Вы здесь

«Мы сами меняем отношение общества к инваспорту»


В Могилеве в этом году снежно. Снег щедро накрыл город, а специалисты с помощью специальной техники вкатали его в лыжню. Сейчас в Печерском лесопарке не смолкают детские голоса. Здесь занимаются учащиеся областной спортивной детско-юношеской школы профсоюзов «Спартак», одной из многочисленных спортивных школ страны. Но «Спартак» — школа уникальная: только здесь лыжным мастерством овладевают подростки с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата, будущее паралимпийского спорта. Из 242 учащихся школы 20 имеют особенности в состоянии здоровья. Единственное в стране лыжное отделение для детей с инвалидностью открылось в школе в 2018 году. Открытие новых отделений в спортивных школах — событие обычное, но далеко не каждая школа может принять детей, имеющих проблемы со здоровьем. Могилевский «Спартак» смог благодаря усилиям и активности одного человека — Василия Гавруковича, чьи энтузиазм и идеи помогают развиваться отечественному паралимпийскому спорту. Сейчас он возглавляет уникальную школу.


Свою историю любви со спортом Василий Юрьевич называет банальной: в советское время у детей из Могилева было не так много развлечений, чтобы пренебрегать занятиями спортом. Да и в Могилеве лыжные традиции имеют хорошие корни. Интересный факт: первая белорусская призерка зимних Олимпийских игр Рита Ачкина родилась именно в Могилеве. На Олимпиаде 1968 года она завоевала «бронзу» в лыжных гонках.

«Я занимался любимым делом, получал удовольствие, вошел в сборную команду Республики Беларусь. Но у каждого свой предел способностей. Спустя время анализируя себя как спортсмена, как тренер я понимаю, что у меня не было таких способностей, как у наших лидеров. Мой лучший результат — 11-е место на первенстве мира, неоднократно побеждал на республиканских соревнованиях. Но это не те результаты, которые бы мне хотелось, которыми можно было бы гордиться», — делится Василий Юрьевич. Зато можно гордиться результатами спортсменов, с которыми он работал уже как тренер. Самая знаменитая из них — Ядвига Скоробогатая, паралимпийская чемпионка 2002 года, обладательница восьми паралимпийских медалей в лыжных гонках.

«В 1998 году я не попал на Олимпийские игры в Нагано. И в качестве поощрения мне предложили поехать на Паралимпийские игры, помочь команде. Очень хотелось побывать в Японии, было интересно посмотреть на такие масштабные соревнования, я согласился. Помогал команде с обработкой лыж, разными техническими моментами, там же состоялся мой первый опыт в качестве лидера», — вспоминает Василий Гаврукович. Следует пояснить: в паралимпийском лыжном спорте и биатлоне лидер — это человек, который «ведет» спортсмена с нарушениями зрения на дистанции, он бежит впереди, а спортсмен, ориентируясь на голос, бежит за ним. Понятно, что на лидере лежит большая ответственность за результат. «Без лидера развитие спортсмена прекращается. И часто лидер дает больше, чем тренер. Он бежит со спортсменом на дистанции, он его чувствует. Тотально слепые бегут на голос. Бег без лидера и бег с лидером дают разные результаты, с лидером, естественно, результат выше. Самое главное — это доверие. Скоробогатая ехала за мной, даже если бы спереди была пропасть. Нужно добиться того, чтобы спортсмен доверял лидеру больше, чем себе. Без лидера невозможно показать высокий результат и невозможно сделать эффективную техническую тренировку. Для успеха должно быть трио — лидер, тренер и спортсмен», — объясняет Василий Гаврукович. С Ядвигой Скоробогатой он сотрудничал и как лидер, и как тренер. Медали с Паралимпийских игр 2002, 2006 и 2010 — лучший показатель их работы.

