Вы здесь

Архивный детектив. Оперные музы поэта Янки Лучины


Минск второй половины XIX века. Уютная улица Юрьевская. Здесь, в собственном доме под номером 23, живет семья секретаря Минской губернской палаты гражданского суда Люциана Юрьевича Неслуховского. Его жена Антонина из Лукашевичей была уроженкой Минска и имела в городе большую родню. Их дети — сыновья Ясь (Иван), Антон, Юлиан, Генрик и дочери Антонина и Виктория. Семья дружная, гостеприимная. Дом их был известен городу высокими культурными традициями, там проводились литературные встречи, обсуждались театральные новости, звучала музыка.


Одному из сыновей Люциана Неслуховского суждено было стать поэтом. Имя его в литературе и Янка Лучина, и Ian Nesluchowski, и Иван Неслуховский. Отличное сочетание трех языков в творчестве одного писателя. Белорусская литература в его творческом стремлении занимала отдельное место, духовно-благодарно обращенное к простому человеку, к крестьянину, с которым так искренне-легко проводилось время: на деревне, на охоте, в путешествиях.

Родился Янка Лучина, как свидетельствуют документы, «коллежского секретаря Люциана и Антонины урождённой Лукашевичовны Неслуховских законных супругов сын, ... тысяча восемь сот пятьдесят перваго года июня двадцать четвертаго дня по утру в городе Минске». Он был первенцем в семье Люциана и Антонины. Рос очень подвижным, остроумным, как писала в воспоминаниях его племянница Ванда Дзержинская: «ад прыроды палкі і эмацыйны». Пачатковую адукацыю атрымліваў дома, а таксама ў прыватным пансіёне настаўніка Ціля. Там жа, маючы ўсяго дзевяць гадоў, напісаў свой першы верш. У 1865 г. паступіў у Мінскую губернскую гімназію, адразу ў трэці клас. У 1870 г. яму быў выдадзены атэстат з характарыстыкай паводзінаў «отличные» і адзнакамі: Закон Божы, Катэхізіс, Свяшчэнная і Царкоўная гісторыя — «удовлетворительные», агульная, старажытная, сярэдняя, новая і руская гісторыя — «удовлетворительные», геаграфія агульная і руская — «удовлетворительные», арыфметыка — «весьма удовлетворительные», алгебра, геаметрыя «удовлетворительные», трыганаметрыя, фізіка, касмаграфія — «весьма удовлетворительные».

«Па выніках ведаў вяла дарога...»

Понятно, что, имея в аттестате по точным наукам «весьма удовлетворительную» оценку, будущий поэт стремится в Санкт-Петербургский университет на математический факультет, куда и был зачислен 31 августа 1870. Но очень скоро молодой человек столкнулся с непреодолимыми материальными трудностями. Квартиры в столице стоили дорого, а учеба была платной. Помощь же от родителей – более чем скромная. Пользуясь привилегиями для сыновей обедневших дворян, 17 сентября он пишет прошение на имя ректора университета: «Будучи по бедности не в состоянии вносить установленную плату за слушание лекций, имею честь покорно просить Ваше превосходительство освободить меня от оной.» При этом студент Иван Неслуховский прилагал свидетельство о бедности, выданное ему Минским уездным предводителем дворянства. На прошении резолюция «Освободить от всей платы». Но и это не решало всех материальных проблем. Он часто менял квартиры (за год четыре), перебираясь в более дешевые, все дальше от места учебы. А 6 мая 1871 г. подает на имя ректора прошение: «Домашние обстоятельства заставляют меня немедленно уехать в губернский город Минск, и потому прошу Ваше Превосходительство о выдаче мне билета на выезд и проживание в вышеозначенном месте. Переводного экзамена держать не буду». В Петербург юноша вернулся в назначенный ему срок 15 августа и перевелся в Технологический институт вольнослушателем.

Из дальнейшего десятилетия жизни Янки Лучины сведений почти не сохранилось. «Вопіс дакументаў вольнаслухачоў Тэхналагічнага інстытута, якія паступілі ў 1871 г.» свидетельствует, что Иван Неслуховский подал при зачислении среди других документов свидетельство о службе на Воронежской железной дороге. Последнее как раз и порождает много вопросов. Каким образом было изыскано место работы так далеко от Минска и Санкт-Петербурга? Как долго он там работал? Если работал, то каким образом устраивал связь с Технологическим институтом?

