Вы здесь

Валентина Быстримович. «Жаба»


Февраль, дождь со снегом, серое небо и месиво под ногами. С тремя неподъёмными сумками я жду автобус у Дома офицеров. Рухнул мир, устои, экономика — перестройка. Полстраны ринулось в Польшу с товаром. Челноки — публика разношерстная: интеллигенты, торгаши, рабочие…


Народ бросается с сумками и мешками чуть ли не под колёса подходящего транспорта. Главное — успеть уложить товар в багажник. Я приехала раньше и уже промокла под этим мерзким дождём со снегом. Пальто на ватине тянет плечи к земле.

Это моя первая поездка. Решилась на этот шаг из-за тотальной нехватки денег. Детям надо купить пальто, сапоги, и с питанием напряжёнка…

            Мне удалось протолкнуть свои сумки в багажник. Кто не так сноровист, доверху заполняет сумками проход между сиденьями в салоне. На свои места ползём, как обезьяны, по спинкам сидений. Неудобно, но за дорогу натренируемся: выползать и вползать придётся не раз. Автобус трогается, народ начинает пить, жевать, галдеть. Как себя вести? Знаю одно: попал в воронью стаю — по-вороньи и каркай. Но… я не пью…

В автобусе холодно, от пальто запах намокшего ковра. Если на границе продержат более суток, схвачу воспаление лёгких, и тогда у моих детей ещё и мамы не будет. Ситуация вышла из-под контроля, и я запаниковала, — может, бросить сумки и вернуться? Но деньги взяты в долг на товар и на дорогу, пару лет придётся долги выплачивать. Хотя лучше выплачивать и выжить, чем оставить детей сиротами…

Делаем остановку: пассажиры просят освежиться. В обратном порядке по спинкам сидений выползаем на свет Божий, стараясь не соскользнуть. Меня знобит: заболеваю или это нервное? Лихорадочно соображаю: «Возвращаться домой отсюда или ехать до ближайшего города?» И в момент кромешного отчаяния, когда осознаю, в какую долговую яму отправлюсь, если вернусь, и чем рискую, если поеду дальше, ко мне подошла женщина в пуховике:

— Вы совсем мокрая, замёрзнете… Одна?

— Да. Пальто совсем промокло, и автобус не отапливается.

— Переползайте ко мне, моя соседка уползла в хвост автобуса — там гудят… А я сижу на «моторе», там тепло, пальто высушим.

И я пересела. Мы разложили пальто на сумках в проходе. Света укрыла нас своим пуховиком и налила мне горячего чая из термоса, добавив в него водки. Я обратила внимание, что она прилично одета, подкрашена и волосы уложены — интеллигентка.

— Пейте, — потребовала она.

И я выпила эту гадость. Тепло разлилось по телу, и я уснула.

Света по профессии социолог, её сократили полгода назад и, не найдя работы по специальности, она ездила в такие поездки каждые две недели. Приятная, умная женщина, моя ровесница. Мы стали рядом на рынке: она подсказывала цены на товар, фразы на польском языке, и я приняла «боевое крещение».

В Польше тогда деньги исчислялись в миллионах, а у нас ещё в рублях. Непривычно. Слово «миллион» вызывало трепет. Когда мы путались в пересчётах, поляки улыбались: «Скоро и у вас будут миллионы». Угадали.

Покупатели прохаживались между рядами семьями и поодиночке, торговались, покупали или просто любопытствовали. Рынок представлял нечто вроде Бродвея, куда ходили прогуляться и себя показать. Незнакомые люди, остановившись у торгашей, общались, обсуждали товар, цену, жизнь.

Света отошла, оставив на меня свой товар. Я продавала, а деньги клала под клеёнку. Вернувшись, она пересчитала деньги. Затем опять отошла. На обратной дороге мне предложила мне:

           — Давай работать вместе, мне такие люди нужны.

           — Какие «такие»?

 — Честные и надёжные.

 — Почему ты решила, что я такая?

 — Я тебя проверила: следила, как ты продаёшь мой товар. Ты не спрятала ни злотого. Я была рада предложению, мне тоже был нужен надёжный партнер, одной несподручно. Мы сработались и сдружились. Благодаря её помощи в первой поездке, я вернулась здоровой и с заработком. В следующую поездку я одолжила денег только на товар, а потом стала работать уже на прибыль.

У нас хорошо получалось, понимали друг дружку не только с полуслова, но и по взгляду. А это было важно – опасностей хватало. Чего мы только не насмотрелись, через что не прошли!.. Рэкет, холод, смерть…

Света стала родным человеком для моей семьи, мы к ней привыкли и полюбили. У меня дети, мама, кот, собака, а она — одна. Света приезжала к нам как к родне, иногда ночевала, встречала у нас праздники. Родители её жили в деревне. Навестив их, она делилась с нами сыром, маслом, овощами. Родня не бывает такой дружной, как дружили мы.

Неплохо поднялись. Перешли на другой уровень бизнеса — создали фирму на двоих, оформили её на Свету, так как она, в отличие от меня, не работала. Света стала заниматься организацией поездок в Польшу, а я — строительством. Решили: Света занимается налогами и прочими вопросами фирмы, и прибыль от поездок идёт ей. Моим направлением на фирме было строительство, от этой деятельности мы прибыль делили пополам.

Сняли офис. Я раздобыла старую мебель, вдвоём поклеили обои, покрасили окна и двери. Наняли секретаря и бухгалтера. Я работала в офисе по вечерам. Секретарь и бухгалтер как-то на меня странно косились. Но было не до разборок. Если я им не нравлюсь — их проблемы. У меня была цель — заработать деньги на покупку квартиры, чтобы жить в нормальных условиях.

