Вы здесь

Инклюзия как принцип государственной политики


На прошлой неделе в Полоцке прошло выездное заседание Консультативного совета при Совете Республики по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития. В заседании приняли участие Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, представители заинтересованных министерств и ведомств — образования, здравоохранения, соцзащиты, а также родители, воспитывающие детей с особенностями развития.


Фото: БелТА.

Отказаться от спецшкол нельзя

«Сегодня одним из важных принципов образования, который закреплен в Кодексе об образовании Республики Беларусь, является инклюзия. Каждое учреждение образования, начиная от дошкольных и заканчивая вузами, нацелено на то, что в их стены могут прийти дети с особенностями. Сегодня в стране функционируют 237 учреждений специального образования, из них 141 Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, фактически в каждом районе нашей страны сегодня работают такие центры. В их раннюю комплексную помощь получают 1,5 тысячи детей в возрасте до 3 лет; обучается в группах и классах около 3 тысяч; дополнительно получает коррекционно-педагогическую помощь более 4,5 тысячи учащихся. Кроме ЦКРОиР, более 4 тысяч детей посещает 48 специальных детских садов, в том числе это 22 специальных детских сада для детей с тяжелыми нарушениями речи, 10 — для воспитанников с нарушениями зрения, 3 — для детей с интеллектуальной недостаточностью, 2 — для детей с нарушениями слуха, по одному — для детей с трудностями в обучении и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Также 9 детских садов имеют группы для воспитанников с различными нарушениями психофизического развития», — отметил в докладе министр образования Андрей Иванец.

В стране функционируют 48 специальных школ, в которых обучается 5190 детей. За последние годы проведена серьезная работа по оптимизации сети учреждений специального образования: начиная с 2000-х годов количество таких учреждений сократилось почти в два раза (с 95 до 48), но отказаться от их функционирования нельзя, потому что сегодня для целого ряда детей необходимо создать особые условия для их обучения и воспитания. Сегодня более 70% детей с особенностями психофизического развития обучается в интегрированных группах и классах, в каждой школе таких воспитанников от 2 до 14%.

В учреждениях среднего специального образования обучается 2712 детей с особенностями развития и 902 ребенка с инвалидностью — это свидетельствует о том, что сеть инклюзивного образования создана не только на уровне дошкольного и среднего образования. Возникает закономерный вопрос: достаточна ли существующая сеть образования для удовлетворения потребностей в обучении и воспитании таких детей? Сеть достаточна, однако существуют проблемы, которые предстоит решить: подготовка кадров и воспитание инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса. Сегодня каждый особенный ребенок находится не просто в поле зрения системы образования, но и обучается в соответствии со специальным образовательным маршрутом.

Гиперактивность — это диагноз

Сегодня около 179 тысяч человек находится в банке данных детей с особенностями психофизического развития, 97 процентов из них — дети с нарушениями речи, 6 — с интеллектуальной недостаточностью, 6,7 процента — дети с трудностями в обучении, 1,5 — с нарушениями зрения, более 1 процента — с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, почти 2 процента — с нарушениями аутистического спектра и более 1 — дети с тяжелыми психическими и физическими нарушениями. Разнообразие видов заболеваний — серьезный вызов для системы образования. Так, за последние пять лет количество детей из РАС выросло в три раза. Актуальным вопросом является и выстраивание системы помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. По оперативным данным, сегодня в учреждениях дошкольного и среднего образования обучается более 1000 таких детей, однако на учете в учреждениях здравоохранения состоит более 2000 человек. Это говорит о том, что практически каждые вторые родители, воспитывающие ребенка с СДВГ, не информируют учителей об особенностях школьника, что значительно усложняет работу педагогов. Министерством образования определены пути решения проблем в сфере инклюзивного образования. Первое — укомплектованность учреждений образования квалифицированными кадрами. Сегодня в системе образования задействованы 418 тысяч педагогов, 40 тысяч из них осуществляют образовательный процесс в учреждениях специального образования в условиях интегрированного обучения. Из 40 тысяч педагогов 12 тысяч — учителя-дефектологи, 4,1 тысячи — психологи. Укомплектованность кадрами составляет 99 процентов, однако повышение квалификации и переподготовка кадров — необходимый и непрерывный процесс.

Особенным детям — квалифицированные педагоги

«Большая работа проводится и по разработке учебно-методического обеспечения образовательного процесса, за последние три года издано 76 учебных пособий для детей с ОПФР, в том числе 18 на основе шрифта Брайля. Особое внимание уделяется созданию особых условий для обучения, это совместная работа Министерства образования с местными органами власти. Элементы доступной среды имеют всего 60% учреждений дошкольного и среднего образования, активная работа в данном направлении будет продолжаться», — подчеркнул министр.

Чтобы обеспечить сопровождение детей с нарушениями аутистического спектра, с 2016 года были внесены изменения в квалификационные характеристики должностей «воспитатель дошкольного образования» и «воспитатель». Сегодня это около 1800 штатных единиц, которые обеспечивают деятельность ребенка на занятиях, оказывают помощь в соблюдении распорядка дня, взаимодействии со сверстниками. С 2022 года впервые подготовка таких кадров началась на уровне среднего специального образования в двух колледжах. Персональное сопровождение и педагогическая помощь может организовываться детям с нарушениями зрения, функций опорно-двигательного аппарата и другим.

