Вы здесь

Что еще представили финалисты проекта «100 идей для Беларуси»


«Современный ремонт дорог должен быть максимально быстрым, а для этого требуются технологически простые и доступные в использовании материалы. При этом не стоит забывать, что мы должны создавать комфортные условия не только для себя, но и для окружающей среды. Только в единении с природой человек будет по-настоящему счастлив». Это философия молодой команды исследователей-инноваторов DAKPatch, которая представила свой проект в гранд-финале республиканского молодежного проекта «100 идей для Беларуси».


«Скорая помощь» для дороги

Егор Жуковский и Алексей Корончик с проектом «DAKPatch — материалы для ремонта дорог»

В двенадцатом сезоне конкурса его организаторы, Белорусский республиканский союз молодежи совместно с Министерством образования, Государственным комитетом по науке и технологиям и Национальной академией наук, получили около 1200 заявок. Авторам 129 проектов было предложено представить свою разработку в гранд-финале. В их число попали и студенты БНТУ Егор Жуковский и Алексей Корончик. О себе ребята говорят: «Мы поставили перед собой задачу — сделать этот мир чуточку лучше, а точнее, сделать наши дороги более комфортными». Они предложили инновационные материалы, предназначенные для ремонта рытвин на дорожном покрытии небольших размеров (площадью до 0,5 квадратного метра), — DAKPatch UNO, для ремонта рытвин любых размеров (DAKPatch Vіto) и для герметизации трещин на асфальтобетонных покрытиях (DAKPatch QRA).

— Наши композитные материалы имеют ряд преимуществ, — рассказывают Егор и Алексей. — Перед использованием их не нужно подогревать или перемешивать (достаточно просто равномерно распределить смесь по всей площади), их можно класть в воду и не очищать предварительно колдобину от грязи. Они предназначены для ремонта дорог в неблагоприятных погодных условиях: в зимнее время, весной, во время дождя, когда нужно быстро устранить дефекты в дорожном покрытии и повысить безопасность дорожного движения. К тому же и времени для «скорой помощи» дороге нужно немного. Предварительное уплотнение материала происходит под воздействием собственного веса рабочего, а доуплотнение — во время движения транспорта. Наши материалы состоят из отходов нефтеперерабатывающего и горнодобывающего производства. Они могут служить не менее трех месяцев до момента, когда погода позволит сделать полноценный ремонт дороги. Это значит, что зимой мы применяем дешевый и быстрый материал, а летом его заменяем. Ремонт с такими материалами не требует сложных специальных навыков и оборудования. Они могут распространяться как в индивидуальной таре через торговые заведения, так и оптовыми партиями.

По словам ребят, сейчас идет апробация их материалов на территории Минска. Уже были пробные ремонты на улицах научная, Платонова, Плеханова и других.

В номинации «Общество и социальная сфера» свой проект «Текстильный развивающий коврик» представила молодой мастер производственного обучения Минского государственного колледжа индустрии моды Татьяна Тишковец, которая начала воплощать свою идею в жизнь, еще будучи учащейся колледжа. Коврик предназначен для детей дошкольного возраста. Его применение на занятиях способствует психофизическому развитию ребенка, развитию у него моторики, внимания, памяти, логики, фантазии, а также нивелирует отставание в развитии детей младшего возраста.

Тишковец. Проект «Текстильный развивающий коврик»

Коврик состоит из различных модулей: они взаимозаменяемы, их можно компоновать в зависимости от нужд заказчика. Работая над воплощением идеи, ее автор обращалась за помощью психолога: специалист объяснял, что требуется, например, для развития у ребенка моторики, а что — для памяти.

В образовательной практике коврик уже опробовали на малышах в центре коррекционно-развивающего обучения и в детских садах. Немаловажно, что для коврика используются текстильные отходы — в колледже индустрии моды их всегда хватает. Технология проектирования и пошива продукции максимально приближена к мелкосерийному производству, ее можно применять не только для индивидуального пошива, но и в условиях небольших производств. Кстати, у девушки уже есть частный заказ из России. Ее коврики приобрели один из минских детских садов и Центр коррекционно-развивающего обучения. Кого идея заинтересовала, могут обращаться в Минский государственный колледж индустрии моды. Его представители пообещали выполнить все заказы.