«В Нагано я увидел выступления Ядвиги, оценил ее уровень и понял, что она может претендовать на призовое место. В 1998 году у паралимпийцев еще не было единой национальной команды, но, разумеется, между собой все общались. Я понимал, что могу помочь Ядвиге, она это понимала. И за полтора года до Игр в Солт-Лейк-Сити мы стали работать, нам дали стипендию, чтобы были возможности для подготовки. Все было нормально, если не учитывать, что я жил в Могилеве, а Ядвига — в Гродно. Но дело только в цели и идее — остальное все можно решить. У Ядвиги было огромное желание работать и побеждать, она посвящала тренировкам все свое время. Я ездил к ней в Гродно, она — ко мне в Могилев. Так и работали. На руку и то, что Ядвига была уже подготовленной спортсменкой. На Паралимпийских играх 1996 года она стала бронзовым призером по легкой атлетике. Она понимала, как должен тренироваться профессиональный спортсмен. Это человек, который никогда не сидит на месте. Ее спортивные способности вместе с теми знаниями и опытом, что я ей дал, позволили показать самый высокий результат», — рассказывает Василий Гаврукович.

Благодаря примеру Ядвиги Скоробогатой, как и многих других спортсменов, Паралимпийский спорт стал полноценной частью спортивной жизни страны. «Все начиналось как социальная адаптация, реабилитация людей с инвалидностью. Сейчас паралимпийское движение носит настоящий спортивный характер. Все понимают, что медаль нужно заработать потом и кровью. В 2017 году открылся Республиканский центр олимпийской подготовки по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта — паралимпийский спорт вышел на новый профессиональный уровень. Самое главное, что появилась возможность сделать инваспорт профессиональной деятельностью, раньше все держалось на энтузиазме. Мы сами меняем отношение общества к инваспорту», — уверен Василий Гаврукович.

«У нас есть единственное требование — спорт»

В связи с этим открытие отделений для детей с инвалидностью в спортивных школах кажется абсолютно логичным и правильным шагом. О каком профессиональном спорте может идти речь без резерва? Но и здесь на первом месте пока стоит энтузиазм.

«Работу с Ядвигой Скоробогатой я закончил в 2011 году, стал работать в спортивной школе. Мысли об отделении для детей с инвалидностью имелись, но было страшно, наберем ли детей, придут ли они, как к этому отнесутся родители. Да и опыта было маловато. Я постепенно учился работать с детьми, занял должность заместителя директора в школе. В 2018 году съездил на Паралимпийские игры, очень вдохновился и понял: надо открывать отделение. Директор школы поддержала», — рассказывает Василий Юрьевич. А позже директором школы стал и он сам.

«Самое главное — наши спортсмены. Возможности областной школы позволяют набирать детей со всей Могилевской области. Наша основная опора — Шкловская спецшкола-интернат для детей с нарушениями зрения. Дети там находятся постоянно, они заняты, и спорт стал хорошей частью их распорядка. В выигрыше остаются все: дети занимаются спортом, и наше отделение может плодотворно работать», — отмечает Василий Гаврукович. Однако ресурсов одной только школы-интерната недостаточно. Поэтому «Спартак» постоянно ищет потенциальных воспитанников. «Сложно найти ребенка, который имеет проблемы со здоровьем и хотел бы заниматься спортом. Но еще сложнее объяснить его родителям, чем спорт может быть полезен. У нас есть база данных, которую нарабатываем путем общения, встреч, посещений школ. Я звоню, уговариваю, многие, кажется, и интересуются, но до нашей школы не доходят. Набор учеников — очень усердная работа. Бывали примеры, когда родители сами просили взять их ребенка, но врачи не давали разрешения. Мы объясняли, что у нас особая методика, что здоровью ничего не угрожает. Был случай, когда парню справку для занятий паралимпийскими лыжными гонками дали, а внизу заключение — не годен. Переговоры с медиками велись почти два года. Поскольку у каждого нашего спортсмена — разные диагнозы, могут быть разные последствия занятий спортом — к каждому ученику у нас индивидуальный подход», — рассказывает Василий Юрьевич.

