Вы здесь

Знания плюс активная жизненная позиция. В Министерстве образования озвучили основные задачи отрасли на ближайший год


Качество образования, эффективность воспитательной работы, важность профориентации и профессионального самоопределения старшеклассников, сопровождение талантливых детей, оптимизация сети учреждений образования, пилотный проект по организации питания в школьных столовых — эти и многие другие вопросы оказались в центре внимания участников коллегии Министерства образования, на которой подводились итоги предыдущего года и согласовывались планы на будущее.


Качество, а не количество

Заместитель премьер-министра Игорь ПЕТРИШЕНКО, принявший участие в коллегии, заметил в своем выступлении, что усиление внимания к проблемам образования является характерной чертой развития мирового сообщества в последнее десятилетие.

— Образованный человек — тот, который способен самостоятельно усваивать новые знания — становится важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества. Естественно, что в мире развернулась серьезная конкуренция и борьба за этот капитал. И мы, как никто другой, чувствуем это каждый день, — подчеркнул вице-премьер. — Система образования в своем развитии, конечно, должна учитывать мировые тенденции, в то же время государственные интересы и собственные национальные особенности являются для нас приоритетными.

«Неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитательная и идеологическая работа. Мы, кроме знаний, должны дать молодежи и жизненные ориентиры. Поэтому на первый план выходит формирование мировоззренческих основ учащихся, воспитание гражданственности и патриотизма, — добавил Игорь Петришенко. — В учреждениях образования уже сложилась система воспитательной и идеологической работы, вместе с тем актуальная повестка дня требует новых современных подходов к ее организации. В связи с этим Министерству образования следует обратить особое внимание на профессиональную компетентность и личную позицию организаторов воспитательного процесса. Невозможно переоценить влияние на учащегося учителя, преподавателя, воспитателя, которые ежедневно работают в классе или в аудитории и являются проводниками основ государственной идеологии.

— Просвещать мы научились, а вот к воспитательной работе есть вопросы. Не всегда количество мероприятий переходит в качество, — поделился своим видением ситуации заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Игорь ЛУЦКИЙ. — Мы анализировали планы воспитательной работы в некоторых учреждениях образования. Их порой столько, что у детей просто нет времени «продохнуть». Давайте все-таки сделаем воспитательную работу более целенаправленной и практико-ориентированной.

Нюансы воспитания

— Воспитательная работа — большая, многогранная, всеобъемлющая деятельность. И свою цель мы видим в том, чтобы объединить разрозненные инициативы в целостную систему, достичь единства всех социальных институтов в вопросах воспитания, — подчеркнул в своем выступлении на коллегии министр образования Андрей ИВАНЕЦ. — С этой целью разработан индекс эффективности государственной молодежной политики, включающий изучение качества национальной системы образования, подготовки кадров, гражданское и патриотическое воспитание молодежи, занятость, здоровье, сохранение семейных ценностей и поддержку молодой семьи, участие молодежи в общественно-политической жизни страны и другие позиции.

Говоря о качестве работы учреждения общего среднего образования, мы ориентируемся не только на тот объем знаний и умений, которым обладает наш выпускник, но и на то, чтобы из стен школы вышел человек с активной жизненной позицией, приносящий пользу своей стране.

Министерство образования тесно сотрудничает с МВД и Министерством обороны. На территории воинских частей организованы и активно действуют 39 военно-патриотических клубов.

Весомый вклад в сохранение историко-культурного наследия вносят поисковые объединения. Сегодня в 372 поисковых объединениях занимаются почти 4,5 тысячи учащихся.

Пополняются экспозиции школьных музеев, проводится работа по обновлению их сайтов, организации музейной исследовательской деятельности. В учреждениях образования функционирует 1420 музеев, включая 209 — военно-исторического профиля. С 2022 года в школах организовано 2011 музейных экспозиций, посвященных жертвам геноцида белорусского народа.

Считаю своевременным введение в прошлом году в школах, а в этом году в колледжах должности руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Министерством образования проведена необходимая организационная и информационно-методическая работа. Руководителям по военно-патриотическому воспитанию предоставлено право выполнять в рабочее время оплачиваемую педагогическую деятельность в части реализации образовательных программ. Сегодня учреждениями образования совместно с военкоматами продолжается работа по подбору кадров на эту должность.

По мнению министра, правильно выстроенная информационно-разъяснительная работа — еще одна важная составляющая воспитания. В последние несколько лет в учреждениях образования реализовывается информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина». У учащихся вызывают неподдельный интерес в формате открытого диалога общение с руководителями государственных органов власти, силовых ведомств, депутатами. «Это формирует у них успешность, целеустремленность, позитивное отношение к жизни, — считает руководитель образовательного ведомства. — Новой формой организации воспитательной работы стал открытый дистанционный марафон проектов «Мы действуем!». С целью его реализации на национальном образовательном портале открыта интернет-площадка, где учителям, учащимся, всем заинтересованным предоставляется возможность поделиться опытом реализации социальных проектов и инициатив, а также внести предложения по участию в общественной жизни своего региона».

Электронная «очередь» в детский сад

Отдельно участники коллегии остановились на вопросе доступности дошкольного образования. «В 2022 году доля детей от 1 до 6 лет, получающих дошкольное образование, достигла почти 90%, — проинформировал министр. — Впервые возможность получать дошкольное образование на дому была предоставлена детям, которые по медицинским показаниям постоянно не могут посещать учреждение дошкольного образования.

По данным социологического опроса, проведенного Центром социологических и политических исследований БГУ в сентябре прошлого года, около 95% опрошенных родителей без проблем получили место именно в том детском саду, в котором и хотели.

