Вы здесь

Зачем белорусу личный электронный кабинет. О преимуществах и удобстве использования цифрового общения


Получение различных госуслуг и информации из госорганов для разрешения жизненных ситуаций в цифровом пространстве становится неотъемлемым правом граждан в современном обществе, и государство активно работает в этом направлении. На Едином портале электронных услуг, с помощью которого белорусы цифрово взаимодействуют с государством, через личный электронный кабинет получая услуги, в прошлом году появилось 37 новых услуг и четыре административных процедуры.


Фото: pixabay.com

Или «отпирать» кабинет?

Национальный центр электронных услуг играет значительную роль в сфере перевода административных процедур и электронных услуг в цифровой вид и создании возможностей для решения все большего количества жизненных вопросов человека через несколько «кликов», рассказал Андрей Филипенко, первый заместитель директора Национального центра электронных услуг (НЦЭУ):

— Единый портал электронных услуг является единой площадкой электронных государственных сервисов. И с каждым годом таких сервисов становится все больше, а интерес людей к цифровому общению увеличивается. В 2021-м при помощи ОАИС через Единый портал было оказано 17,5 миллиона электронных услуг, а в прошлом году — уже более 76 миллионов.

В прошлом году на портале добавилось много новых услуг, в частности, была обновлена версия Личного кабинета, который создан для каждого белоруса. Авторизоваться в кабинете («отпереть» его) можно с помощью ID-карточки, а точнее, электронной цифровой подписи на ней или любого другого носителя ЭЦП, позволяющего человеку стать участником цифрового взаимодействия с государством.

— На едином портале (platform.gov.by), который также был модернизирован в прошлом году, зарегистрировано около 200 тысяч личных электронных кабинетов физических и юридических лиц. Сегодня через портал доступны 292 вида электронных сервисов: 190 электронных услуг и 102 административных процедуры. Организовано взаимодействие с 55 государственными информационными ресурсами (системами), которыми располагают 28 госорганов, — поделился цифрами Андрей Филипенко.

На что способна обновленная версия кабинета?

В новой версии Личного кабинета можно авторизоваться также с использованием аккаунта в социальных сетях — это нестрогая авторизация (без идентификации личности), она не позволяет получить услуги или процедуры, имеющие юридические последствия, однако дает возможность пользоваться сервисами.

Личный кабинет заполучил и несколько программ, например, программу системы электронного документооборота, чтобы отправлять и получать корреспонденцию с использованием системы межведомственного документооборота (СМДО). А программа электронной почты организации и программа электронной почты гражданина позволяет владельцам активированных кабинетов обмениваться информацией и переписываться.

— Владелец нового кабинета может также самостоятельно подписываться на услуги и управлять своим собственным счетом для заказа и оплаты электронных услуг. А еще — настроить каналы получения сообщений для обратной связи. Они будут приходить на почту, СМС-кой на телефон или сообщением в мессенджер, — добавил представитель НЦЭУ. — На портале для граждан и юридических лиц реализован механизм выполнения полного цикла действий по получению админпроцедуры онлайн. Это и подача заявления на выполнение процедуры, и прикрепление необходимых документов, и отслеживание выполнения заявки через личный кабинет, и даже подача жалобы. Юридические лица могут получить 91 админпроцедуру, физические лица — 11. Через портал в прошлом году совершено 53 636 таких услуг.

Для взаимодействия с государством используется не только единый портал, но и функционал программного комплекса «Одно окно», где реализовано 210 административных процедур. В прошлом году путем обращения в службу «Одно окно» и, соответственно, использования программы «Одно окно» принято около 600 тысяч заявлений на админпроцедуры.

— В будущем службы «Одно окно» могут стать проводником навыков и информации для людей о возможности самообслуживания, — считает Андрей Филипенко. — Человек сможет получить сведения, как активировать свой личный кабинет. Таким эволюционным путем мы вместе будем увеличивать количество удобных электронных сервисов.

Какими электронными услугами наиболее интересуются люди?

Одна из наиболее востребованных на Едином портале — услуга 3.19.02 «Представление физическим лицам сведений о правонарушениях, хранящихся в Едином государственном банке данных о правонарушениях». Такого рода информация может пригодиться, например, при трудоустройстве. Получить ее может как физическое лицо относительно самой себя, так и юридическое (относительно другого физического лица по доверенности), рассказал Егор Воронов, заместитель директора по информационным технологиям НЦЭУ.

Еще одна популярная услуга — 3.58.01 «Получение систематизированных сведений об авто», благодаря которой можно узнать марку, номер, наличие страховки и техосмотра авто и выяснить, не находится ли машина в розыске.

— В этом году перечень данных по данной услуге расширен. Теперь пользователь может получить данные, не использовался ли автомобиль в службах такси, или узнать, не участвовало ли транспортное средство в дорожно-транспортном происшествии, — уточнил Егор Воронов. — Информация о ДТП, предоставляемая в рамках услуги, обязательно вносится в информационную систему ГАИ с января 2022-го исключительно по происшествиям, которые оформлены с участием сотрудников ГАИ и только в отношении зарегистрированных транспортных средств. В прошлом году пользователей обеспечили более 1900 услуг по представлению таких данных, а за первые месяцы текущего года — около 530.

Что нового появилось на портале в этом году?

Во взаимодействии с МВД для повышения безопасности дорожного движения был рассмотрен вопрос о предоставлении организациям, оказывающим услуги по прокату авто (каршерингу), перевозке пассажиров с использованием онлайн-платформ или других онлайн-сервисов, вроде «Яндекс»; юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим ТС, информации из автоматизированной информационной системы ГАИ о наличии у гражданина водительского удостоверения и сведений о праве лица управлять определенным типом авто. В результате в марте появились две новые соответствующие услуги.

Совместно с Минздравом разработана услуга, предоставляющая гражданам и медработникам сведения об выявлении факторов риска развития неинфекционных заболеваний: системы кровообращения, онкобольной болезни, хронические обструкционные заболевания легких, сахарный диабет. Чтобы пройти диспансеризацию, человеку нужно заполнить анкету в своем личном кабинете, или ее за вас заполнить медик.

— Прохождение такой диспансеризации позволяет на начальных этапах выявить факторы риска и оказать людям медпомощь, тем самым снизив уровень смертности, — заметил Егор Воронов. 

Пока наиболее электронными сервисами на Едином портале в кабинете пользователя (физического или юридического лица) пользуются юридические лица. Однако центр работает над созданием мобильной программы портала электронных услуг, где авторизоваться можно будет с помощью сотового телефона, в котором есть NFC-считыватель. Человек сможет войти в кабинет пользователя, просто приложив ID-карточку к смартфону.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.