Достучаться до родителей здоровых детей

На сегодняшний день родители детей с особенностями развития становятся полноправными участниками образовательного процесса, проводниками для системы образования в поиске оптимальных условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка. С родителями регулярно проводятся встречи, на которых находят пути взаимодействия с органами местной власти, общественными организациями, учреждениями здравоохранения. Во исполнение предыдущего заседания Консультативного совета Институтом инклюзивного образования совместно с Комитетом по образованию Мингорисполкома были организованы учебные курсы на базе института для всех руководителей учреждений образования города Минска, педагогов-психологов и учителей-дефектологов.

Остается проблемой несформированная у родителей обычных детей культура принятия детей с особенностями развития в общих классах. В этой связи необходимо активизировать информационную работу, первый шаг уже сделан — на базе «Учительской газеты» был проведен круглый стол со специалистами и родителями. В октябре 2022 года министерствами здравоохранения, труда и социальной защиты, образования подписана дорожная карта по межведомственному взаимодействию в области социальной адаптации и интеграции детей с ОПФР.

«В сфере инклюзивного образования каждый из нас должен понимать, что только совместными усилиями мы можем решить такую важную и актуальную задачу обучения и интеграции детей с особенностями психофизического развития. Это работа ежедневная и поступательная, которая, приобретая новые формы, будет продолжена», — отметил Андрей Иванец.

Дело доброты и милосердия

Наталья Кочанова поблагодарила членов консультативного совета за оперативное реагирование на темы прошедших заседаний и отметила, что наша страна в сфере инклюзивного образования имеет богатый передовой опыт. «Самое главное для нас, чтобы эти дети в дальнейшем могли себя реализовать. Мы все должны подключиться к такой работе», — подчеркнула председатель Совета Республики. Она обратила внимание на укомплектованность школ педагогами-психологами и дефектологами, имеющими соответствующее образование. «Нам необходимо быть уверенными в том, что с детьми работают квалифицированные специалисты. Практика показывает, что если бы психологи работали с особыми детьми качественно и компетентно, то трудностей в социальной адаптации и интеграции в обществе можно было бы избежать».

Наталья Кочанова заострила внимание и на вопросе оказания помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и их родителям. Статистика показывает, что количество таких детей, состоящих на учете, в два раза выше количества обучающихся по специальной программе. Это свидетельствует о сложности выявления диагноза, по которому несколько лет назад не вели анализ вообще. Многие родители из-за недостаточной диагностики в учреждениях здравоохранения не знают, как воспитывать детей с особенностями. Здесь должны подключиться средства массовой информации для широкого освещения и привлечения внимания общественности к проблеме. «Для нас это очень важно. Поверьте, чем больше у нас будет доброты и милосердия, тем больше мы будем понимать, что наше общество здоровое», — отметила Наталья Ивановна.

Каждый учитель будет знать основы инклюзивного образования

Директор Института инклюзивного образования БГПУ имени Максима Танка Вера Хитрук рассказала о подготовке квалифицированных педагогических кадров. Сегодня в институте обучается более 1,5 тысячи студентов по всем специальностям дефектологии. С 2021 года для всех педагогических специальностей введены дополнительные разделы дисциплины, а также включена в программу дисциплина «Инклюзивно-образовательная практика» — то есть теперь каждый педагог нашей страны будет иметь основы инклюзивного образования независимо от полученной специальности. Нововведение обусловлено увеличением числа детей с особенностями развития и необходимостью навыков работы с ними у педагогов. Особое внимание отдано подготовке психологов и дефектологов, с сентября 2021 года в институте введены дополнительные дисциплины «Специальная психология», практикум по коррекции и развитию эмоциональной сферы личности, в подготовку социальных педагогов также включены новые дисциплины. Фокус внимания в подготовке учителя дефектолога сдвинут с фиксации дефицитов ребенка до выявления его сильных сторон, создания условий развития личности. «Не диагноз определяет успешность человека в социуме, а тот функционал, который он может использовать», — подчеркнула Вера Валерьевна. С сентября 2023 года начнется подготовка учителей-дефектологов по новой специальности «специальное и инклюзивное образование» с шестью профилизациями. Одна из профилизаций новая не только для нашей страны, но и для России — «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра».

Наталья Ивановна подчеркнула, что сегодня с появлением новых информационных технологий остро стоит проблема коммуникации среди детей независимо от их физического здоровья. К решению данного вопроса необходимо подключать не только педагогов, но и родителей.

Проблемы надо видеть на местах

На заседании Консультативного совета присутствовали родители детей с особенностями развития, они поделились с присутствующими историями успешной интеграции в общество и реализации благодаря квалифицированной помощи специалистов. Так, мама из Гомеля продемонстрировала достижения своего сына в спорте и творчестве, сейчас с помощью специалистов семья ведет активный образ жизни и с радостью делится с другими примером веры и стойкости на пути к преодолению препятствий.

«Мы рассмотрели вопросы, как дети с особенностями развития могут получить инклюзивное образование, как это воспринимается теми, кто находится в классе. Мы посетили Центр коррекционно-развивающего обучения, увидели, как интегрированное образование осуществляется в школе, и понимаем, что в целом у нас в государстве выстроена четкая система, включая обучение педагогов, занимающихся с такими детьми. Однако на местах возникают некоторые проблемы, и для того чтобы их увидеть и решить на местном уровне, мы обсуждаем и объясняем, что нужно еще сделать, чтобы минимизировать их. Это уже третье такое заседание, и люди на каждом из них благодарят за ту помощь, которая оказывается им для оперативного решения проблем», — отметила по итогу выездного заседания консультативного совета Наталья Кочанова.

Александра ГВОЗДЕВА

Фото БелТА

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.