С языком познакомит Ясь

Министр образования Андрей Иванец, посетивший экспозицию финалистов конкурса, с удовлетворением отметил, что в этом году было много представлено инновационных проектов в образовательной сфере, а заместитель премьер-министра Игорь Петришенко заметил, что много проектов презентовали именно школьники из самых разных регионов, многие из которых прошли обучение в Национальном детском технопарке.

Один из таких проектов — учебно-игровой интерактивный комплекс «Ясь». Три в одном. Его создали десятиклассники минской средней школы № 111 Илья Волынец и Максим Атрахимович под руководством учителя белорусского языка и литературы Николая Куриловича.

Илья Волынец и Максим Атрахимович с учебно-игровым интерактивным комплексом «Ясь»: три в одном

— Почему три в одном? Потому что комплекс состоит из трех интерактивных элементов: это лингвистический сайт «Ясь», голосовой помощник «Ясь», а также настольная игра с элементами робототехники, — рассказывают ребята. — Главная цель проекта — популяризация белорусского языка в обществе, развитие языковых и речевых компетенций. Объединить родной язык с информационными технологиями — это значит сделать его привлекательным для современной молодежи.

Материалы сайта будут полезными для учеников школ, гимназий, учащихся колледжей, студентов вузов, изучающих профессиональную лексику, и просто для любителей белорусского языка. Голосовой помощник «Ясь» представляет собой библиотеку аудиозаписей: вводишь определенный запрос и слушаешь лингвистический материал на красивом и мелодичном белорусском языке. Особенно полезным он будет для учеников с нарушениями зрения.

А игра «Ясь» представляет собой поле, разбитое по вертикали на две половины. На каждой находится по десять «станций» с отдельными вопросами и заданиями. При правильном ответе робот Ясь начинает «улыбаться», дети дотрагиваются до интерактивной фишки, и она переезжает на следующую станцию. В противном случае Ясь «скучает», игроки не трогают интерактивную фишку, остаются на этой же станции и следующий раз выполняют то же задание. Побеждает та команда, которая придет к финишу первой.

Илья Гульник и Наталья Гульник с фэнтезийной интерактивной новеллой «Хранитель стихий»

Фэнтезийную интерактивную новеллу «Хранитель стихий» (geoіgra. tіlda. ws) представил в гранд-финале десятиклассник Едковской средней школы Лидского района Илья Гульник, который предложил погрузиться в загадочный мир Стихии. События разворачиваются в вымышленном мире, где магия и чудеса — обычное явление. Когда-то давно здесь жили четыре отдельные нации: Воздушные кочевники, Племя воды, Царство Земли и Народ Огня. И вот Народ огня начал жестокую войну против всех. Вселенной требуется герой, который может управлять четырьмя стихиями. Только он может вернуть баланс и восстановить мир и гармонию на Земле. Победить зло можно, собрав вместе четыре элемента стихий и добавив к ним загадочный пятый. Это краткий пересказ сюжетной линии захватывающей игры, посвященной изучению... географии. Вопросы и задания подобраны согласно программе курса за шестой класс. Игру Илья создавал под руководством матери — Натальи Юрьевны Гульник, которая преподает в школе географию. Кстати, этот информационный ресурс был одобрен Министерством образования и может использоваться в учебном процессе.

Васильковые поля и съедобный каштан

Иван Кравченко и Егор Черкасов решили соединить экологическую, туристическую и аграрную составляющие в проекте «Белорусский Прованс»

Но не только информационными технологиями увлекаются белорусские школьники. Так, одиннадцатиклассники средней школы № 8 Кричева Иван Кравченко и Егор Черкачев предложили бизнес-идею «Белорусский Прованс». Юные новаторы решили соединить экологическую, туристическую и аграрную составляющие. Поля, не используемые под сельскохозяйственные культуры, они предлагают засевать васильком, тимьяном и лавандой. Летом живописные городки станут оригинальной туристической локацией для отдыха, а также эффектной фотозоной. А после окончания цветения из выращенной продукции можно делать пастилу, ароматные добавки к чаю и кофе, приправы, васильковую соль, сиропы, варенье. Также можно делать и продавать букетики из цветов. Чтобы начать бизнес, достаточно даже небольшого клочка земли. Это плюс их бизнес-идеи. А минус — короткий срок цветения растений (всего три-четыре недели) и неблагоприятные погодные условия, которые могут внести свои корректировки.

