Вадим Лукашевич — один из самых молодых полковников в Вооруженных Силах. Однако, несмотря на возраст, за плечами военнослужащего — богатый служебный опыт. Офицерский путь начинал в Брестской отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригаде, был заместителем командира Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады, возглавлял управление информации Главного управления идеологической работы Министерства обороны. Уже почти как год он является заместителем командующего Силами специальных операций Вооруженных Сил по идеологической работе.
Как признается Вадим Анатольевич, времени на то, чтобы освоиться в новой должности, у него практически не было. Такой роскошью наиболее мобильный род войск Вооруженных сил не обладал никогда. Основы служебной деятельности, тонкости профессии здесь постигают сразу в деле. В рабочем кабинете сидеть некогда: почти с первых дней в качестве заместителя командующего Вадим Лукашевич большую часть времени проводит в воинских соединениях, на полигонах — одним словом, должность далеко не кабинетная. Однако это, по словам полковника, к лучшему: участвовать во всех мероприятиях боевой подготовки, лично держать на контроле обучение солдат и из первых уст узнавать о том, что волнует сегодняшних военнослужащих, намного интереснее, чем наблюдать за этим со стороны.
Корреспондентам повезло, что в чрезвычайно плотном графике заместителя командующего Силами специальных операций нашлось время на разговор с нами. В эксклюзивном интервью Вадим Лукашевич рассказал о том, почему решил стать офицером, зачем, осваивая профессию на практике, постоянно учился и как полученный опыт научной деятельности помогает ему во время нынешней службы. Почему каждый десантник не помнит свой первый прыжок с парашютом и никогда не забудет второй — об этом и не только из уст очередного героя «Плеяды молодых».
— Вадим Анатольевич, когда вы впервые задумались о профессии офицера? Кто повлиял на этот выбор?
— Стать офицером Вооруженных Сил я решил еще будучи школьником. Уже тогда считал, что защищать Родину — почетная миссия. Связать свою жизнь с армией во время прохождения одной из медицинских комиссий предложил и военный комиссар. В итоге я принял решение поступать в Военную академию Республики Беларусь и в 2000 году стал курсантом общевойскового факультета.
— До вас в семье кто-то был военнослужащим?
— Никогда до сих пор в семье никто не носил погоны. Я был первым. Сейчас нас, военнослужащих, в семье трое: мои два брата тоже являются офицерами Вооруженных Сил.
— В главное военное учебное заведение поступили с первой попытки?
— Да. Даже несмотря на большой конкурс. Когда я поступал, на одно место претендовали семь человек.
Учиться в Военной академии во все времена было почетно. Хотя постигать военную науку было непросто, всегда стремился к хорошим результатам. Об этом свидетельствует и диплом с отличием, который мне вручили по окончании Военной академии. Еще сложнее было привыкнуть к режиму, распорядку дня. Однако постепенно трудности преодолевались. Благодаря учебе в академии я стал более критично относиться к проблемам, легче решать любые жизненные вопросы. Курсанты, с которыми учились, стали друзьями на всю жизнь. Каждый преподаватель, обучавший военному делу, внес свой вклад в мое воспитание. Знания, полученные в стенах Академии, очень помогали и помогают в службе.
— В каком воинском соединении начинался ваш офицерский путь?
— Первое место службы было недалеко от дома — в Брестской десантно-штурмовой бригаде. Там служил до 2011 года. Затем командир бригады, нынешний командующий Силами специальных операций генерал-майор Вадим Денисенко, предложил пройти обучение на командно-штабном факультете Военной академии. И я с должности заместителя командира отдельного десантного батальона поступил на командно-штабной факультет Военной академии, где учился два года. В итоге получил еще один диплом с отличием и еще одну специальность — «Идеологическая работа в соединениях и воинских частях, специалист в области управления». После снова вернулся на службу в Брестскую бригаду, где уже служил офицером, отвечающим за информационно-пропагандистскую работу. Затем меня направили в Витебск, где на протяжении пяти лет занимал должность заместителя командира воздушно-десантной бригады по идеологической работе. Не так давно я окончил факультет Генерального штаба Военной академии.