Вместе с тем в Минском районе по-прежнему сохраняется дефицит мест в детских садах по месту жительства. Мы работаем над системой, которая позволит родителям осуществлять процедуру постановки ребенка на учет в электронной форме через единый портал электронных услуг. Была организована работа по визуализации информации о наличии свободных мест в каждом учреждении дошкольного образования в регионах. На интернет-портале Министерства образования, сайтах облисполкомов и Мингорисполкома размещены интерактивные карты со ссылками на все учреждения дошкольного образования регионов и Минска».

— В вопросе повышения доступности дошкольного образования много сделано, — сообщил Игорь Петришенко. — Только за последний год построено 12 детских садов более чем на две тысячи мест. И также в отдельных микрорайонах с интенсивной жилой застройкой сохраняется актуальность с местами в дошкольных учреждениях шаговой доступности. Замечу, что общее количество мест в садах превышает количество детей. Так, в Минске на тысячу детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях есть 1100 мест. Поэтому мы продолжим практику выделения мест в дошкольных учреждениях, которые расположены рядом с работой родителей малышей или по дороге к месту их работы. Будет организован подвоз детей из микрорайонов до детских садов, где есть свободные места. Исходя из этих подходов, необходимо на местном уровне разработать логистику и вести предметную индивидуальную работу с родителями. Нужно еще раз проинвентаризировать всю сеть детских садов в регионах. Очень важна гибкость управления на местах. При этом новые дошкольные учреждения мы продолжим строить....

В этом году должна быть введена в эксплуатацию электронная система постановки на учет нуждающихся в детском саду. Надеемся, что она значительно упростит процесс обеспечения ребенка местом в дошкольном учреждении...

Зона ответственности для всех

Серьезным экзаменом станет проведение в мае текущего года аттестации выпускников учреждений общего среднего образования в новом формате.

— Репетиция централизованного экзамена показала, что серьезных проблем с его организацией нет. Но в то же время, уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание на то, что никаких недоработанных «мелочей» в этом вопросе быть не должно. Особо подчеркну, что экзамен — зона ответственности для всех: от министра до руководителя каждого учреждения образования. Пристальное внимание следует уделить вопросам безопасности, слаженным действиям местных органов управления образованием, здравоохранения, правоохранительных органов и МЧС, — подчеркнул Игорь Петришенко.

Обсуждая тему качества образования, Андрей Иванец сообщил, что Министерством образования принято решение о проведении с этого года Национального исследования по функциональной образованности учащихся. Это будет комплексная работа, включающая задания по читательской, математической, естественнонаучной и финансовой образованности.

— В исследовании примут участие около 20 тысяч учащихся десятых классов из всех регионов. Его результаты позволят определить ряд задач, над которыми нам предстоит работать в ближайшей перспективе, — пояснил руководитель отрасли. — В первую очередь, это касается совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса. Задания, направленные на применение учащимися усвоенных знаний, умений и навыков в различных жизненных ситуациях, должны найти отражение в компонентах учебно-методических комплексов по учебным предметам. Задача Академии последипломного образования, институтов развития образования и Национального института образования — провести семинары по совершенствованию методик обучения учебным предметам с использованием этих материалов.

Важная задача — формирование высокопрофессионального экспертного потенциала в области оценки качества образования. Соответствующая задача поставлена Национальному агентству по обеспечению качества образования.

В сентябре текущего года в стране состоится финал республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь». Он проводится раз в три года. Одновременно с отборочными турами конкурса «Учитель года» в стране проходит республиканский фестиваль «Педагогический дебют», в котором участвуют педагогические работники в возрасте до 31 года со стажем работы в должности не более пяти лет. Планируется сделать его также регулярным.

Престиж профессии и социальный статус

Министр образования уверен в том, что качество современного образования определяется не только его содержанием и образовательными технологиями, но и гуманистической направленностью. «От уровня культуры, нравственных ценностей, порядочности, доброты и других человеческих качеств не только педагогов, но всех, кто имеет отношение к системе образования, зависят характеры, судьбы, а иногда и жизни сотен и тысяч детей, — обращает внимание он. — И каждый, даже единичный случай несоблюдения учителем или преподавателем этических норм негативно влияет на формирование нового поколения, на социальный статус педагога и на престиж педагогической профессии в целом.

Общество требует от педагогических работников как выполнения собственно профессиональных функций по обучению и воспитанию подрастающего поколения, так и высоких моральных качеств. Приятно отметить, что хороших педагогов у нас большинство. Мы ценим их работу. Однако в прошлом году звание заслуженного учителя получил только один человек, заслуженного работника образования — трое, а народного учителя — вообще никто. Считаю, мы недорабатываем в этом вопросе. Нужно активнее вносить предложения по награждению заслуженных педагогов».

— В прошлом году было принято решение о лицензировании практически всех учреждений образования. Это еще один инструмент для усиления ответственности руководителей и учреждений образования за результаты их деятельности, — сообщил Игорь Петришенко. — Имейте в виду, что лицензирование и аккредитация не должны сводиться к подписанию формальных объемных отчетов. Такие проверочные мероприятия должны стать стимулом в развитии учреждений образования и их деятельности, способствовать устранению всех просчетов. Прошу министра обратить особое внимание на контрольную деятельность. Считаю, что эта работа должна быть качественно обновлена.

Игорь Петришенко также остановился на эффективности работы методических организаций: «Их штат немалый. Однако должен констатировать, что действующая система методического сопровождения системы образования требует совершенствования. Необходимо пересмотреть как ее структуру, так и функции методических организаций, — подчеркнул он. — Такая задача поставлена на текущий год правительством перед Министерством образования, облисполкомами и Минским горисполкомом».

Надежда НИКОЛАЕВА 

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.