Вы здесь

В прошлом году экспорт нашего продовольствия достиг рекордных результатов и составил 8,3 миллиарда долларов


Развитие агропромышленного комплекса входит в число приоритетов государственной политики страны. Сегодня в сельской местности проживает 22% населения страны. В сельском хозяйстве работает около 7 % от занятых в реальном секторе экономики. Но по производству большинства видов сельхозпродукции на душу населения мы существенно превосходим многие страны и заняли в 2021 году в рейтинге глобальной продовольственной безопасности 36-е место среди 113 государств. В прошлом году мы не только обеспечивали себя продуктами питания, но и реализовали значительный экспортный потенциал.


Фото: БелТА.

Прошлый год стал рекордным

Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2022 году составил более 8 миллиардов долларов. Это практически на четверть больше, чем в предыдущем году. В 2021 году страна экспортировала такой продукции на 6,7 миллиарда. Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Вадим Шагойко рассказал, за счет чего удалось достичь таких результатов.

Доля экспорта сельхозпродукции в общем экспорте страны превышает 20%. Отечественные аграрии поставляют свои товары в более чем 100 стран мира. При этом основным стратегическим партнером и премиальным рынком остается Россия. Именно туда в прошлом было направлено около 70% всей экспортируемой продукции. Сейчас особый упор делается на сотрудничество с российскими регионами. Работники агропромышленного комплекса намерены поставлять свою продукцию практически в каждую область соседней страны.

По словам Вадима Шагойко, на данный момент практически все отечественные предприятия, которые хотят работать с российскими партнерами, могут это делать без ограничений.

«Отдельные предприятия могут закрываться по каким — то видам продукции ветеринарной службой — это вопрос технического характера. Но какой-то негативной тенденции или системы на сегодня нет», — отметил замминистра.

Традиционно неплохо у отечественных компаний складываются отношения со странами СНГ и ЕАЭС. Беларусь экспортирует сельхозпродукцию в Армению, Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Достаточно активная работа в прошлом году велась по расширению географии поставок. Большое внимание – азиатским странам, в частности Китаю. Эту страну в Минсельхозпроде называют одним из самых емких и перспективных рынков. По данным за январь — сентябрь 2022 года, сельскохозяйственные предприятия нарастили туда поставки продовольствия на 60 %, экспорт приблизился к цифре в 500 миллионов долларов. Кроме того, отечественная сельхозпродукция востребована на рынках таких стран, как ОАЭ, Пакистан, Индия. Также в ведомстве изучают преимущества африканских стран, сейчас в этот регион идут пробные поставки белорусской сельхозпродукции.

В европейские страны экспорт вырос в разы

«Отмечу, что наша пищевая продукция продолжает поставляться в европейские страны, и она там востребована. По итогам 2022 года мы практически в 1,5 раза увеличили экспорт нашей сельхозпродукции в страны Евросоюза. При этом никаких ограничений или условностей поставок белорусской продукции в Европейский союз с нашей стороны нет. Производители не собираются снижать поставки или вообще от них отказываться. Поскольку у европейских стран есть потребность в нашей продукции, мы продолжаем ее экспортировать», — заявил Вадим Шагойко. Он также добавил, что если экономические условия являются для Беларуси выгодными и приемлемыми, то поставки продолжают осуществляться.

При этом определенные логистические сложности в этом направлении в прошлом году были. Замминистра напомнил, что из-за санкций пришлось перестраивать маршруты поставок, строить новые логистические цепочки. На сегодня эти вопросы решены.

«Где-то это привело и к удорожанию логистики, к снижению маржинальности продукта. Но это не критично в нынешних условиях», — подчеркнул он.

По закону рынка

Объясняя рекордные результаты прошлого года, Вадим Шагойко отметил, что во многом это произошло за счет складывающейся в пользу Беларуси конъюнктуры рынка. Цены на молочную продукцию выросли более чем на 30%, на мясную — практический рост также до 30%. Кроме того, изменилась структура поставок, отрасль стала экспортировать более высокомаржинальной продукции. Например, в части мясной продукции переработчики нарастили продажу колбасных изделий, мясных консервов и продукции переработки. При этом по сравнению с 2021 годом сократились поставки мяса — туш и полутуш. Однако здесь нивелирование произошло вследствие роста средних цен поставок.

