Вы здесь

Памятники — от слова «память»


В Государственном списке историко-культурного наследия значится более 5000 объектов. Не потерять, не забыть, не унижать, но сохранить и по возможности вернуть в них жизнь — то, что особенно стало волновать белорусское общество с получением независимости. Памятники истории, которые удалось восстановить, сейчас служат людям, и это яркий пример того, как прошлое может соединяться с настоящим. Но в Беларуси еще есть объекты, которым нужно внимание и восстановление. Дело ответственное и недешевое. И памятники у нас разных категорий — не все могут рассчитывать на внимание уже сегодня, оставаясь молчаливыми свидетелями разных эпох в судьбе нашей страны. Поэтому, собственно, их судьба — государственное дело, о чем засвидетельствовали на коллегии Министерства культуры Беларуси по итогам работы за 2022 год.


Ряд государственных программ предусматривают реставрацию и сохранение материального историко-культурного наследия. А что с теми объектами, которые пока остаются без внимания реставраторов? К работе с ними есть другие подходы, которые продумываются ответственными лицами, включая совершенствование законодательства, регулирующего процессы, касающиеся сохранения памятников истории.

— Необходимо упростить порядок введения в хозяйственный оборот историко-культурных ценностей, принять меры по выявлению памятников архитектуры, которые не используются, — отметил министр культуры Беларуси Анатолий Маркевич. — Для выполнения поставленных задач приняты нормативные правовые акты, которые упростят проведение требуемых работ на памятниках архитектуры, исключив необходимость дополнительного обращения за согласованием в Министерство культуры. Совместно с Госкомимуществом упрощен порядок подготовки документов для продажи на аукционах поврежденных, разрушенных объектов. Уже появилась возможность продажи на торгах разрушенных объектов наследия без подготовки технического паспорта. В целях финансового стимулирования инвесторов по предложению Министерства культуры в декабре 2022 года внесены изменения в Налоговый кодекс, которые позволили закрепить нормы освобождения от налога на недвижимость и земельного налога всех собственников объектов наследия. Следует отметить, что за отчетный период государством направлено порядка 90 миллионов рублей на финансирование работ, проводимых на объектах историко-культурного наследия (в 2021 году было 79 миллионов рублей). Из фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства выделено 2 миллиона 970 тысяч рублей. Данную систему работы считаем целесообразным продолжить и в 2023 году.

Таким образом, одна из главных задач в 2023 году — возвращение в хозяйственный и туристический оборот памятников, которые пока не используются. Здесь придется позаботиться, чтобы найти на это необходимые средства либо привлечь инвесторов к восстановлению историко-культурных объектов. И, кто знает, может, таким поиском поспособствует продвижение нашего историко-культурного наследия на международном уровне — инвесторы бывают разные?..

— Согласно госинвестпрограмме на 2022 год, на продолжение строительства девяти объектов были потрачены средства республиканского бюджета в объеме 8 миллионов 750 тысяч рублей. С учетом темпов строительства, опережавших план, ассигнования были увеличены на 140% — до 21 миллиона рублей, которые освоены в полном объеме. Это позволило в 2022 году ввести в эксплуатацию Коссовский дворцово-парковый ансамбль, бывший коллегиум иезуитов в деревне Юровичи Калинковичского района, а также завершить консервационные противоаварийные работы на Спасо-Преображенской церкви в Полоцке, — пояснил Анатолий Маркевич. — На 2023 год для продолжения строительства пяти объектов госинвестпрограммой потрачены средства республиканского бюджета в объеме 11 миллионов 230 тысяч рублей. В области капитального строительства необходимо в срок до 30 июня 2023 года ввести в эксплуатацию памятник архитектуры XVIII–XIX веков — дворцово-парковый ансамбль в деревне Жиличи Кировского района Могилевской области.

