Вы здесь

Руководитель Мастерской эстрадного искусства: «Хвілінка» — тоже наша семья


В жизни художественного руководителя Мастерской эстрадного искусства «Хвілінка» Татьяны Пановой все тесно переплелось: семья и работа. Ее муж Евгений Фомбаров отмечает, что Татьяна умеет все совмещать, никого не обделив вниманием. С ними очень интересно общаться: яркая экспрессивная Татьяна — из породы тех женщин, которые всегда остаются молодыми и деятельными, и Евгений — олицетворение спокойствия и уверенности человека, который все крепко держит в своих руках.


Татьяна и Евгений.

— Что было сначала: семья или «Хвілінка»?

Татьяна Панова (Т. П.): — Семья, хоть «Минутка» — тоже наша семья. Мы с Женей вместе учились в музыкальном училище, наш курс был очень дружный. После окончания училища Женю призвали на службу в армию, а я поступила в университет культуры. В этот период мы выпали из поля зрения друг друга.

Евгений Фомбаров (Е. Ф.): — после возвращения из армии я тоже поступил в университет культуры. Знал, что многие друзья по музучилищу уже там. С Таней возобновилось знакомство, когда мы случайно оказались в одном лифте и успели обменяться телефонами.

Т.П.: — У нас были общие друзья, интересы, оказалось, что и живем по соседству. Как пара мы встречались всего три месяца, и как-то само собой решилось, что создаем семью.

— Обычно студенты творческих вузов выступают на чужих свадьбах, чтобы заработать на свое. А вы успели?

Т. П.: — Нет, не успели, все время шел на учебу. Свадьба нам справляли родители, за это им огромное спасибо. Мы считаем, что свадьба — очень личный праздник, на который приглашаются только самые близкие люди, поэтому не очень финансово обременили родителей. А вот музыканты, которые работали в кафе, в тот вечер отдыхали, так как выступали наши друзья.

Свадьба.

— А как дальше обустраивали жизнь? Перевелись на заочное отделение?

Е. Ф.: — Таня шла на красный диплом, а моей специальности — «Музыкант — духовик»- заочно вряд ли по-настоящему научишься, поэтому мы остались на дневном. Повторю вслед за Таней: спасибо нашим родителям. Конечно, они помогали, пока мы учились.

— А где вы жили?

Е. Ф.: — у Таниной мамы, и по-прежнему живем все вместе. Моя теща Раиса Михайловна — очень тактичная, умная женщина, ни разу в жизни не чувствовал себя в ее доме, как говорят, в «примах». Мы с ней даже заговоры против Тани устраивали...

— А вот об этом подробнее, пожалуйста...

Е. Ф.: — нашему сыну Ярославу было три месяца, когда Таня с «минуткой» уехала на конкурс в Могилев. Сын заболел, высокая температура... Таня звонит, спрашивает, как ребенок. Мы решили, что ничего не говорим, сами справимся. Зачем ее волновать, если на расстоянии она ничем не может помочь?

Т. П.: — с того конкурса мы приехали в звании лауреатов. Там я познакомилась с композитором Олегом Елисеенковым. Он, когда узнал, что я — молодая мама, кормящая ребенка, сказал:"Вы сумасшедшая, приезжайте ко мне по песне, будет Вам подарок«. С тех пор он дарит нам прекрасные детские песни.

— Вы планировали рождение ребенка?

Т.П.: — Да, причем, очень осознанно. Прежде нужно было встать на ноги как в профессиональном смысле, так и полностью самостоятельно обеспечивать семью. После окончания университета мне предлагали аспирантуру, можно было остаться и в 1-й музыкальной школе Минска, где проходила практику. Все это было очень удобно, но мне так хотелось свой коллектив! Одним из пунктов распределения была 194-я школа с эстетическим уклоном в микрорайоне Сокол. По тому времени — далековато, рейсовым автобусом нужно было добираться. Но там работал такой классный директор! У меня создалась большая нагрузка: пение, младший школьный хор, вокальная группа, факультатив по эстетике и при этом — невероятная творческая свобода. Вот оттуда отсчитывает «Минутка» свои 30 лет!

Сын, любимый и долгожданный, появился, как мы и планировали, через пять лет после свадьбы. Моя мама шутила: «Таня в роддоме, а по телевизору показывают ее детей».

Раиса Михайловна Панова — любимая мама, теща и бабушка.

— Говорят, что в декрет вы и не уходили. Пригласили няню или бабушки помогали?

Т. П.: — В декрете я была три месяца. Как молодой маме мне очень повезло! Во-первых, Женя — замечательный муж и отец, благодаря которому я не знала, что такое вставать по ночам к ребенку. Во-вторых, наши творческие профессии, а моя мать тоже педагог по музыке, позволили составлять график работы так, что с Ярославом кто-то постоянно был, чаще всего моя мама. А с трех лет сын уже занимался в «минутке».

— Евгений, а вы не ревновали жену к работе?

Е. Ф.: — было немного... Встречал ее со школы, часто ехали последним автобусом... Но я понимал, как Тане интересно и важно то, что она делает. И ей удается совмещать карьеру и семью, ее хватает на все!

Т. П.: — Да, все тесно переплелось: одно невозможно без другого. В какой-то момент пришло понимание, что для дальнейшего развития «Хвілінке» нужна в том числе юридическая самостоятельность. А кому доверить печать, бухгалтерию? На 100% я могла довериться только мужу. Поэтому и попросила Евгения стать директором коллектива.

Татьяна Панова с мужем и сыном.

Е. Ф.: — мне нравилась моя работа в оркестре внутренних войск. Но я прекрасно понимал, что Тане нужна помощь. Подумал, раз справляюсь с семейной бухгалтерией, получится и здесь. К тому же, я участвую и в творческом процессе, поэтому нет такого ощущения, что я как музыкант наступил на горло собственной песне.