«Пышны выгляд гор Каўказу» и трагическая неожиданность

Известно, что институт поэт окончил в 1877 г. и сразу направился на работу в Тифлис. Ванда Дзержинская, племянница, вспоминала: «Пасля сканчэння Тэхналагічнага інстытута і адпаведнай бясплатнай падрыхтоўчай практыкі атрымаў пасаду на Каўказе, якая для яго выключнага розуму і дасканалых ведаў прадмета з’яўлялася прыступкай да яшчэ вышэйшага становішча.» На Кавказе прослужил несколько лет. Сколько — точно неизвестно. Как вспоминала далее племянница: «Лёс, аднак, пажадаў іншага. Не папярэджваў, не падрыхтоўваў абранай ахвяры. Зваліў яе імгненна, як пярун з бясхмарнага неба. Квітнеючага, здаровага маладога чалавека разбіў цяжкі паралюш. Ногі перасталі падпарадкоўвацца. Каб мець магчымасць рухацца, вымушаны быў карыстацца мыліцамі — сумным прывілеем старасці». Эта трагическая неожиданность случилась в Минске, в один из его приездов в родительский дом. К большому сожалению, автор воспоминаний не приводит сведений, в какой год и при каких обстоятельствах это произошло. Возможно, это произошло после ранней трагической смерти родной сестры Антонины (ей было 23 года) и в скором времени (не прошло и года) смерти отца. Он, как старший из мужчин в семье, должен был вернуться домой, чтобы поддерживать мать. Все эти трагедии, в результате которых могла (или должна была) измениться его собственная жизнь, уже выстроенная и спланированная, были причиной такой вероломной болезни. Ванда Дзержинская вспоминала: «Дзядзька Ян, ад прыроды палкі і эмацыйны, прыняў гэты ўдар з хрысціянскай пакорлівасцю і дзівосным спакоем... Праз 13 год, пастаянна працуючы ў адміністрацыі Лібава-Роменскіх дарог, зблізіўся з Аннай Грынявіцкай, якая таксама там працавала. Гэтая немаладая жанчына была яму добрым сябрам на рэшту жыцця... У жонцы дзядзька знайшоў апякунку, паплечніка, сябра».

«Грай на ліры да скону!»

Всю дальнейшую его жизнь протекала в Минске: служил чертежником в техническом бюро Либаво-Роменской железной дороги, наездами бывал в Забереве (как сам писал — «у вёску на святую Літву»), где после смерти отца постоянно жили мать с сестрой Викторией, ездил на лечение в Буск. Главным же делом его жизни стала литература. Свое первое белорусское стихотворение написал в 1887 году, подписав его псевдонимом Янка Лучина. Стихотворение было отзывом-приветствием труппе Михаила Старицкого, которая в то время гастролировала в Минске.

Янка Лучина был активным участником литературной жизни Минска, переписывался со многими известными писателями, присылал свои произведения в журнал «Życie», печатался в «Мінскім лістку», делал переводы с польского для «Вестника Европы», записывал сказки для Павла Шейна. Несмотря на тяжелую болезнь, его каждый день был наполнен творческим горением.

Умер Янка Лучина в полном расцвете лет, 27 июля 1897 года. Похоронили его на Кальварии, рядом с дорогими ему людьми: отцом Люцианом Юрьевичем, сестрой Антониной и многими родственниками. Все их могилы, многие с памятниками, сохранились. Но не самая ли скромная среди них — Янки Лучины.

«Дачка Італіі». К истории одного стихотворения Янки Лучины

История написания произведений Янки Лучины сильно связана с личными событиями его жизни, его впечатлениями и увлечениями. Он писал посвящения многим, кем очаровывался и с кем дружил.

Одним из его увлечений был театр и музыка. Он был известным в Минске завсегдатаем концертов, театральных постановок как местных трупп, так и гастрольных, которых в то время в нашей столице не не хватало.

В 1880-е-1890-е гг. В Минске гастролировали многие известные русские артисты: Комиссаржевский, Саввина (приезжала несколько раз), Дарский, Федотова, братья Адельгейм, Орленев и многие другие. Театральные представления происходили в Доме шляхетских собраний, в городском саду, летнем театре Соколова, семейном саду «Тивали». После торжественного открытия Минского городского театра в 1890 году почти все театральные представления происходили на его сцене. Возможно, что именно здесь состоялся бенефис оперной артистки, которой Янка Лучина посвятил стихотворение — своеобразный комплимент от имени театральной общественности города. Стихотворение написано на русском языке и было впервые напечатано в газете «Минский листок» очень скоро после отмеченного в нем события. Напомним его.

Джюбелини-Рядновой

В память бенефиса

22 февраля в Минске в 1891 году

Вы — дочь Италии, где и народа сфера
Художества чертой уже озарена, 
В салоне богача и в песнях гондольера
Звездой является она.
В Вас — чуткая душа, в Вас дышит красотою
На сцене каждый шаг, Ваш голос так глубок, —
Быть может... не поймёт бездушною толпою
Художницы души наш тихий уголок?
Быть может, наш привет раздастся неудачно?
Быть может, часто он замолкнет невпопад?
И в говоре толпы лишь станет то прозрачно,
Что пошлости одной уста заговорят?..
Но искры божии, что бросить Вы успели,
Проникнут в глубину умов, сердец и душ,
А тем на шаг один поближе стала к цели
В понятье красоты, в искусстве наша глушь.
Так пой, художница! — веди нас к свету!
Откроется для нас искусства ясный храм!
И не сочти во зло безвестному поэту, 
Когда он свой поклон к твоим принёс стопам.

