Вы здесь

Лидерство в образовании: как сделать школу успешной?


Всегда ли между руководителем и лидером в коллективе можно поставить знак равенства? Кто они — лидеры в образовании? Какие навыки для лидера наиболее важны: умение работать в команде, планировать и мыслить стратегически, готовность принимать быстрые решения, нестандартность, умение выходить за рамки, креативность, а может быть, эмпатия или харизма? В этом попытались разобраться участники международной конференции «Лидерство и управление в образовании», которая была организована командой программы «Учитель для Беларуси» при поддержке Министерства образования и ОАО «Сбер Банк». Своим видением лидерских компетенций в педагогическом сообществе и практическими инструментами лидера в образовании на встрече делились спикеры из Беларуси, Российской Федерации и Республики Армения.


Знания и компетенции

— О чем нам хотелось бы попросить систему образования, — обратился к присутствующим заместитель председателя правления ОАО «Сбер Банк» Андрей Вушев. — Во-первых, это о новых знаниях, количество которых постоянно прирастает. На них очень большой спрос. Но их нужно уметь находить и правильно использовать. Также нужно объяснять ученикам, зачем им нужны знания, потому что просто иметь их в своем багаже смысла не имеет. Это как чемодан без ручки. Знания нужно уметь применять. Также нужно учить школьников решать проблемы (выявлять их и находить решение), а для этого требуются миксы знаний. Что мы, лично, хотели бы видеть в молодых специалистах, которые приходят к нам, так это мотивацию. Чтобы сохранить конкурентоспособность в современном мире с его огромным потоком информации, мы должны стремиться к саморазвитию и постоянно совершенствоваться. И система образования — ключевой игрок на этом поле. Мотивация стимулирует способность к самообразованию. Каждый процесс должен иметь результат, поэтому школьники должны всегда стремиться его получить.

— Запросы бизнеса совпадают с теми целями, которые Министерство образования ставит перед собой, — уверяет заместитель министра образования Александр КАДЛУБАЙ. — В Беларуси реализуется отраслевая научно-техническая программа по развитию функциональной образованности, в которой четко прописано, какие инструменты будут внедряться на всех уровнях образования, чтобы наши учащиеся понимали, как применять полученные знания на практике. Также на повестке дня — подготовка педагогических кадров, способных учить новым знаниям и компетенциям. Мы четко понимаем, что лидер формальный (руководитель организации) должен быть и неформальным лидером, чтобы создать в коллективе атмосферу успеха и повести людей за собой. Тема лидерства в образовании чрезвычайно актуальна. Уверен, что у проекта «Учитель для Беларуси» — хорошее будущее. Уже сегодня тем или иным образом в него вовлечены около 10 тысяч человек: учащиеся, педагоги, родители, кураторы, методисты и т.д.

— Педагог — ключевая фигура устойчивого развития системы образования, — подчеркивает начальник координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ им. М. Танка Инесса Зубрилина. — В настоящее время сформировался новый контекст ожиданий по поводу деятельности лидеров именно в образовании.

Инесса Зубрилина: «Руководитель-лидер умеет увидеть лидерский потенциал у коллег...»

По мнению Инессы Зубрилиной, для успешной реализации своей миссии, помимо профессиональных качеств, педагог должен обладать способностью обеспечить воспитание личности с активной гражданской позицией и национальным самосознанием, организацию социально значимых инициатив в контексте устойчивого развития, готовностью к реализации инклюзии, навыками работы в цифровой среде и способностью предвидеть социальную ситуацию развития современного цифрового школьника.

А для того, чтобы быть лидером, нужно обладать видением перспектив, умением эффективно решать проблемы, оказывать поддержку коллегам, быть нацеленным на результат. От учителя-лидера требуется способность генерировать идеи и подходы, создавать новые технологии, умение актуализировать внутренний потенциал своих последователей.

«Лидерская компетенция — это способность и готовность к решению лидерских задач: видение цели, мотивация себя и других на ее достижение, — подчеркивает Инесса Зубрилина. — Почему между руководителем и лидером не всегда можно поставить знак равенства? Потому что основой влияния руководителя является как минимум служебная власть, а основой влияния лидера — социальное взаимодействие не с подчиненными, а с последователями. Руководитель-лидер умеет увидеть профессионально значимые лидерские качества и потенциал у коллег и обеспечить возможности для их развития. Понятно, что педагог-лидер способен достигать высоких результатов в окружении подобных ему профессионалов».