Многие специалисты в паралимпийском спорте уверены, что спортсменам с инвалидностью, если тем позволяет состояние здоровья, следует тренироваться в одних группах со здоровыми спортсменами. Во-первых, так решается вопрос социальной адаптации инвалидов, во-вторых, повышается их спортивный уровень. В могилевской СДЮШОР профсоюзов «Спартак» это подтверждают летние спортивные лагеря для воспитанников школы. Спортсмены вместе тренируются, живут, устраивают конкурсы и творческие вечера. «Они там не только отдыхают. Мы в лагере делаем такую спортивную работу, которую в течение сезона не всегда выполняем. Не всегда нормативно-правовая база и техника безопасности дают возможность проводить совместные тренировки инвалидов и здоровых спортсменов. Но если спортсмен уже высокого уровня и мы видим, что он не потеряется среди здоровых, то, конечно, они тренируются вместе, вместе ездят на сборы. Нашим спортсменам не хватает конкуренции, не хватает спарринг-партнеров. Поэтому проводим скоростные тренировки со здоровыми спортсменами, приходится это делать. Часто наши здоровые спортсмены становятся лидерами для своих товарищей», — замечает Василий Гаврукович.

Большая проблема не только Могилевской спортивной школы, но и всей отрасли — тренерские кадры, их катастрофически не хватает. Василий Юрьевич отмечает, что в школе были бы рады специалисту, но не каждый тренер сможет работать со спортсменами с инвалидностью. Одним не хватает уверенности, другим — знаний. Образование тренеров для паралимпийцев — еще одна глобальная проблема. Нет четкой системы обучения таких специалистов. Кто хочет учиться сам, но таких фанатов, разумеется, единицы. Вот и в могилевской СДЮШОР профсоюзов «Спартак», кроме Василия Гавруковича, который больше занят в должности директора, с учениками-паралимпийцами работает только один тренер — Анастасия Королькова. В помощь — мудрое планирование времени и, в частности, то, что у юных паралимпийцев только одна тренировка в день. Две тренировки могут навредить их здоровью и добавить логистических проблем: на инвалидной коляске очень неудобно два раза в день ездить на тренировку.

«У нас есть тренеры в Белыничском, Круглянском районах, в Осиповичах и в Могилевском районе. Стремимся развивать паралимпийский спорт по всей области. Но тренер не всегда готов взять такого ребенка, он боится, не знает, как к нему отнестись, как с ним работать. Наш тренер Анастасия Андреевна Королькова уже все знает, видит и понимает, ничего не боится. Она уже наслаждается работой. Анастасия Андреевна знает, что может с детьми сделать, у нее есть лыжероллерная трасса, зал, инвентарь, возможность выехать на соревнования, организовать сборы», — рассказывает Василий Юрьевич.

По его словам, в работе с особыми спортсменами тренеры снисходительности никому не оказывают: «Своим бережным отношением мы можем навредить. У нас есть требование — это спорт. Если не будем требовать дисциплины и соблюдения нашего объема и постоянно будем гладить по голове, навредим. Поэтому, несмотря на наши близкие отношения со спортсменами, стараемся выдерживать дистанцию, проводить воспитательную работу. Понимаем, что у нас нет резерва. И то же самое чувствует национальная команда. Не так много спортсменов в нашей стране в будущем могут стать лидерами мирового спорта. Учитывая это, стараемся работать с ними таким образом, чтобы они провели в спорте много лет. То есть не форсируем подготовку в молодом возрасте. Если сильно нагружать 17-летнего спортсмена, до 25 лет от него ничего не останется. Это очень тонкая грань. Нужно чувствовать своего подопечного — в этом и есть искусство тренера и искусство подготовки спортсменов».