Артистку, стихотворение которой посвятил Янка Лучина, звали Джованна Джубеллини, Ряднова — по мужу. Родилась в солнечной Италии, возможно, что в Ливорно, приблизительно в 1855 году. Свою творческую судьбу связала с Россией, но ее хорошо знала и европейская публика. Она выступала в Италии (Риме, Триесте и др.), Франции (Марселе), Австрии (Вене). С 1880 года жила и работала в разных городах Российской империи: Тифлисе, Киеве, Саратове. С 1900 жила в Ростове-на-Дону, где и умерла 29 мая 1905 года. В России ее звали Ианна Иосифовна. Владела голосом сопрано. Ее лучшие партии: Тамара — «Демон» Рубинштейна, Маргарита — «Фауст» Гуно, Кармен — «Кармен» Бизе, Мария — «Мазепа» Чайковского, Маргарита — «Трубадур» Верди, Эльза — «Лоэнгрин» Вагнера и ряд других. Ее партнерами были выдающиеся артисты русской оперной сцены Амирджан, Максаков, Образцов, Тартаков. Неизменным ее партнером был муж, оперный певец Евгений Ряднов.

Именно ради него Джованна покинула свою Родину и в 1880 году переехала в Россию. Первое их совместное большое турне по русским городам состоялось в 1882 году. Они выступали в Костроме, Вологде, Ярославле, Перми, Вятке, Барнауле, Омске, Томске, Красноярске. Программа включала отрывки из опер, романсы, народные песни. Выступала артистка с гастрольными программами и в Одессе, Москве, Вильнюсе. Но Минск в ее гастрольном дневнике так нигде и не записан.

И эту строчку в ее творческую биографию вписал белорусский поэт Янка Лучина.

Минский бенефис Джованны Джубеллини, возможно, был устроен музыкально-литературным обществом, которое было создано в Минске еще в 1880 году. В его работу был, разумеется, вовлечен и Янка Лучина. Само общество стало для своего времени центром прогрессивной литературной, театральной и музыкальной жизни города.

Евгений Ряднов — Янка Лучина и совпадение дат

Изучая биографию Ряднова, замечается совпадение одной даты, которая дает основания полагать, что Янка Лучина и Евгений Ряднов могли быть знакомы еще со студенческой юности. И в Минск он приезжал, возможно, не один раз...

Евгений Карлович Ряднов (наст. Шульц) родился в селе Рядновка Харьковской губернии в 1853 году в семье педагогов. В 1871 году, в один год с Янкой Лучином, подал документы на поступление в Петербургский технологический институт. Допускаю мысль, что они именно в то время могли познакомиться и поддерживать связь хотя бы через интерес к творчеству друг друга. Евгений Карлович, очевидно, так и не закончил институт. Его больше увлекала сцена, и в Петербурге он чаще бывал на спектаклях Мариинского театра, чем на лекциях. В скором времени стал сам участником любительских концертов. Он обладал лирико-драматическим тенором. А после, в беге трех лет, в его биографии была Петербургская консерватория и далее поездка в Милан. В Италии он познакомился и получил поддержку известных оперных певцов, часто посещал спектакли знаменитого Ла Скала. На сцене дебютировал в 1875 году в партии Фердинанда в опере Доницетти «Фаворитка» в оперном театре Бергама. На одном из спектаклей «Бал-маскарад» Верди, где он исполнял небольшую партию, познакомился с молодой итальянской певицей Джованной Джубеллини, исполнявшей партию Ульрики. В этом же году Джованна и Евгений поженились.

В1906 году Ряднов, по приглашению Александра Глазунова, работал в Петроградской консерватории, организовал там оперную студию. В 1910 году вернулся в Тифлис, в город, где в свое время начинался его и Джованны «русский» период оперной сцены. В Тифлисе он продолжал свою педагогическую работу в Тифлисском музыкальном училище, а после консерватории создал оперную студию, поставил несколько оперных спектаклей. Умер 19 сентября 1925 года. Стоит еще раз упомянуть, что с этим городом связана и судьба Янки Лучины. После окончания в 1877 году технологического института он, как утверждают биографы, несколько лет работал на железнодорожных складах Тифлиса. Как ни странно, но и здесь пути Янки Лучины и Евгения Ряднова могли сойтись.

Анна ЗАПАРТЫКО

Выбор редакции

Общество

Кто убирал и должен был убирать Партизанское кладбище

Кто убирал и должен был убирать Партизанское кладбище

А в сельсовет обратиться не пытались?

Экономика

Продовольственная безопасность. Чем накормят нас фермеры?

Продовольственная безопасность. Чем накормят нас фермеры?

Сельское хозяйство — приоритетное направление среди отраслей экономики.