Что касается инвесторов — вопрос непростой, и он касается не только непосредственно поиска тех, кто желает позаботиться об объекте. Это еще вопрос их ответственности. И здесь государство выполняет функцию контроля: кто, что, почему и когда должен делать на объекте.

— Хочу обратить внимание на возможность, что в прошлом году дал Указ президента за № 330 «О распоряжении имуществом», по включению сроков этапов ремонтно-реставрационных работ историко-культурных ценностей как обязательного условия при продаже таких объектов с начальной ценой, которая равна базовой величине. Эту норму нужно обязательно включать как гарантию проведения инвесторами восстановительных работ в конкретные сроки, недопущения их замедления или отсрочки. У нас многие объекты инвесторы выкупили и, извините, ничего с ними не делают. А это зона ответственности не только инвестора, но и государства, и органа, осуществляющего полномочия в сфере культуры на местах, — акцентировал Игорь Петришенко, заместитель премьер-министра. — Для привлечения инвесторов и повышения их заинтересованности установлены налоговые льготы тем, кто использует капитальное построение, являющееся культурной ценностью, для предпринимательской деятельности. Поэтому местные органы должны активно пользоваться данными нормами в работе с потенциальными инвесторами. Министерству предстоит продолжить выявление подобных проблемных вопросов, возникающих на практике при взаимодействии с потенциальными инвесторами либо собственниками объектов, являющихся историко-культурными ценностями. Здесь необходимы постоянный анализ и обобщение имеющегося в нашей стране опыта — как положительного, так и отрицательного — для подготовки методических рекомендаций и объяснений, подобных тем, которые министерство сделало совместно с Госкомимуществом касательно покупки разрушенных и поврежденных объектов историко-культурного наследия, либо выработка предложений по совершенствованию законодательства. Положительный опыт, даже тот, что касается деталей, нужно вычленять и распространять по всей стране, потому что много таких вопросов, касающихся наших историко-культурных ценностей в разных местностях.

Положительно оценивается проведенная в прошлом году работа по анализу и выработке пошаговых действий на объектах историко-культурных ценностей, находящихся в неудовлетворительном состоянии, и не используемых. Например, утвержденные облисполкомами и Минским горисполкомом планы включают 280 памятников архитектуры, которые не используются и находятся в неудовлетворительном состоянии. Также составлены планы по разработке проектов зон охраны историко-культурных ценностей. По итогам полугодия Министерство детально проанализирует проделанную по этому направлению работу. Но ответственные лица понимают, что эти планы не решают всех вопросов сохранения материального культурного наследия. Каждый из объектов, которому придан статус историко-культурной ценности, требует специальных мер охраны и системной работы в этом направлении.

— Такие объекты должны находиться в надлежащем состоянии, недопустимы бесхозяйственные отношения к ним, нарушение законодательства по их охране, — подчеркнул Игорь Петришенко. — Необходимое эффективное использование бюджетных средств при проведении работ на таких объектах, максимальное введение их в хозяйственный оборот. За министерством — контроль и координация всей работы. На государстве лежит обязанность по охране историко-культурного и археологического наследия и ответственность независимо от того, кто является собственником этих объектов. На восстановление историко-культурных ценностей государство ежегодно расходует средства. В прошлом году главой государства из средств фонда Президента по поддержке культуры и искусства выделено около 3 миллионов рублей — на пять объектов наследия. Но, к сожалению, на завершение первоочередных противоаварийных и консервационных работ средства на четыре из них до настоящего времени не найдены.

На коллегии отмечалось, что изменения в Кодексе о культуре, которые были приняты в прошлом году, должны упростить порядок ремонтно-реставрационных работ на исторических объектах третьей категории. Это предложение представителей регионов, законодатели его поддержали. Полномочия по принятию решений относительно этих объектов сейчас перешли к облисполкомам и Минскому горисполкому. Такой подход должен дебюрократизировать эту сферу деятельности и способствовать тому, чтобы решения принимались более просто и быстро.

Лариса ТИМОШИК

Превью: БелТА

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.