Шло время, менялась ситуация в стране, менялись мы. Я встретила любимого человека. Он был на десять лет старше меня, звали его Ник. Наши встречи вызвали у Светы протест:

— Зачем тебе этот старик?

— Света, он порядочный и добрый, и ему всего сорок три.

— А тебе тридцать три, будет подпитываться твоей энергетикой.

— Света, я сама разберусь, кто мне нужен.

— Ну, тогда бери своего старичка на ручки и неси в спаленку.

Ее слова были грубыми и вызвали недоумение. Ник – интересный мужчина. Своих детей у него нет, и он стал другом моим детям. Даже на собрания в школу ходит, когда я работаю по вечерам. Но Света при случае ехидничала: «Как там старичок?»

Жизнь налаживалась, и чем лучше мы жили, тем больше Света менялась.

У Светы был день рождения. За столом сидело пять одиноких дам и ни одного мужчины. Мы шутили: «Как бы разбавить наш девичник»? Я взяла пирожное – и сразу «шпилька» от Светы: «Ты уже три конфеты съела. С твоей фигурой надо быть осмотрительнее…» А потом ещё несколько подобных комментариев. Я перевела всё в шутку, но напряжение повисло в воздухе. Света не успокаивалась, была раздражена и пыталась меня уколоть. Не выдержала её соседка: «Ты чего к ней пристала? Как бы мы тут ни козыряли своей подтянутостью и стройностью, фактически Настя и выглядит лучше, и держится проще…» Света замолчала. «Почему я вызываю у неё раздражение?» — всю дорогу домой думала я.

 Затем Света странно среагировала на мой разговор по телефону, когда я поздравляла дочку, занявшую первое место на городской олимпиаде по географии.

— Ей далеко до первого места, — вдруг сказала она с раздражением. — Вот у моей соседки девочка, так там действительно умница: и шьёт, и пироги печёт — нечета Алёнке.

— У каждого свои таланты, — ответила я. — Та пироги печёт, а эта географией увлекается.

Света фыркнула, её лицо перекосилось. Она специально приехала к нам посмотреть диплом и даже проверила наличие печати. Похоже, она подумала, что я хвастаюсь…

— Это зависть, — сказала мне мама. — Ты потеряла подругу. Не надо всё рассказывать посторонним ни об олимпиадах, ни о мужчине. Нет страшнее зверя, чем «жаба».

— Она не посторонняя, мы подруги, — ответила я и обиделась на маму. — Света — мой боевой товарищ, мы не раз спасали друг друга в поездках. У неё развита логика, она и зависть несовместимы.

Трижды весна сменила зиму, наконец, солнце засветило и для нас. В один прекрасный день я посчитала свой капитал и увидела, что близка к покупке нового жилья. Покупатель на мою квартиру, которую я продаю до покупки новой, уже ждал её. Не хватало двух тысяч. Пару дней назад я получила прибыль и отдала Свете половину — там была достаточная сумма, чтобы одолжить мне денег. Конечно, я смогу взять у нее в займы на месяц. Я в этом не сомневалась и без задней мысли подписала договор о намерениях на покупку квартиры… Я ошиблась.

Узнав о предстоящей покупке, Света изменилась в лице и пустила в ход всё, что могло помешать сделке. Я взяла деньги в долг у других и купила квартиру. На следующий день Света приехала ко мне и положила на стол сто долларов: «Это твой взнос на создание фирмы, и будем считать, что фирма моя».

Да, это действительно первый взнос, мы с ней сразу сбросились по сотке, а потом все расходы делили на двоих. Посчитать, сколько денег я принесла фирме своей работой, она и не подумала. Я не стала спорить: когда теряешь лучшего друга, фирма — это уже пустяк. Фирму можно создать и раскрутить, а друг — это подарок судьбы.

Пять раз весна сменила зиму, а осень сменила лето. Света исчезла из нашей жизни. Однажды я встретила её в метро:

— Света, сто лет тебя не видела! Как ты? Как на личном фронте?

— Хорошо, — сдержанно ответила она. — У меня бойфренд — молодой майор, любовь…

— Я рада. А как бизнес?

— Потихоньку. А у вас как? Как дети? Ник?

— Дети в институте. С Ником вместе, приезжай к нам.

Света не спросила, чем я занимаюсь, при разговоре не смотрела мне в глаза. Похоже, ей было стыдно.

— Света, в жизни всякое бывает, ты для нас по-прежнему родной человек, через неделю Новый год, приезжай, встретим, как раньше. Ты же одна встречаешь?

— Да, — ответила Света и осеклась. — Я приеду…

Я увидела, как засветился и тут же погас её взгляд, она заторопилась и ушла, исчезнув из моей жизни, наверное, навсегда.

Спустя месяц я встретила бывшую секретаршу фирмы и сказала, что видела Свету и рада, что она нашла себе друга. Та удивилась:

— У неё никого нет и не было, она вся в работе, никому не доверяет, печать в сейфе не оставляет. Говорит, что спит с печатью, кладёт её под подушку…

— Зачем же она мне так сказала? Мы ведь были подругами, и я хочу, чтобы у неё всё было хорошо. У нас и фирма была на двоих. Помнишь, как вы на меня фыркали, когда я приезжала?

У секретарши округлились глаза:

— Как на двоих? Это фирма Светы… Она нам сказала, что вы просто попросили дать вам время поработать в офисе. И мы на вас злились, что вы, не имея к нам отношения, приезжаете работать в офис, как к себе домой!

Неожиданный поворот. Неужели Света всё это спланировала изначально?

Врачи лечат многие болезни. Когда же найдётся мудрец, который избавит человечество от этого страшного зверя — «жабы»?

Превью: pexels.com

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.