Вы здесь

В погоне за безбилетниками. Вместе с контролерами отправилась в рейд и узнали, как уклоняются от проезда


Многие из нас хоть однажды в жизни проезжал в общественном транспорте без билета, стараясь то ли ухватить немного адреналина, то ли сэкономить копеечку. Однако не всегда такие азартные путешествия заканчиваются на хорошей ноте, и внимательные контролеры вручают недобросовестным пассажирам решения. Корреспондент «Звязды» отправилась в рейд с работниками ГП «Оператор перевозок» по Витебску и узнала, какими способами граждане уклоняются от оплаты проезда.


Повышенный контроль

В городе на Двине усилили контроль за оплатой проезда в общественном транспорте. В обычном режиме работы по области курсируют 18 контролеров: 9-по Витебску, 9-по Орше и Полоцку. Акцию, или, правильно сказать, профилактическое мероприятие государственное предприятие «Оператор перевозок» проводит с целью повышения уровня ответственности пассажиров и возвращения их к культуре поведения в общественном транспорте. «Контролеры выходят на линии ежедневно, однако сейчас с целью повышения рентабельности некоторых маршрутов и проверки качества оплаты проезда гражданами по городу будут работать 19 человек. Штраф за безбилетный проезд составляет от 0,5 до 1 базовой величины», — отметил директор ГП «Оператор перевозок» Алексей Долгий.

Каждый день только в Витебске на линии выходят 400 единиц транспорта: в их числе трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутные такси. Искать недобросовестных «зайцев» контролеры будут, начиная с 5 часов утра и до 12 ночи. Особое внимание — к утренним и вечерним часам пик.

Об особенностях профессии

На маршрут мы выходим в четыре часа дня вместе с контролерами Любовью Веремеенко и Инной Горбачевой. За плечами у женщин богатый стаж: четыре и три года соответственно только на предприятии, а до этого — долгая биография на посту кондукторов. Сказать, что профессия контролеров сладкая — катайся себе и проверяй билетики — значит сильно ошибиться и после нескольких часов рабочего дня забрать свои слова обратно.

При обычном режиме работы они работают посменно: с 6 утра до 15.00, с 8 до 17.00, последняя смена длится с 14.00 до 23.00. Семь-восемь часов женщины (которых в штате подавляющее большинство) находятся на ногах, балансируя в трясущихся вагонах и салонах. И это, поверьте, кажется ничем по сравнению с ежедневной коммуникацией с людьми! От «зайцев», которые в 99 процентах случаев доказывают свою невиновность, в сторону контролеров сыплются не только нецензурные слова, но и проклятия, а иногда и удары. Но о том позже.

Контролеры следят не только за билетами: под их осмотр попадают оформление остановок, наличие в транспортном средстве указателей «вход» и «выход», информация о водителе и кондукторе, звуковые объявления, номер транспортного средства, наличие выписки из правил перевозки пассажиров, схема маршрута. Те или иные недостатки фиксируются устройством видеозаписи и передаются в «Витебскоблавтотранс».

Заходим в новенький 12-й троллейбус, который только сегодня вышел на маршрут. Сразу у кондукторов проверяем БУЛ – билетно-учетный лист, где отмечено время прибытия на конечные станции и номера билетов. Кстати, именно по последним цифрам на сером билетике мои опытные коллеги Любовь Владимировна и Инна Викторовна сразу увидят, когда «мухлюет» кондуктор. Такие случаи случались, но давно, когда кондукторы продавали пассажирам оставшиеся или найденные билеты мимо кассы. Проходим по салону — все в порядке.

В маршрутных такси проверяют больше водителей, чем пассажиров, так как, как правило, «прошмыгнуть» мимо оплаты у человека не получится. На билетах внимательно смотрят на время, когда он был пробит (чтобы не остался с прошлых рейсов), перевозчика и цену. Но маршрутчики определяются особой нелюбовью к контролирующим службам.

Особое внимание уделяется транспортным средствам с бескондукторной системой, где оплата проезда непосредственно зависит только от совести граждан. Такой способ введен только в некоторых трамваях 3-го и 6-го маршрутов. В них обязательно должны быть объявления о том, что билет нужно приобрести у водителя и прокомпостировать, а также звуковое сопровождение. И, конечно, все компостеры должны быть в рабочем состоянии.

При обнаружении безбилетника составляется постановление. Если пассажир согласен с нарушением, ему выписывают штраф в размере 0,5 базовой величины-18,5 рубля на сегодняшний день. Его можно оплатить на месте у контролеров или в течение месяца в банке, однако за просрочку даже на один день сверху придется добавить еще две базовые. Вот и прокатился на адреналине! Если пассажир не согласен, его вызывают в контролирующий орган и привлекают к административной ответственности, сумма штрафа может увеличиться до одной базовой.