По его словам, снижение поставок молочной продукции произошло из-за перенаправления сырья для производства высокомаржинальных продуктов. «Да, значительно увеличили экспорт масла и сыров. При этом отмечается снижение по молоку, сливкам и сметане в потребительской таре, которые изначально имели более низкую маржинальность», — отметил замминистра.

Вадим Шагойко напомнил, что эффективность поставок продукции агропромышленного комплекса на экспорт значительно выше, чем эффективность продаж на внутреннем рынке. При этом в стране приоритетное внимание все же уделяется обеспечению продовольствием собственного населения. Отдельно представитель Минсельхозпрода отметил, что белорусские экспортеры сельхозпродукции работают по стопроцентной предоплате и задолженности по расчетам за продукцию не имеют.

Была проблема с упаковкой

Еще прошлым летом лидер нашего государства потребовал, чтобы в Беларуси к концу года начали производить собственный упаковочный материал для молочных и других продуктов.

Ведь в связи с санкциями западных стран проблема с упаковкой тетрапак действительно существует. В конце года руководители профильного министерства докладывали, что дефицит тетрапака, приведший к снижению экспорта белорусского неразбавленного молока за рубеж, удалось преодолеть. По их словам, произошло это за счет поставок от альтернативных производителей (в том числе из Европы).

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Вадим Шагойко напомнил, что из-за приостановки поставок упаковки от традиционных европейских партнеров белорусским предприятиям пришлось найти дополнительные варианты в Китае и Индии. Сейчас многие заводы уже сделали тестовые разливы своей продукции в тару от новых поставщиков, которая должна обеспечить ее сохранность на 6, 9 и 12 месяцев. Однако, по словам Вадима Шагойко, испытательный процесс требует еще большего количества времени, а потому сразу перейти к замене упаковки пока нет возможности.

«Тестовый розлив предполагает нахождение на выдержке продукта на эти месяцы плюс еще 20-30 %. Поэтому заменить внезапно упаковку не получается», — заявил замминистра.

Он обратил внимание, что где — то еще дорабатывается упаковка под оборудование на белорусских предприятиях. «Это процесс живой, он решается, и пока каких-то вопросов не возникает. Ведутся переговоры с поставщиками упаковки», — отметил Вадим Шагойко.

Он также пояснил, что Беларусь уже не ориентируется на западные компании в вопросах обеспечения тетрапаком. Оказывается, предприятия, выпускающие такую упаковку, есть и в России, но в нашей стране по-прежнему не отказываются от планов запустить ее собственное производство.

Ранее представители концерна «Беллесбумпром» сообщали, что в мире существует всего 5-6 компаний, владеющих технологиями создания упаковки типа тетрапак. В частности, особый картон, который является сырьем для ее производства, делают в нашей стране на Добрушской бумажной фабрике. Сейчас идет процесс поиска инвесторов для самостоятельного производства.

Нужно модернизировать тепличные хозяйства

Какие меры в нашей стране будут приниматься для выращивания овощей в межсезонный период? Вопрос интересный.

Говоря о мощностях по производству овощной продукции, Вадим Шагойко подчеркнул, что в нашей стране достаточно площадей тепличного хозяйства и выращенной в открытом грунте продукции, чтобы в целом по году обеспечить население на 100 %.

«Однако остается открытым вопрос обеспечения населения овощами в межсезонье. Не все наши теплицы оборудованы современными технологиями досветки, которые нужны для выращивания огурцов и помидоров с ноября по февраль. Поэтому именно в этот период мы импортируем данную продукцию», — пояснил замминистра сельского хозяйства и продовольствия.

При этом, по его словам, правительство сейчас поставило задачу модернизировать наши тепличные хозяйства – по возможности оснастить их технологиями светокультуры и дополнительно построить новые современные теплицы.

«Отмечу, что, несмотря на определенные вопросы в межсезонный период, летом и осенью наши овощи экспортируются. Однако пока наше производство перестраивается, импорт недостающей продукции в межсезонье продолжится», — заключил Вадим Шагойко.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».