— Вы — один из наиболее образованных полковников Вооруженных Сил. Как, несмотря на практическую деятельность в войсках, удалось найти время на обучение? Что мотивировало?
— Всегда стараюсь саморазвиваться. Повышение уровня знаний — обычная человеческая потребность. Наверное, все дело еще и в характере. Стремление, воля, усидчивость — те качества, которые в полной мере мне присущи. Однозначно, знания никогда не бывают лишними. Разобрался более масштабно в различных вещах на государственном уровне, понял работу центральных органов военного управления. Каждая ступень образования закладывает определенный фундамент. Если человек учится всю жизнь, ему легче разбираться во многих вещах, с которыми сталкивается. Все эти ступени высшего военного образования являются определенным трамплином в дальнейшей службе.
— Как получилось, что оба ваших брата решили пойти по вашему пути и связать свою жизнь за службой?
— Когда военнослужащим решил стать мой средний брат, это было предсказуемо. Он с нетерпением ждал, когда я курсантом приезжал в увольнении домой, чтобы расспросить об учебе в Военной академии. Все это очень интересовало его, поэтому неудивительно, что Андрей тоже поступил в Военную академию. И когда успешно окончил учебное заведение, у младшего брата, как мы в семье шутим, не было выбора — он тоже пошел по нашему пути. Никто из нас никогда не пожалел об этом. Все учились в главном военном вузе страны, только на разных факультетах. Сейчас все служим в силах специальных операций.
— А где конкретно, если это не секретная информация?
— Младший брат, Иван, является командиром батареи в смешанном артиллерийском дивизионе Брестской десантно-штурмовой бригады. Средний брат, Андрей, служит здесь, в штабе командования Сил специальных операций.
— Получается, он ваш подчиненный?
— Я прямой начальник для него. Однако, несмотря на кровную связь, на службе мы сохраняем субординацию. На службе мы друг для друга — товарищ полковник и товарищ подполковник соответственно. Вне воинского соединения мы — братья. У нас у всех очень сильная братская связь. Мы лучшие друг другу друзья. Постоянно находимся в контакте, помогаем, если есть на то потребность.
— Вадим Анатольевич, почему Силы специальных операций?
— Это самый элитный род войск белорусской армии. Самый необычный и сложный род войск. На первоначальном этапе была определенная романтика. В силах специальных операций — большое количество традиций. Один только девиз: " Никто, кроме нас!"- чего стоит. Мы готовы выполнять задачи в любое время, в любом месте, при различных обстоятельствах. У нас особая форма одежды: берет, тельняшка... Солдаты у нас наиболее мотивированы в Вооруженных силах, готовы в любой момент выполнять самые сложные задачи, чтобы защитить нашу Родину. Если понадобится, мы готовы отдать свои жизни за любимую Беларусь. Мы же внуки и правнуки воинов-победителей, дух воина у нас в крови. Традиции бывших поколений — не пустые слова для наших военных.
— Если ваши военнослужащие самые мотивированные, значит, идут в Силы специальных операций по собственному желанию...
— Ни для кого не секрет, что в Силах специальных операций служат наиболее физически подготовленные и психологически устойчивые молодые люди. И в плане интеллектуальных возможностей это самые умные, образованные граждане нашей страны.
— Где таких находите?
— Конечно, одного желания, чтобы служить в Силах специальных операций, недостаточно. У нас создана целая система отбора. В отдельной бригаде специального назначения работает специальная комиссия. Военнослужащие подразделения ездят по всей стране, присматриваются к каждому солдату. Если он соответствует всем требованиям, приглашают на службу в бригады специального назначения. В десантные бригады отбирают лучших парней военные комиссариаты. При отборе учитываются такие факторы, как наличие образования, определенных знаний, соответствующих качеств. В результате лучшие граждане нашей страны идут служить в Силы специальных операций Вооруженных Сил.
— Охотно ли остаются ваши мотивированные ребята в армии после окончания срочной службы?
— Остаются. И об этом свидетельствует большое количество заключенных контрактов. Это относится как к десантным бригадам, так и к отдельной бригаде специального назначения. При этом замечу, что желающих продолжить службу много, однако берем далеко не всех.
