Вы здесь

Юбилейный концерт, гастроли и Национальная опера


Этот театр начинался в непростые времена, пережил разные периоды в своей истории, но всегда так или иначе говорил о человеке — через искусство, в образах и звуках, создавая особый мир, где можно было отдохнуть от будничности и реальности, наполнить себя энергией жизни. У театра всегда есть два мира: один — тот, что знают и видят лица, которые к нему непосредственно причастны. Второй — тот, с которым сталкиваются зрители, которым важно, чтобы душа не теряла чувственность, могла реагировать на фальшь (ведь музыка — почва этого театра), и не забывала о том, что человеку в любые эпохи и времена нужна живая и созидательная сила. А здесь она умножается несколькими видами искусства одновременно: музыка, пение, танец, визуальные образы... Возможно, поэтому Большой театр один из тех, к которому тянется публика в настоящее время. И не только потому, что в юбилейный сезон ей предлагают не только те проекты. Что стали традиционными и познавательными, но и специальные мероприятия и замыслы — о некоторых надо подумать (и задуматься) уже сейчас. Впрочем, к этому подталкивают слова генерального директора Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Екатерины Дуловой, которая работает на новой должности чуть более года.


Фото: bolshoibelarus.by

О тенденциях

— С удовольствием наблюдаю тот процесс, о котором я подозревала, иногда участвовала в нем, когда приходила в театр как зритель, на художественные советы. У меня была возможность смотреть на то, как функционирует, пополняется кадрами Большой театр. А теперь я это вижу в реальности. Когда бывшие студенты Академии музыки составляют фактически труппу театра, а когда-то я их принимала на учебу, не зная, какая у них будет судьба: вот это странный поворот, ведь есть возможность наблюдать не только профессиональный рост, но и раскрытие. Наверное, это самая большая ценность моей новой работы. Большая честь служить такому театру, быть причастным к его истории, сделать его еще лучшим общими усилиями. 

Когда я пришла работать в театр, У нас было чуть более 50 процентов посещаемости, был сложный посткоронавирусный сезон. А в этом году к марту мы подошли к новой цифре: более 90 процентов посещаемости в среднем (есть спектакли, на которые зал заполняется на 100 процентов). В 2022 году Большой театр дал 350 спектаклей и концертов на главной и камерной сцене, а также во время гастрольных показов. Посетили театр более 200 тысяч зрителей. 

О молодежи

— Одна из характерных черт, которые присущи театру в последнее время — пополнение коллектива молодыми специалистами. Они пришли в мастерские театра, пополнили оркестр и хор, оперную и балетную труппы. 

У нас есть образовательные проекты и культурные программы для молодежи. В 2022 году тысячи студентов и учащихся различных учреждений образования посетили Большой театр — как во время экскурсий, так и в качестве участников некоторых акций. Либо как зрители. Для меня это счастье, ведь когда я вижу молодежь в зале, то понимаю, что наше искусство живет и продолжает волновать, вдохновлять, иначе вряд ли молодежь пришла бы сюда: это же не караоке или IТ-центр, но академический театр. Оказывается, им интересно. 

При Большом театре работает детский театр-студия. Из ее воспитанников выросли деятели белорусской культуры, много сотрудников нашего театра в детском возрасте имели опыт выхода на сцену в оперных спектаклях или в балетных. В дни Пасхальных праздников мы проведем концерт детской студии.

О гастролях

— Мы ездим по стране, хотя для нас это и не слишком просто. Готовим гала-концерт на сцене «БелАЗа» в Жодино. Трудно поверить, но артисты сами пригласили экскурсию. В 2022 году у нас было 35 таких гастрольных выступлений. Но мы рады видеть у себя зрителей из разных регионов — на наши спектакли приезжают на автобусах, как в лучшие времена. 

Наша балетная труппа направляется на фестиваль в Ташкент со спектаклем «Спартак». Ее возглавит Валентин Николаевич Елизарьев. Далее в мае—июне балетная труппа поедет по городам России со спектаклями «Лебединое озеро» и «Анна Каренина». Посетят Пермь, Тюмень, Казань, Челябинск. Запланированы обменные гастроли с Пермским и челябинским театрами. А в ноябре ждем обменные гастроли Большого театра России. Для показа предложены опера Модеста Мусоргского "Борис Годунов "и балет современного композитора Ильи Демуцкого"Чайка«.