Что делать во времена VUCA?

— Если учитель — хозяин своего результата, если он сердцем за него болеет и активно действует, значит, он лидер на своем месте, и руководитель учреждения образования должен дать ему это понять, — рассуждает председатель Совета попечительского фонда «Айб», директор школы «Айб» с 2014 по 2020 годы Арам ПАХЧАНЯН (Армения). — В период кризиса требуются нетривиальные подходы и эксперименты, вложение души и сил больше обычного. Заставить подчиненных действовать невозможно. Только когда люди на местах поймут, что от них на самом деле что-то зависит, они смогут действовать эффективно. Но распределенное лидерство (умение делегировать свои полномочия) — существенно более сложная модель (и в плане распределения ресурсов, и в плане системы принятия решений). Этому надо учиться.

Арам ПАХЧАНЯН: «В эпоху перемен самое время — учиться и изменить что-то в своем сознании и сознании других людей».

Характеризуя состояние современного мира, специалисты из разных областей все чаще применяют термин VUCA. Это акроним английских слов volatіlіty (нестабильность), uncertaіnty (неопределенность), complexіty (сложность) и ambіguіty (неоднозначность), а по сути — констатация того, что у нас почти не осталось никаких ориентиров. Ничего стабильного нет, все меняется. И первое, что нужно сделать, — признать и принять изменения, которые мы не можем контролировать, зато можем управлять своей реакцией на них и своим состоянием. Наша задача — адаптироваться, научиться жить в новой ситуации.

— В эпоху перемен самое время — учиться и изменить что-то в своем сознании и сознании других людей, — подчеркивает Арам Пахчанян. — Кстати, дети очень остро чувствуют тревогу родителей, тревогу педагогов, чувство неопределенности и потерю мотивации. Сейчас самое время для того, чтобы внедрить в своем учреждении образования открытую обратную связь, сказать, что высказывание любого мнения будет приветствоваться, не стоит политизировать, но и обходить острые углы нельзя. Причем такая обратная связь помогает руководителю-лидеру принимать грамотные решения.

«Что нужно делать в кризис? Заново осознать свою миссию, вернуться к ценностям сконцентрироваться на главном, выстроить видение в новых реалиях, укрепить распределенное лидерство — уйти в плоскую иерархию, но с достаточно высокой интенсивностью контроля, — советует Арам Пахчанян. — Не обманывать себя, отказаться от иллюзий. Не сохранять то, что есть, а развиваться. Нужно сделать фокус на людях — от них все зависит! Очень важно иметь сильную команду. Нужно быть начеку и помнить, что кризис — это не только стресс, но и возможности. В кризис нужно инвестировать в будущее: сегодня людям как никогда требуется образование...»

Кофе с директором

«В школу за счастьем, возможно ли это?»- обратилась к директорам-участникам конференции педагог-психолог, координатор кураторской поддержки программы «Учитель для Беларуси», автор проекта по развитию эмоционального интеллекта и поддержке педагогов «Школа радости» Ольга ТКАЧУК.

Ольга ТКАЧУК: «Кто в учреждении образования должен быть счастливым: дети, директор, учителя?»

Она предложила всем оценить уровень счастья своей школы и личный: «Подумайте, связано ли ваше счастье со счастьем школы? А кто в учреждении образования должен быть счастливым: дети, директор, учителя? Чье счастье наиболее важно? Знаете ли вы, что один счастливый директор может «заразить» счастьем целую школу? Театр начинается с вешалки, а с чего начинается счастливая школа? Все начинается с улыбки... Когда ты заходишь в школу, а там тебе улыбаются. Когда тебя встречают фотографии детей, педагогов, включая и директора, с улыбками. Когда на стенах представлено детское творчество. Когда на переменах звучат музыкальные звонки. Если в школе предусмотрены места, где можно побыть одному, отдохнуть и так далее. Однажды я услышала от учительницы: «О какой радости вы говорите? Дети пришли сюда учиться и точка!» Но дети приходят в школу, не, только чтобы получать оценки. Основные мотиваторы — не материальные. Очень важную роль в школьном благополучии учащихся, их успеваемости и мотивации играет фигура педагога, особенности их взаимоотношений, готовность прийти ученику на помощь, а также психологическое благополучие самого педагога. Между прочим, психологическое благополучие школьного персонала зависит... от руководства».