— Чтобы достичь определенных успехов, профессиональных высот, каждый человек проходит определенный путь — он не всегда легкий. И вам, сегодняшнему заместителю командующего Силами специальных операций, приходилось и в учениях участвовать, и с парашютом прыгать... Помните свой первый прыжок?
— Все говорят, что самый запоминающийся первый прыжок. Это неправда. Первый прыжок, как правило, не помнишь. В памяти — второй. Безусловно, это яркий момент в жизни. Нужно преодолеть страх, хотя это очень сложно. Скажу честно, каждый раз прыгать с парашютом страшно. На моем счету — около сотни прыжков. И крайний прыжок тоже внушал страх. Ты понимаешь, что определенный риск для жизни, здоровья существует всегда, однако все это легко преодолевается.
— О чем думает десантник, когда летит над облаками?
— Уж когда летишь, ни о чем не думаешь. На это просто нет времени. Чтобы раскрылся парашют, чтобы не было схождения с другими парашютистами, в воздухе необходимо выполнить целый перечень действий. Особого алгоритма действий предусматривает и подготовка к приземлению, чтобы оно было безопасным. Поэтому думать в воздухе некогда. Нужно четко выполнять свою работу.
— Вы принимали участие во многих учениях, в которых на протяжении последних двух десятилетий участвовали белорусские военнослужащие. Полезен ли этот опыт в вашей нынешней службе?
— Любой опыт полезен. Учения — это кульминация подготовки. Всегда учитываешь определенные вещи, элементы, которые берешь себе на заметку и используешь в ходе других учений, при проведении мероприятий боевой подготовки, в повседневной деятельности, где-то их совершенствуешь.
— При всей своей загруженности военнослужащие Сил специальных операций находят время на проведение многочисленных мероприятий военно-патриотического воспитания населения...
— Каждую неделю наши военные проводят десятки таких мероприятий с гражданской молодежью, с населением по всей стране. Стараемся охватить максимальное количество детей. Если не будем заниматься своей молодежью, как сказал глава государства, ей будут заниматься другие «учителя». Поэтому воспитанием патриотов должны заниматься все институты социализации: начиная с детского сада, заканчивая армией и организацией, где молодые люди потом будут работать. Тем временем мы ставим перед собой цель подготовить нашу молодежь к службе в армии. Внося свой вклад в процесс воспитания патриотизма у наших граждан, мы формируем в них готовность в случае необходимости защитить нашу Родину.
— За вашими плечами — и опыт управления управлением информации Главного управления идеологической работы Министерства обороны. На каком фронте — информационном или в условиях реальной боевой обстановки — труднее одержать победу?
— Везде непросто. Борьба в медийном пространстве ведется с нами постоянно, и мы научились достойно противостоять своим врагам на информационном поле боя. Цели, которые ставят в информационной войне наши противники, также направлены на разрушение государства. Только уже другими формами и методами, без вооруженной борьбы. Однако последствия по разрушению могут быть одинаковы.
— Должность заместителя командующего Силами специальных операций предусматривает постоянную включенность в служебную деятельность — как принято сегодня говорить, занятость 24/7. Есть ли время при таком насыщенном служебном графике уделять внимание семье?
— Офицерские жены — особая каста. Все семейные дела в основном ложатся преимущественно на женские плечи. Поэтому очень важно, если у военнослужащего есть надежный тыл. Если дома все хорошо, то и служиться легче. Конечно, все свое свободное время, которого, к сожалению, у меня не очень много, уделяю семье, своим детям.
— Как отнесетесь к тому, если в будущем ваш сын решит продолжить офицерскую династию?
— Не буду против. Однако это будет его личное желание, я не буду мешать. Самая главная моя задача — воспитать патриота своей страны, научить ценить достигнутое за годы суверенитета. И я уверен, что у меня это получится.
Вероника КАНЮТА
Фото Елизаветы ГОЛОД
Аудиоверсия проекта — на радио Пилот-FM и на сайте zviazda.by.
Проект создан при финансовой поддержке в соответствии с Указом Президента № 131 от 31 марта 2022 года.
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Внедряются инновационные технологии в практику работы детских садов.
Рассказываем, почему туда стоит сходить.