Билетный веер и другие варианты

Заходим в шестой трамвай, он как раз работает без кондуктора. Проходим по вагону — и сразу две женщины попали в руки контролеров. Конечно, заприметить работников трудно — у них отсутствуют синие жилеты с салатовой полосой, выдают контролеров только бейдж и устройство видеозаписи «Дозор». Две женщины протянули нам несчастье — 
левые (как потом оказалось) билеты — отпечаток трамвайного компостера не совпал с тем, что был на билетике. Но вину свою признали спокойно и вышли на остановке оформлять постановление.

На очереди «тройка», также с бескондукторной системой оплаты. На этот раз «зайцем» оказался мужчина пенсионного возраста, который ехал с работы домой. Ситуация одинаковая: дырочки на билете есть, но не те. Заверив контролеров в том, что он пробил билет на конкретном компостере несколько остановок назад, стал ждать. Фокус не удался, тогда мужчина спокойно достал из кармана целый веер билетов с разными отпечатками и начал искать нужный, сравнивая с оригиналом. Я наблюдаю за этим, едва сдерживая смех, и размышляю сама себе об оригинальном подходе к ситуации. В результате штраф был оплачен на месте.

«Такой способ «оплаты» — один из самых частых. Люди, которые ежедневно ездят по одному маршруту, собирают прокомпостированные билеты из разных вагонов, так как в каждом трамвае образец получается разный. А потом во время контроля путаются в своей «коллекции». Некоторые из пассажиров даже ручкой подписывают номер вагона на билете, чтобы вытащить нужный, и надеются на то, что контролеры не заметят. Некоторые держат новый билет наготове и пробивают на наших глазах, это тоже считается безбилетным проездом», — рассказывает Инна Горбачева.

Витебских контролеров молодежь знает в лицо, а фото женщин, сделанные исподтишка, рассылают среди друзей в социальных сетях с целью предупреждения. Тогда безналичная система «Оплати» позволяет за несколько секунд произвести оплату, пока контролеры пройдут через салон, — «фишка» работает безотказно. Когда люди показывают проездные, часто закрывают пальцем срок его действия. А несколько лет назад были распространены поддельные проездные, однако и их опытные контролеры выявляли. Любовь Владимировна вспоминает, что совсем недавно ей попался пассажир, который вместо билета прокомпостировал крышку от пачки сигарет и с серьезным лицом доказывал, что он считает это оплатой.

Мороз, милиция и сломанный нос

Если рассуждать о трудностях работы контролеров, то, кроме физической усталости, это тяжелый психологический прессинг. Мужчины-безбилетники сыплют на работниц отборные маты, женщины шлют проклятия. Свыкнуться с такой коммуникацией и абстрагироваться удается немногим, поэтому работают здесь действительно закаленные люди. Одна из моих собеседниц вспоминает, что в ее бытность кондуктором тростью по голове ее сильно ударила пожилая женщина. Это одна из самых запоминающихся историй, если не считать многочисленных толчков.

Возвращаемся к особой нелюбви водителей маршрутных такси к контролирующим органам: на предприятии случились два резонансных случая, когда очередная проверка закончилась телесными повреждениями. В одном маршрутчик головой ударил мужчину-контролера в лицо, сломав нос. Во втором — женщина только подошла к открытым дверям маршрутки и ухватилась за ручку, как водитель начал движение, протянув контролера по асфальту. Такие ситуации и требуют выходить на смену парами в целях безопасности.

Постановления «зайцам» выписывают, как правило, на остановке, где нет комфортных условий. К этому еще добавим ветер, дождь или жару. Любовь и Инна вспоминают, как не раз на феврале морозе выписывали штраф задубевшими руками. А утром зимой, когда на улице еще темно, приходится пользоваться персональными фонариками. Самое интересное, что раньше штраф выписывали только по имени и фамилии, а сейчас — только при наличии паспорта. Если у человека отсутствует документ — контролеры вызывают наряд милиции, устанавливающий личность гражданина. Тогда процедура на остановке растягивается на час и дольше в любую погоду, в некоторых случаях контролеры вместе с безбилетником едут в отдел милиции.

В завершение

Цели выписать как можно больше штрафов у контролеров нет, как и плана выполнения данной процедуры. Главное — вернуть пассажиров к культуре оплаты проезда как долга. К сожалению, наши граждане забывают, что оплатить проезд, как и покупку в магазине — это действие, которое в первую очередь должно быть в интересах самого человека. А регулярные профилактические акции станут еще одним шагом на пути к пробуждению совести каждого.

Александра ГВОЗДЕВА

Фото автора

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.