Согласно проведенным исследованиям, вовлеченность сотрудника зависит от нескольких факторов: была ли у него возможность расти и развиваться за последний год, учитывалось ли его мнение, есть ли у него возможность делать хорошо то, что он умеет, были ли замечены и отмечены его достижения за последнее время.

«Задача руководителя-лидера — сделать все, чтобы учителя почувствовали свою ценность. Отмечать их успехи и достижения, личный вклад в жизнь школы. Обеспечить максимальную прозрачность процессов управления. Дать возможность педагогам влиять на что-то, что-то выбирать (курсы повышения квалификации, темы для классных часов и так далее). Нужно быть в доступе регулярно, вести открытый диалог о проблемах, если они есть, — советует Ольга Ткачук. — Надо «ходить в народ», приветствовать, общаться, улыбаться, спрашивать «Как вы?», желать хорошего дня. Можно организовывать регулярные индивидуальные встречи «Кофе с директором». Помогите коллегам выработать баланс между работой и личной жизнью, который помогает восстановлению сил. Позвольте себе, наконец, быть несовершенным и дайте такую возможность коллегам. Так вы сможете облегчить груз ответственности, который несут педагоги, и начать диалог о том, как разделить ответственность за учебные результаты между участниками образовательного процесса... Личное благополучие (well being) используется все чаще в качестве маркера эффективности системы менеджмента и управления персоналом в организации».

О доказательной педагогике и стратегии успешных школ рассказала в своем выступлении учитель математики квалификационной категории «Учитель-методист» средней школы № 20 города Борисова, руководитель методической поддержки программы «Учитель для Беларуси» Ирина Адамович:

— Несмотря на то, что все государственные школы работают на единый государственный заказ и опираются на одни и те же стандарты, тем не менее каждое учреждение образования неповторимо, отличается духом, атмосферой и результатами. И это зависит от многих факторов: контингента, администрации, педагогических подходов и используемых технологий, сформулированных миссий и ценностей и др. Ни одна образовательная организация не обходится в своей деятельности без целей, приоритетов и направлений развития. И школа не исключение. Миссия школы является отражением образовательной философии ее сотрудников.

Ирина Адамович: «Успешная школа — та, которую выбирают ученики и родители».

Настоящий лидер-руководитель не просто транслирует подготовленный администрацией вариант решения, а принимает его совместно с коллективом. Это важно, поскольку помогает добиться понимания и поддержки коллективом его идей по развитию школы. А внешние ресурсы принесут максимальную пользу школе только тогда, когда в педагогическом коллективе есть единство, сотрудничество и стремление к изменениям.

«Хорошая школа — та, в которую хочется приходить к учителям, к одноклассникам, с которыми хочется учиться и дружить. Такая школа нужна всем, — констатирует Ирина Адамович. — Успешная школа — это школа, которую выбирают ученики, выбирают родители. И если нас выбирают, значит, мы успешны и конкурентоспособны. Так пусть каждая школа будет успешной!»

Ирина АДАМОВИЧ и Ольга ТКАЧУК рассказывают о стратегиях успешных школ.


Цель проекта «Учитель для Беларуси» привлечь в школы в небольших городах и населенных пунктах креативных и неравнодушных учителей, обеспечить каждому ребенку доступ к качественному образованию и возможность раскрыть индивидуальный потенциал. Программа рассчитана на людей, которые готовы меняться и изменять мир вокруг себя, и на тех, кто не боится нового. На протяжении двух лет участники учат и вдохновляют, реализовывают проекты для местного сообщества, открывают новые направления и верят в потенциал каждого ребенка, в возможности его роста и развития. Программа оказывает участникам кураторскую, методическую, проектную и финансовую поддержку, формирует активное сообщество учителей-лидеров, реализовывает образовательные спецпроекты. Организаторы оказывают помощь желающим присоединиться к программе по подбору школы, но можно остаться работать и в своей. Главное, чтобы школа подала заявку на участие в программе.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.