Вы здесь

В погоне за безбилетниками. Вместе с контролерами отправилась в рейд и узнали, как уклоняются от проезда


Многие из нас хоть однажды в жизни проезжал в общественном транспорте без билета, стараясь то ли ухватить немного адреналина, то ли сэкономить копеечку. Однако не всегда такие азартные путешествия заканчиваются на хорошей ноте, и внимательные контролеры вручают недобросовестным пассажирам решения. Корреспондент «Звязды» отправилась в рейд с работниками ГП «Оператор перевозок» по Витебску и узнала, какими способами граждане уклоняются от оплаты проезда.


Повышенный контроль

В городе на Двине усилили контроль за оплатой проезда в общественном транспорте. В обычном режиме работы по области курсируют 18 контролеров: 9-по Витебску, 9-по Орше и Полоцку. Акцию, или, правильно сказать, профилактическое мероприятие государственное предприятие «Оператор перевозок» проводит с целью повышения уровня ответственности пассажиров и возвращения их к культуре поведения в общественном транспорте. «Контролеры выходят на линии ежедневно, однако сейчас с целью повышения рентабельности некоторых маршрутов и проверки качества оплаты проезда гражданами по городу будут работать 19 человек. Штраф за безбилетный проезд составляет от 0,5 до 1 базовой величины», — отметил директор ГП «Оператор перевозок» Алексей Долгий.

Каждый день только в Витебске на линии выходят 400 единиц транспорта: в их числе трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутные такси. Искать недобросовестных «зайцев» контролеры будут, начиная с 5 часов утра и до 12 ночи. Особое внимание — к утренним и вечерним часам пик.

Об особенностях профессии

На маршрут мы выходим в четыре часа дня вместе с контролерами Любовью Веремеенко и Инной Горбачевой. За плечами у женщин богатый стаж: четыре и три года соответственно только на предприятии, а до этого — долгая биография на посту кондукторов. Сказать, что профессия контролеров сладкая — катайся себе и проверяй билетики — значит сильно ошибиться и после нескольких часов рабочего дня забрать свои слова обратно.

При обычном режиме работы они работают посменно: с 6 утра до 15.00, с 8 до 17.00, последняя смена длится с 14.00 до 23.00. Семь-восемь часов женщины (которых в штате подавляющее большинство) находятся на ногах, балансируя в трясущихся вагонах и салонах. И это, поверьте, кажется ничем по сравнению с ежедневной коммуникацией с людьми! От «зайцев», которые в 99 процентах случаев доказывают свою невиновность, в сторону контролеров сыплются не только нецензурные слова, но и проклятия, а иногда и удары. Но о том позже.

Контролеры следят не только за билетами: под их осмотр попадают оформление остановок, наличие в транспортном средстве указателей «вход» и «выход», информация о водителе и кондукторе, звуковые объявления, номер транспортного средства, наличие выписки из правил перевозки пассажиров, схема маршрута. Те или иные недостатки фиксируются устройством видеозаписи и передаются в «Витебскоблавтотранс».

Заходим в новенький 12-й троллейбус, который только сегодня вышел на маршрут. Сразу у кондукторов проверяем БУЛ – билетно-учетный лист, где отмечено время прибытия на конечные станции и номера билетов. Кстати, именно по последним цифрам на сером билетике мои опытные коллеги Любовь Владимировна и Инна Викторовна сразу увидят, когда «мухлюет» кондуктор. Такие случаи случались, но давно, когда кондукторы продавали пассажирам оставшиеся или найденные билеты мимо кассы. Проходим по салону — все в порядке.

В маршрутных такси проверяют больше водителей, чем пассажиров, так как, как правило, «прошмыгнуть» мимо оплаты у человека не получится. На билетах внимательно смотрят на время, когда он был пробит (чтобы не остался с прошлых рейсов), перевозчика и цену. Но маршрутчики определяются особой нелюбовью к контролирующим службам.

Особое внимание уделяется транспортным средствам с бескондукторной системой, где оплата проезда непосредственно зависит только от совести граждан. Такой способ введен только в некоторых трамваях 3-го и 6-го маршрутов. В них обязательно должны быть объявления о том, что билет нужно приобрести у водителя и прокомпостировать, а также звуковое сопровождение. И, конечно, все компостеры должны быть в рабочем состоянии.

При обнаружении безбилетника составляется постановление. Если пассажир согласен с нарушением, ему выписывают штраф в размере 0,5 базовой величины-18,5 рубля на сегодняшний день. Его можно оплатить на месте у контролеров или в течение месяца в банке, однако за просрочку даже на один день сверху придется добавить еще две базовые. Вот и прокатился на адреналине! Если пассажир не согласен, его вызывают в контролирующий орган и привлекают к административной ответственности, сумма штрафа может увеличиться до одной базовой.

