Вы здесь

Как социальные работники учат пожилых людей не попадать на удочку мошенников


Недавно стал известен случай, когда пожилая минчанка вычислила телефонных аферистов и помогла задержать приехавшего за деньгами курьера. Мошенники работали по распространенной схеме: женщине сообщили, что ее внук попал в ДТП и срочно нужны деньги, чтобы освободить его от уголовной ответственности. Женщина о таком способе обмана знала: она назначила встречу с курьером и вызвала милицию, в результате того задержали. Однако, к сожалению, часто все бывает наоборот: пожилые люди отдают последние сбережения аферистам.

Социальные службы, в том числе и территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН) рассказывают пенсионерам и о схемах мошенничества, и о способах воздействия на психику, однако жертвы все же попадаются на обман, к сожалению, каждый день. При этом социальные работники сталкиваются и с обратной стороной проблемы: пожилые люди, напуганные такими ситуациями, вообще перестают открывать двери, даже если нуждаются в помощи. Директор территориального центра социального обслуживания населения Фрунзенского района Татьяна КУИШ рассказала, как определить, действительно ли к вам пришел социальный работник, какие полезные знания можно получить на занятиях в ТЦСОН и почему вредно думать, что обмануть могут кого хочешь, только не вас.


Отзывчивость на руку аферистам

На учете в ТЦСОН самого крупного района столицы — около 48 тысяч граждан всех категорий, нуждающихся в социальной поддержке государства. Это одинокие и одиноко проживающие пожилые люди, инвалиды 1-3 групп, лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, многодетные семьи, дети-сироты. Одна из форм работы — обслуживание, когда соцработник или сиделка посещают пожилого человека или инвалида дома.

— На сегодня у нас около 710 человек, к которым приходят социальные работники. Кому-то помощь требуется два-три раза в неделю, кому-то — ежедневно. Еще около 200 человек при необходимости звонит и просит оказать определенные услуги, в основном это приобретение продуктов, лекарств или сопровождение в медучреждения и другие общественные места. Всех этих людей обслуживает 68 наших соцработников, — говорит Татьяна Куиш.

Обслуживание платное, один час стоит 75 копеек. Обычно социальный работник обслуживает одного человека 1,5 часа — получается 1,38 рубля.

— Работников ТЦСОН опасаться не надо. Все соцработники перед приемом на работу проходят медосмотр – это гарантия того, что в дом к пожилому человеку приходит здоровый, в том числе и психически, помощник. Кроме того, каждый соцработник имеет удостоверение, где есть две печати, фотография. И пожилой человек может попросить удостоверение, — объясняет глава ТЦСОН. — Социальными работниками работают как молодые женщины, так и пенсионного возраста. Конечно, люди меняются, и когда приходит молодежь, к ней со стороны пожилых людей сразу недоверие. Но можно позвонить в центр и уточнить, работает ли у нас этот человек.

Вся необходимая информация с номерами телефонов, видами услуг и ценами, по которым они оплачиваются, имеется в буклетах, и их получают все пожилые люди и инвалиды, обслуживаемые в ТЦСОН. Ситуации, когда аферисты обманывают, в том числе пожилых людей, стали особенно частыми последние два года. Соцработники доносят эту информацию до каждого своего подопечного: о схемах обмана и правилах безопасности. Однако люди в стрессовой ситуации часто ведут себя нерационально.

— Чаще всего это мошенничество по телефону, когда с карточек снимают деньги. Мы видим в состоянии аффекта таких пожилых людей – случается, что они сразу приходят к нам: «У меня дочь в больнице, мне срочно нужно перечислить деньги». Мы объясняем, что это мошенники стремились вас обмануть. Перезваниваем, но никто не отвечает, или номер, с которого звонили, вообще не сохраняется. Часто подключаем нашего психолога, у него наработаны методы помощи в таких ситуациях, — рассказывает собеседница.