Учащиеся Молодечненского торгово-экономического колледжа Владислава Гордей и Дарья Зенович замахнулись, в свою очередь, на выращивание и реализацию съедобного каштана. Это особый сорт, его не встретишь на улицах наших городов. На третий год жизненного цикла дерево будет давать плодов уже от 10 до 50 килограммов. Вот один из возможных рецептов деликатеса: каштаны замачиваются, затем на них делают надрезы и помещают в духовку при температуре 150 градусов на час-два. Каштаны готовятся абсолютно без масла. Можно добавить соль и сахар. Получается безглютеновый продукт, лишенный пищевых аллергенов, очень полезен тем, кто следит за здоровьем, и тем, кому продукты с содержанием глютена противопоказаны. К тому же листья такого каштана используются в сыроварстве, кора — в медицине для производства дубильных экстрактов и в качестве красителя, а древесина — для производства бочек для дорогих сортов вина, а также для мебели.

Владислава Гордей и Дарья Зенович замахнулись на выращивание съедобного каштана

Отличный подарок для ребенка

Центр детей и молодежи Глубокского района представил проект «Лялька.бай». Знакомьтесь: Веселинка, Сплюша и дед Баюн

«Мальчики и девочки, я Веселинка. Очень люблю петь песни, а еще много знаю о нашем городе Глубокое. О нем люди говорят — музей под открытым небом...» Одновременно простую и гениальную идею предложили учащиеся объединений по интересам центра детей и молодежи Глубокского района («Волшебная кисточка» и образцовый театр моды «Алиса»), которые представили проект «Лялька.бай». Всех, кто посетил их стенд, они знакомили со своими куклами. Первая — Сплюша, поет деткам на ночь колыбельные, вторая — Веселинка, поет веселые песенки, а дед Баюн рассказывает малышам сказки. Куколки поют и разговаривают на белорусском языке. Это очень нравится детям.

— Все наши куклы – авторские, ручной работы, в каждую вложена душа, — рассказывает руководитель образцового театра моды «Алиса» Оксана Шпакова. — Их можно делать на заказ. Музыкальный эффект обеспечивается за счет портативной звуковой колонки, находящейся внутри изделия, и флешки-накопителя (на шесть гигабайт) с определенным набором музыкального и художественного материала. Есть также возможность трансляции по bluetooth-каналу мобильного устройства. Это значит, что мамочка может заниматься своими делами на кухне и «управлять» умной игрушкой.

Чем интересны наши куклы? Приобретая их, у родителей появляется свободная минутка для отдыха или своих дел. Их дети в это время знакомятся с белорусским народным фольклором — сказками, песнями, колыбельными. Кстати, содержание художественного материала на флэшке можно самостоятельно изменять и обновлять. Дети с детства слышат родной язык, учатся его уважать и ценить. У них развиваются музыкальный слух и творческие способности. Игра с такими куклами прививает любовь к родному краю, его традициям и обрядам. Куклу можно использовать в дошкольном учреждении как развивающую игрушку. Мы считаем, что наши куклы – отличный подарок на любой праздник. Красивая аутентичная кукла, которая поет и говорит на родном языке, станет хорошим другом для детей.

При желании каждая мамочка и папа, бабушка и дедушка смогут со своими детьми изготовить такие куклы, используя рекомендации нашей группы «ВКонтакте «Лялька.бай!». А всем желающим мы готовы сшить куклы и обеспечить их нужной электронной «начинкой»...

Надо добавить, что проект «Лялька.бай» был представлен в экспозиции финалистов и победителей проекта «100 идей для Беларуси» разных лет. Стало уже традицией отдельно представлять воплощенные идеи. Кстати, каждый пятый проект за весь период проведения конкурса был реализован на практике или в производстве.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора и Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.