Билетный веер и другие варианты

Заходим в шестой трамвай, он как раз работает без кондуктора. Проходим по вагону — и сразу две женщины попали в руки контролеров. Конечно, заприметить работников трудно — у них отсутствуют синие жилеты с салатовой полосой, выдают контролеров только бейдж и устройство видеозаписи «Дозор». Две женщины протянули нам несчастье — 
левые (как потом оказалось) билеты — отпечаток трамвайного компостера не совпал с тем, что был на билетике. Но вину свою признали спокойно и вышли на остановке оформлять постановление.

На очереди «тройка», также с бескондукторной системой оплаты. На этот раз «зайцем» оказался мужчина пенсионного возраста, который ехал с работы домой. Ситуация одинаковая: дырочки на билете есть, но не те. Заверив контролеров в том, что он пробил билет на конкретном компостере несколько остановок назад, стал ждать. Фокус не удался, тогда мужчина спокойно достал из кармана целый веер билетов с разными отпечатками и начал искать нужный, сравнивая с оригиналом. Я наблюдаю за этим, едва сдерживая смех, и размышляю сама себе об оригинальном подходе к ситуации. В результате штраф был оплачен на месте.

«Такой способ «оплаты» — один из самых частых. Люди, которые ежедневно ездят по одному маршруту, собирают прокомпостированные билеты из разных вагонов, так как в каждом трамвае образец получается разный. А потом во время контроля путаются в своей «коллекции». Некоторые из пассажиров даже ручкой подписывают номер вагона на билете, чтобы вытащить нужный, и надеются на то, что контролеры не заметят. Некоторые держат новый билет наготове и пробивают на наших глазах, это тоже считается безбилетным проездом», — рассказывает Инна Горбачева.

Витебских контролеров молодежь знает в лицо, а фото женщин, сделанные исподтишка, рассылают среди друзей в социальных сетях с целью предупреждения. Тогда безналичная система «Оплати» позволяет за несколько секунд произвести оплату, пока контролеры пройдут через салон, — «фишка» работает безотказно. Когда люди показывают проездные, часто закрывают пальцем срок его действия. А несколько лет назад были распространены поддельные проездные, однако и их опытные контролеры выявляли. Любовь Владимировна вспоминает, что совсем недавно ей попался пассажир, который вместо билета прокомпостировал крышку от пачки сигарет и с серьезным лицом доказывал, что он считает это оплатой.

Мороз, милиция и сломанный нос

Если рассуждать о трудностях работы контролеров, то, кроме физической усталости, это тяжелый психологический прессинг. Мужчины-безбилетники сыплют на работниц отборные маты, женщины шлют проклятия. Свыкнуться с такой коммуникацией и абстрагироваться удается немногим, поэтому работают здесь действительно закаленные люди. Одна из моих собеседниц вспоминает, что в ее бытность кондуктором тростью по голове ее сильно ударила пожилая женщина. Это одна из самых запоминающихся историй, если не считать многочисленных толчков.

Возвращаемся к особой нелюбви водителей маршрутных такси к контролирующим органам: на предприятии случились два резонансных случая, когда очередная проверка закончилась телесными повреждениями. В одном маршрутчик головой ударил мужчину-контролера в лицо, сломав нос. Во втором — женщина только подошла к открытым дверям маршрутки и ухватилась за ручку, как водитель начал движение, протянув контролера по асфальту. Такие ситуации и требуют выходить на смену парами в целях безопасности.

Постановления «зайцам» выписывают, как правило, на остановке, где нет комфортных условий. К этому еще добавим ветер, дождь или жару. Любовь и Инна вспоминают, как не раз на феврале морозе выписывали штраф задубевшими руками. А утром зимой, когда на улице еще темно, приходится пользоваться персональными фонариками. Самое интересное, что раньше штраф выписывали только по имени и фамилии, а сейчас — только при наличии паспорта. Если у человека отсутствует документ — контролеры вызывают наряд милиции, устанавливающий личность гражданина. Тогда процедура на остановке растягивается на час и дольше в любую погоду, в некоторых случаях контролеры вместе с безбилетником едут в отдел милиции.

В завершение

Цели выписать как можно больше штрафов у контролеров нет, как и плана выполнения данной процедуры. Главное — вернуть пассажиров к культуре оплаты проезда как долга. К сожалению, наши граждане забывают, что оплатить проезд, как и покупку в магазине — это действие, которое в первую очередь должно быть в интересах самого человека. А регулярные профилактические акции станут еще одним шагом на пути к пробуждению совести каждого.

Александра ГВОЗДЕВА

Фото автора

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Стрельцам на этой неделе не нужно переоценивать своих возможностей.

Общество

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

Такой лозунг взял для своей избирательной программы один из самых молодых депутатов Палаты представителей восьмого созыва.