, как Май Данциг, Петр Крохалев, Евгений Чемодуров. В память о последнем в 2011 году благодарный ученик осуществил реконструкцию сценографии учителя в обновленной опере «Аида», декорации к которой за полвека до этого оформил Евгений Григорьевич. 

«Театр — моя жизнь, мой второй дом» 

После завершения учебы в Белорусском государственном театрально-художественном институте А. Костюченко работал в Музыкальном театре, впоследствии занимал должность главного художника в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького. Параллельно с этим сотрудничал с Купаловским театром, Коласовским театром в Витебске и Белорусским государственным молодежным театром. Некоторые спектакли со сценографией художника еще можно увидеть в театре имени М. Горького.

Сам Александр Костюченко рассказывал, что служил нескольким театрам — и в каждом из них у него получилось раскрыться. Однако его большой талант нашел свое настоящее место в Большом театре Беларуси. В качестве главного художника он был приглашен в 2009 году и до самой смерти в 2019-м продолжал создавать именно для оперных и балетных постановок. 

Вот как сам мастер рассказывал о своем творческом подходе: «Сначала идет большое собрание материала: прослушивается музыка, подбираются материалы в библиотеке. А потом происходит что-то — и ты начинаешь понимать, что в голове понемногу вырисовывается идея. Потому что декорации появляются не просто так. Если за спиной более пятидесяти спектаклей, то трудно придумать что-то новое. Необходимо просто ждать случая, чтобы создать новый образ. На самом деле это очень интересно, но сложно. 

Чтобы декорации к спектаклю получились и создался нужный эффект, все должно быть предусмотрено в макете. Театральное производство — дорогое дело. Все проверяется неоднократно».

Юбилей мастера 

По случаю 65-летия со дня рождения Александра Костюченко в стенах Большого театра оперы и балета, служению которому художник отдал последние десять лет своей жизни, почтили память мастера.

9 февраля, в день рождения Александра Александровича, начала работать выставка «Александр Костюченко. Посвящение». О творчестве художника говорили Екатерина Дулова, генеральный директор Большого театра, Наталья Шарангович, заместитель председателя Белорусского союза художников, Нина Шарубина, народная артистка Беларуси, Николай Колядко, дирижер театра, а также сын художника скульптор Константин Костюченко. 

В экспозиции представлены картины, созданные в период с 1980 по 2019 год в самых разных направлениях: натюрморты, пейзажи, глубоко философские работы. Картина «Святой ужин», начатая в 2019 году, так и не была закончена... 

На сцене Большого театра Беларуси прошли показы опер «Анна Каренина» и «Царская невеста», сценографию к которым создал Александр Костюченко. Примечательно, что опера Николая Римского-Корсакова в год премьеры стала лучшим спектаклем по мнению критиков и получила Национальную театральную премию 2015 года.

Кроме упомянутых спектаклей увидеть сценографию художника можно в операх «Тоска» Дж. Пуччини, «Седая легенда» Д. Смольского, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Макбет» Дж. Верди, балетах «Золушка» С. Прокофьева, «Анастасия» В. Кузнецова и др. 

В 2017 году А. Костюченко получил Государственную премию Республики Беларусь за творческие достижения в развитии музыкального искусства, популяризацию духовных ценностей и значительный личный вклад в постановку оперного спектакля на музыку Д. Смольского «Седая легенда» по произведению В. Короткевича. 

Яна ЦЕГЛА

Фото с сайта bolshoibelarus.by

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.