Вы здесь

Любовь или миллионы? Вариант ответа по спектаклю Бернарда Шоу


Красивая и разъяренная женщина очень хорошо знает, что ей на самом деле нужно. Но нет счастья, как ни старался ее заботливый и богатый отец. Обида кипит в сердце Эпифании, получившей многомиллионное наследство и необходимое условие, чтобы найти надежного человека для семейной жизни: жених должен был доказать, что умеет распоряжаться деньгами и за полгода превратить сто пятьдесят фунтов в сто шестьдесят тысяч. И такой нашелся, мало что изобретательный, так еще и успешный спортсмен, видный мужчина. А в итоге — Эпифания у крайнего предела и с мыслями: не броситься ли в реку от горя? О чем и сообщает своему адвокату. Тот, человек не без юмора, находит более простой выход: предлагает отраву. И кто знает, что было бы дальше, если бы сюда же не пожаловал муж-предатель? Да еще и не один...


Кажется, все банально: желание любви и несбывшиеся надежды отражены в спектакле «Миллионерша» режиссеры Татьяны Аксенкиной, который представил Государственный молодежный театр. А, между прочим, в основе — пьеса знаменитого драматурга Бернарда Шоу. А это значит, что все должно быть не слишком просто и совсем не банально. По крайней мере, что касается женщины, то точно. Великий ирландец закрутил сюжет пьесы вокруг главной героини, в которой есть все, но чтобы стать счастливой, ей придется напрягаться и много поработать ради этого. Комедия согласно определенному жанру не только в сюжетных коллизиях вокруг Эпифании (актриса Наталья Онищенко), ее неверного мужа Алистера (Алексей Шутов), Блендербланда (Дмитрий Бойко), который ухаживает за миллионершей, и доктора-египтянина (Евгений Ивкович), который имеет не только свои правила жизни, но и определенное требование к женщине. Комедийность ситуации по драматургической завязке еще и в том, что богатая аристократка должна спуститься на землю и полностью «обнулиться» в своем статусе, чтобы доказать, что может претендовать на счастье с человеком, который к ней миллионов абсолютно равнодушен, он верит в высшую справедливость.

Сама пьеса Бернарда Шоу не ограничивается отношениями по линии «женское-мужское»: это своего рода фундамент, чтобы поразмышлять на тему «человек и деньги». Дело в том, что для Бернарда Шоу эти две темы соединились в его собственной жизни, он даже стремился в определенный момент отдалиться от любимой женщины из богатой семьи, которая впоследствии все же стала его женой. Но в своих мировоззрениях драматург сохранял верность принципам (даже отказался от денежной части Нобелевской премии) и был активным сторонником идеи социальной справедливости. Недаром его приветствовали в Советском Союзе и охотно ставили пьесы в стране, которая строила коммунизм. А некоторые телезрители еще помнят фильм по мотивам «Миллионерши» со знаменитыми советскими звездами, которые представили не совсем обычные для того времени и той страны образы, — им было что играть.

В варианте государственного молодежного театра Беларуси тот самый случай: сюжет реализуется через определенных героев, которых воплощают ведущие артисты – и чувствуется, что не в малой степени ради них, хотя и зрительский аспект важен. Наталья Онищенко играет капризную и истеричную вначале женщину, которая вскоре превращается в сильную и деловую бизнес-леди для того, чтобы выполнить условие и претендовать на счастье с доктором. А всего и нужно ей полгода прожить на мизерную сумму денег и самой зарабатывать на жизнь. Знал бы папа с его миллионами, на что пойдет дочь ради мужчины...

По логике должно произойти ее преобразование. Внешне оно обозначено через одежду героини, которую сначала мы видим в гламурной пижаме, а после в эффектном, но все же мечтательном наряде. Художница по костюмам Татьяна Лисовенко обозначила род занятий и стиль жизни героев. Спортсмен, который существует благодаря достатку жены, выглядит элегантно-раскрепощенным (сильно удивит, когда он начнет вязать на спицах что — то из красных ниток, но ведь это особая миссия по воле режиссера), его любовнику — кокетке с точной целью, а доктор — как египтянин, правда, с немного белорусским темпераментом. И что она в нем нашла? Не богатый, не такой харизматичный как другие кавалеры, и без хотя бы какого намека на восхищение. Трудно понять этих женщин. И после спектакля — не поймете, да и зачем?

«Миллионерша» в Молодежном театре в постановке Татьяны Аксенкиной — спектакль для легкого просмотра, когда нужно провести вечер с выходом в люди и при этом отдохнуть без серьезных мыслей. Аромат социального подтекста вроде бы выветрился, он скорее существует как неординарные обстоятельства, в которые попадает героиня, а зритель следит за выяснением отношений. Но сам текст Бернарда Шоу, даже если просто его произносить, привлекает некоторыми ироничными, иногда парадоксальными изречениями — для ценителей тонкого английского юмора. Но не ждите увидеть Британию 30-х годов прошлого века. Время здесь — условное, по сценографическому решению (художница Татьяна Мацевич). Да и сама история, если разобраться, — о сильной женщине, способной при необходимости сворачивать горы. Разумную при этом: добивается, чтобы ей принадлежали и деньги, и любимый. И то правда, зачем отказываться от различных проявлений счастья? Или хотя бы помечтать в театре – простое удовольствие для зрителей с напряженной жизнью. Оказывается, можно и так...

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.