В этом году впервые после закрытия сезона на нашей сцене состоятся гастроли зарубежных театров. Это была инициатива Валентина Николаевича Елизарьева. Люди более старшего возраста помнят, что лето было периодом гастролей, когда у нас показывали свои спектакли театры других стран. Не буду скрывать: у нас есть интерес расширить контакты и немного заработать. Поэтому решили нашим партнерам предложить провести гастроли в Минске. В июле, когда наша труппа пойдет в отпуск, у зрителей все равно останется возможность посещать Большой театр. Пока есть договоренности о показе спектаклей Челябинского театра оперы и балета (балет «Корсар» и опера «Бал-маскарад»). Ведутся переговоры с Пермским театром оперы и балета, театрами «Геликон-опера» и «Астана-балет». У каждого театра будет неделя для показа своих спектаклей. Надеюсь, это будет интересно той публике. Которая летом остается в Минске. А также туристам, среди которых много тех, кто приезжает из России. 

О международных проектах

— В начале апреля к нам приезжают итальянские постановщики оперы «Севильский цирюльник». Будет какая-то аутентика, связанная с тем, что к спектаклю прикоснуться те, кто представляет родину композитора Джоаккино Россини. Дирижером-постановщиком выступит Владимир Оводок. Для солистов, которые бы хотели участвовать в этом спектакле, был объявлен конкурс. Мы провели прослушивания. На сегодняшний день есть предложения от исполнителей не только из Беларуси, что расширяет возможности. Например, каватину Розину мы можем услышать как в сопрановом так и в меццо-сопрановом варианте, потому что такие предложения поступили. 

О праздновании

— Высшая точка нашей работы в этом году — юбилейный концерт, который запланирован на 19 мая. Хочется, чтобы он был незабываем. Вспомним ветеранов сцены, которые причастны к истории Великого. А 25 мая — в день рождения театра — всех ждет традиционная «Кармен». Надеюсь, что будут сюрпризы. 

В предюбилейные дни Белорусский союз художников готов представить экспозицию живописных работ, в которых отражены это здание и люди театра. Нас интересуют портреты, зарисовки, Троицкая гора и все, что происходило в этих местах. 

И еще одна выставочная идея, связанная с историческими фото. Мы обратились к Владимиру Лиходедову, владельцу уникальной коллекции почти 5 миллионов Фото Беларуси. Нас интересуют старые фотографии, связанные с историей этого места. Предметом рассмотрения будут довоенные фото с первой декады белорусского искусства в Москве, состоявшейся в 1940-м году. На них изображены наши выдающиеся мастера, интерьеры театра. Вообще у нас большое здание с великолепными холлами, которые можно наполнить искусством. 

О лицах

— И все же большой — это не здание. Это даже не репертуар. А эта живая традиция в именах, личностях, сюжетах и достижениях, передаваемая из уст в уста. Поэтому со сцены Великого мы обычно поздравляем с юбилеем и благодарим за работу лиц, завершивших свою карьеру. 21 апреля отметим юбилей прекрасной балерины, которая танцевала на сцене Большого театра, Ольги Лаппо. Обладательница медали Франциска Скорины, доцент Белорусской государственной академии музыки, она проявила себя чудесным образом — воспитывает молодежь как педагог. Мы решили с труппой балета, чтобы в этот вечер был показан спектакль «Жизель». Потому что в нем участвует ее ученица Елизавета Мусорина, которой всего 19 лет, а она уже выступает в качестве солистки Большого театра. 

О национальном в репертуаре

— Думаю, уже можно говорить о том, что мы определились с темой национальной оперы. На мой взгляд, великие национальные оперы прежде всего направлены на то, чтобы сохранять традиции и представлять духовный стержень, присущий народу. Мне кажется, это будет настоящее серьезное дело в жизни Большого театра: история Ефросиньи Полоцкой. Личность, определившая духовное направление, свойственна нашей земле. Сейчас ведутся переговоры, наша постановочная группа уже выезжала в Спасо-Ефросиньевский монастырь. Сюжет разрабатываем с высокой степенью корректности, понимая, что речь о духовной личности. Но необязательно сам персонаж должен быть в произведении. В ряде случаев в искусстве представляется то, что было сделано этой личностью. Движемся в этом направлении, чтобы показать весомость и значимость того, что мы сегодня имеем благодаря такому лицу как святая Ефросинья Полоцкая, которая здесь покоится. Кстати, ее мощи вернулись на родину благодаря стараниям Николая II. Надеемся, зрителей заинтересует сюжет, в основе которого не войны, не великие сражения, не кровь, что-то совсем другое. Речь не идет о мистерии, а о живом материале. 

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.