«Они восприняли это как шанс на новую нормальную жизнь»

Совместные усилия тренеров привели их подопечных к национальной команде. Владислав Кондратов мог бы выступить на Паралимпийских играх в Пекине, если бы не то несправедливое отклонение. Владислав родом из Шклова, в детстве, как многие мальчики, любил спорт, предпочтение отдавал хоккею. Но в 15 лет жизнь Владислава кардинально изменилась. Накануне своего дня рождения он решил покататься на старом скутере, который сам ремонтировал. Поехал, но перед поездом остановиться не смог, подвели тормоза... Больница, восстановление, реабилитация... Новая жизнь, уже без ног. И новый вид спорта — лыжные гонки. Специальный инвентарь для парня нашел Василий Гаврукович, он же заверил Влада и его родителей, что стоит попробовать. Снега тогда не было, поэтому первое знакомство с новым занятием — на роллерах. «Понятно, что травма была и у самого Влада, и у родителей. И тут им говорят о каких-то возможностях, рассказывают о том, что никогда не видели и не слышали. Они это восприняли как шанс на новую нормальную жизнь. Я много рассказывал Владу о паралимпийском спорте, скидывал видео, материалы. Затем привлекли его на сборы. Первый раз падал, боялся, но со временем втянулся. Начал адекватно реагировать на нашу нагрузку. Стал выполнять наши требования, что очень важно, потому что не все на это готовы. И постепенно Влад «влился», это стало его образом жизни. Когда мы разговариваем с родителями — говорим, что у их ребенка есть шанс на самореализацию. Может не получиться, все хотят быть чемпионами, но не у каждого получается. Но ведь попробовать можно. Ребенок, который к нам приходит, ничего не теряет», — отмечает Василий Юрьевич. Недавно Владислав Кондратов выступал на Кубке России среди спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Занял четвертое место, кажется, медали нет, но результат неплохой — особенно если учитывать, что среди юниоров он был лучший. Спортсмен также стал стипендиатом Президентского спортивного клуба. По словам Василия Гавруковича, Влад наслаждается спортом, поэтому задача тренеров — готовить его к следующим стартам и поддерживать мотивацию.

Совсем близко к главной команде страны подошла Александра Гуркина, ученица Шкловской школы-интерната для детей с нарушениями зрения. Девочка почти ничего не видит, но смогла выполнить норматив кандидата в мастера спорта, выполнить все разрядные нормы для отбора в сборную команду. «Перспектива есть, но надо работать. С Сашей работать сложно, потому что она практически ничего не видит и с ней постоянно должен кто-то быть. Постоянного лидера нет. Саша еще школьница, и, если после Шклова она перейдет в Могилев, мы эту работу систематизируем. Пока же пытаемся ее развивать. Саша прогрессирует из года в год, но это очень кропотливая работа. Если Влад Кондратов занимался хоккеем, то Саша никогда спортом не занималась, и ее сердечно-сосудистая система не развита должным образом. Этот недостаток нужно компенсировать, а это не год и не два. Сможем ли мы, сможет ли она, сможем ли найти лидера, развить эту перспективу — пока под вопросом», — отмечает Василий Юрьевич.

Понятно, что лучше всего спортивные навыки развиваются в соревнованиях. К сожалению, пока спортсмены лишены международной соревновательной практики. Но, по словам Василия Гавруковича, его ученикам ее хватает и внутри страны, помогают совместные соревнования с российскими паралимпийцами.

Пока в могилевской СДЮШОР профсоюзов тренируются только лыжники: здоровые и те, кто имеет особенности здоровья. Но, по словам Василия Гавруковича, есть планы открыть отделение по стрельбе из лука для паралимпийцев. Уже нашли инвентарь, желающих. Но самая большая проблема — нет тренера. Возможно, это тоже шанс для специалиста, который ищет себя...

Валерия СТЕЦКО

Фото Елизаветы ГОЛОД

г. Могилев.

Выбор редакции

Регионы

Оршанский льнокомбинат — тандем традиций и ноу-хау

Оршанский льнокомбинат — тандем традиций и ноу-хау

Корреспонденты «Звязды» отправились на это уникальное предприятие, чтобы собственными глазами узнать о белорусском Лене и не только.

Общество

Что важно знать, чтобы наведение порядка на земле не стало трагедией?

Что важно знать, чтобы наведение порядка на земле не стало трагедией?

Теплая погода, установившаяся в стране, поспособствовала массовому выезду людей на природу...

Образование

Какие нововведения ждут абитуриентов в этом году?

Какие нововведения ждут абитуриентов в этом году?

Собеседования для инженеров и электронная очередь для всех.