Если у людей нет сбережений, им ничего не грозит, а если деньги есть, нередко они попадают в руки мошенников.

— Это свидетельствует о доброте и отзывчивости наших людей. Они на многое готовы, чтобы выручить из беды, — отмечает Татьяна Куиш.

В конце прошлого года в Минске был открыт телефон социальной службы при Комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома. Позвонив на короткий номер 139, можно получить консультацию по вопросам социальных услуг и соответствующего обслуживания, информацию о нововведениях, акциях и мероприятиях, проводимых в столице. Сюда же можно обращаться и в стрессовой ситуации, когда вас стараются обмануть аферисты — опытные диспетчеры подскажут, как действовать.

Купить биткоины или собственность за рубежом

У посетителей отделений дневного пребывания инвалидов и пожилых граждан ТЦСОН Фрунзенского района, кстати, самым востребованным сегодня является смарт-курс 60+, который помогает заполнить пробелы в цифровой образованности. За два десятка занятий пенсионерам помогают в том числе освоить смартфон или планшет, научиться общаться в мессенджерах. Однако это открывает дополнительные возможности и для мошенников – в последнее время те часто звонят через «Вайбер», «Телеграм», «Вотсап».

— Предлагают взять кредиты, чтобы помочь разоблачить преступников, приобрести биткоины или собственность за рубежом, — приводит примеры специалист. — И люди без заключения договоров переводят деньги, оставаясь без своих средств. Схем много: с карточками скидок для пенсионеров, посылками на «Белпочту». Каждый день люди попадают в подобные ситуации.

К пенсионерам, посещающим отделения дневного пребывания ТЦСОН, приглашают представителей банков и Министерства внутренних дел, объясняющих простые правила финансовой безопасности, главные из которых — никому не давать номера и пароли своих карточек и не устанавливать на телефон никаких приложений по рекомендации незнакомцев. Основные правила содержатся и в специально разработанных буклетах «За безопасность против мошенников». Чуть ли не на каждом шагу в ТЦСОН о них напоминают информационные листовки. Практикуются здесь и занятия по принципу «равный обучает равного». Пожилых людей, которые сталкивались с аферистами, просят рассказать о своем опыте в рамках тренингов.

— Вспоминать подобные ситуации, когда тебя обманули или старались это сделать, неприятно, но люди рассказывают. Мы просим акцентировать внимание на том, в каком психологическом состоянии они находились, и говорить о тех чувствах, на которых играют мошенники. А слабыми местами для всех нас является наши близкие, их здоровье и благополучие. В стрессовой ситуации человек склонен выполнять рекомендации мошенника, давать номер карточки. И тут для афериста все двери открыты: деньги с карточки снимаются. Но такая у нас психология: это произойдет с кем хотите, но не со мной. Каждый должен быть готов, что вам позвонят и постараются обмануть, — говорит директор ТЦСОН.

Имеют место в столице и мошенничества с недвижимостью, когда одинокого пожилого человека путем уговоров, обещаний, а также запугиваний стараются заставить переписать свою квартиру на других людей.

— Когда мы узнаем о таких ситуациях, реагируем, обращаемся в РУВД, но данный процесс трудно, а иногда и невозможно остановить. Как правило, человек запуган и не может самостоятельно принимать решения. Часто он попадает в общежития, а квартира переходит новому собственнику. Если человек одинок, болен и нуждается в постоянном уходе, он может заключить договор ренты с пожизненным содержанием. Одинокие люди продолжают проживать в своей квартире, получают бесплатные услуги сиделки или социального работника, оплату коммунальных платежей и три базовые величины ежемесячно. Поэтому при необходимости лучше выбрать такой вариант, чем иметь дело с сомнительными людьми. Государство предоставляет возможности пожилому человеку не остаться наедине со своими проблемами и является гарантией его спокойствия и уверенности, — резюмирует Татьяна Куиш.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Стрельцам на этой неделе не нужно переоценивать своих возможностей.