— У вас много общения с родителями детей, наверное, приходится сталкиваться с их завышенными требованиями и к вам, и к детям?

Е. Ф.: — У нас есть четкие правила, и мы сразу знакомим с ними родителей. Первое, о чем предупреждаем: мы не продюсерский центр и не создаем «звезд». Мне всегда неловко, когда родители говорят: мол, отдал своего ребенка на музыку. Что значит отдал? Сразу объясняем, что в «Хвілінке» нет гувернеров и аниматоров, у нас — педагоги. Поэтому родители сами должны понимать и детей настроить на то, что здесь они будут заниматься, общаться, то есть, прилагать свои усилия. Принцип прост: лучше мы меньше заработаем, но будем честны перед собой и родителями.

Когда мы работаем с новыми режиссерско-постановочными группами, они обычно спрашивают, сколько будет детей и родителей за кулисами. И некоторых удивляет мой ответ: например, десять детей и один педагог. У нас категорически не принято, чтобы за кулисы с ребенком пробиралось пятеро взрослых и там они соревновались, кто лучше завяжет бант. Благодаря педагогам наши дети дисциплинированы, самостоятельны, уверены в себе, у них развито чувство команды.

Т.П.: — Задача родителей — купить билеты на концерт и поддержать детей аплодисментами. Знаете, мы обучаем, развиваем не только детей, но и родителей. Последний случай: сборный концерт, среди солистов — Владимир Громов. Две мамы наших учеников после концерта спрашивают у меня, где еще можно его послушать. Говорю, что в оперном театре. А дальше мне понятно: придут в театр, послушают Громова, а потом их заинтересуют другие солисты, и все — люди приобщаются к оперному искусству.

Е. Ф.: — Знаете, я убежден, что детство должно быть счастливым. Для этого нужна любовь родителей и чувство успешности у ребенка. А оно появляется тогда, когда малыш делает то, что получается. Родителям важно понять, что интересно, к чему ребенок стремится, дать ему свободу. Наш сын, кстати, не хотел посещать музыкальную школу с первого класса. Мы его не заставляли. А в пятом он сам решил научиться играть на гитаре, сам нашел, где заниматься. Сейчас этот опыт помогает ему в работе.

— Расскажите о своем сыне... Продолжает ли он творческую династию?

Т.П.: — Ярослав — это наша гордость! А я — очень объективная мама. Способности сына оценивала как профессионал, поэтому не допускала его петь в концертах, так как были дети, у которых это лучше получалось. Но как-то, даже неожиданно для нас, он оказался отличным ведущим концертов, у него просто вот такая профессиональная дикторская манера была. Ему нравилась журналистика, он публиковался в" Зорьке", был ведущим детской рубрики в программе" Наше утро", корреспондентом на"Евровидении«. Мы были уверены, что сын поступит на журфак, но он выбрал профессию звукорежиссера. В свои 26 лет Ярослав достиг профессиональных успехов, ему доверяют озвучивать самые престижные концерты. Очень гордимся, что сын всего добился сам. «Почему мама не сказала, что ты ее сын?»- спрашивал как-то у Ярослава руководитель вокальной группы «белорусы» Валерий много. А для меня важно, чтобы Ярослав получал высокую оценку как профессионал, а не как мой сын.

— То есть по отношению к сыну у вас побеждает профессионал?

Т.П.: — Прежде всего я мама, которая очень любит сына, но трезвой любовью. Этому я научилась у своей мамы. Всегда чувствовала себя любимым ребенком, но требовательность тоже присутствовала. Больше всего меня баловал дедушка. Мама уважала мои детские интересы. С мамой нам нравилось ходить на концерты в филармонию. Это такие теплые воспоминания. Очень рада, что моя мама тоже в «Хвілінке» — она преподает вокал в младшей группе.

Е. Ф.: — И делает это превосходно. Раиса Михайловна проводит занятия в игровой форме, чтобы детям было комфортно и понятно.

— Как вы проводите отпуск?

Ярослав — гордость родителей.

Т.П.: — Трудный вопрос. В чистом виде отпуск у нас хорошо, если неделя. А традиционно мы отправлялись с коллективом на фестивали, конкурсы. Получалось и путешествовать, и посмотреть другие страны. Интересно увидеть другие детские творческие коллективы и себя показать. У нас прекрасные дети, хороший репертуар, созданный именно для них, поэтому всегда успешно выступаем.

— Готовы ли вы к появлению внуков?

Т.П.: — Мы, может, и готовы, но от нас это никак не зависит. Мы не из тех родителей, которые постоянно спрашивают: Когда женишься? Когда Ярослав с нами чем-то делится, мы рады, но сами парад не даем. Как когда-то мои и родители мужа видели в нас личностей, уважали наш выбор, так и мы сейчас относимся к своему сыну.

Маргарита ДРОЗДОВА

фото из семейного архива Татьяны Пановой и Евгения Фомбарова

Выбор редакции

Торговля

Первый груз по Северному морскому пути прибыл в Беларусь

Первый груз по Северному морскому пути прибыл в Беларусь

Партия товаров, предназначенная для белорусских субъектов хозяйствования, была отгружена в порту Шанхая в августе 2024 года.

В мире

Чжан Вэньчуань: Китайско-белорусское сотрудничество — образец международных отношений нового типа

Чжан Вэньчуань: Китайско-белорусское сотрудничество — образец международных отношений нового типа

В чем особенности китайской модернизации, какие перспективы взаимодействия Китая и Беларуси рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Республике Беларусь Чжан Вэньчуань.

Социальная поддержка

Как государство заботится о пожилых людях?

Как государство заботится о пожилых людях?

В Беларуси 1 октября отметят День пожилых людей.