Вы здесь

Кто такой суворовец Армейкин и почему с ним должен познакомиться маленький белорус?


К 105-летию Вооруженных Сил Беларуси Министерство обороны реализовало немало интересных проектов. Один из них — книга «Военные секреты суворовца Армейкина», которая интересно и, главное, доступно рассказывает о Вооруженных Силах нашей страны, службе в армии. Это книга-энциклопедия, книга-путешествие, книга-игра. Она хоть и рассчитана на читателей младшего и среднего школьного возраста, но и взрослый с удовольствием полистает качественную литературу. А главное, правильную — именно на такой нужно воспитывать современное поколение белорусов.


Как возникла идея поговорить с маленьким читателем на серьезную тему, Кто такой суворовец Армейкин и почему книга должна заинтересовать детей, пообщались с ее автором. Елена Затирко — военный журналист, подполковник в отставке. На днях она завершила службу в военном информационном агентстве Вооруженных Сил Республики Беларусь «Ваяр». За плечами — сотни командировок в воинские части и гарнизоны, на учения и полигоны, столько же героев в погонах и не только, тысячи подготовленных публикаций... И одна, но такая важная и нужная, книга, которая стала символическим аккордом в завершении военной карьеры.

— Елена Александровна, книга «Военные секреты суворовца Армейкина» — это ваш первый писательский опыт?

— Первый, хотя я думала, что раньше выйдет книга, которую я пишу с 2016 года — «Память и долг. Хранить вечно». Это истории и судьбы вдов, детей и родителей воинов-интернационалистов. В 2016 году мы познакомились с председателем Ассоциации семей военнослужащих, погибших в Афганистане, «Память и долг» Тамарой Ивановной Довнар, которая предложила написать о детях воинов-интернационалистов. И я начала работать. На данный момент есть уже 21 очерк. Когда предложили написать книгу для детей об армии (идея проекта принадлежит помощнику министра обороны по идеологической работе в Вооруженных Силах — начальнику Главного управления идеологической работы генерал-майору Леониду Викторовичу Косинскому), я сначала задумалась. После, взвесив все за и против, согласилась. В чем был мой плюс? По профессии я педагог, учитель русского языка и литературы. До того, как прийти в армию, 13 лет отработала в школе, включая заместителя директора по воспитательной работе. Опыт общения с детьми, знание их психологии, понимание педагогических подходов — все это у меня было. Во-вторых, писать надо было об армии, а в Вооруженных силах я с 2003 года. Прежде чем стать военным журналистом, отслужила в 120-й и 19-й отдельных гвардейских механизированных бригадах. Будучи заместителем директора школы, судьба повернула так, что пришла в армию, а тут надо начинать сначала. И я начала с лейтенанта, начальника клуба, потом была старшим помощником в отделе идеологической работы в 120-й, потом в 19-й бригадах. Во время службы писала про полевые выходы, технику... Уже не говоря о дальнейшей журналистской работе. Поэтому, когда предложили написать книгу, подумала: А почему бы и не попробовать?! Оценку должен дать читатель. Судя по первым отзывам, детям нравится, книга пользуется спросом.

— Все-таки у школьников младших и средних классов, как и задумывалось?

— Книга рассчитана на читателя 8-12 лет. Восьмилетние дети уже сами могут сознательно читать, и тексты адаптированы под них. Здесь не найдешь очень умных научных фраз, военной терминологии, рассчитанной на курсантов. Однако это не значит, что младшие дети не могут брать эту книгу в руки. Возможно, в силу возраста они не все смогут прочитать, но им будет интересно посмотреть иллюстрации. Книга интерактивная, она взаимодействует с читателем: текстовый материал подкрепляется QR-кодами, логическими цепочками, кроссвордами. Это не только позволяет спросить у ребенка, что он узнал, прочитав ту или иную страницу. Выполнив определенное задание, юный читатель уже сам поймет, усвоил ли он то, что прочитал или ему прочитали.

— Кажется, что писать для детей чрезвычайно сложно. Вы же предложили ребенку еще и серьезную тему...

— Ребенок — читатель, которого не обманешь. Если ребенок читает и видит фальшь, книгу отложит — у маленьких читателей это происходит на подсознательном уровне. Поэтому прежде всего книга должна быть правдивой. Так, можно сказать ребенку, что танк весит 40 тонн. В восемь лет оно знает математику, но понимает ли, что означает 40 тонн? Поэтому начали искать варианты, с чем это можно сравнить. Так и появилось, что танк весит как восемь африканских слонов. А заинтересует ли ребенок, сколько весит самолет «Су-25»? Вряд ли. А вот сколько самолет может взять на борт страусов, будет интересно узнать даже взрослому.

— Как правило, у каждой работы есть своя цель. Кому и зачем была нужна эта книга?

— Во-первых, хотелось в доступной и интересной форме рассказать детям о Вооруженных Силах. В последнее время в интернете много неправдивой и искаженной информации об армии, которая отталкивает от военной службы, заставляет и родителей, и школьников бояться военной службы. В книге показано, насколько военная служба интересна и увлекательна, что она может дать, какие у нее плюсы и как пройти этот путь. В книге показана вся схема, как человек может получить офицерское звание и пройти эту дорогу. Можно пойти в Суворовское училище и после его окончания поступить в Военную академию, а можно выбрать контрактную службу — в любом случае желание служить приведет к офицерским погонам.

— В книге вы знакомите с военной терминологией, рассказываете о ключевых памятниках, посвященных событиям Великой Отечественной войны...

— Патриотическое воспитание многогранно. Почему мы обратили внимание на памятники? Их здесь не очень много, что было обусловлено необходимым количеством страниц. Многие дети с родителями или одноклассниками ездили на экскурсии по Беларуси. А есть те, кто даже не представляет, как выглядят эти места. И если Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны или стела «Минск — город-герой» большинства известны, то в том же Красном берегу, где находится комплекс детям-жертвам войны, были не все. Хочется верить, что, прочитав зарисовки об этих памятниках, о событиях, которые происходили в нашей стране, у детей появится интерес поехать туда и даже побудить родителей, которые там не были, съездить вместе. Приложение «Почему мы так говорим?» тоже интересный. Мы говорим «присяга», «шинель»... А почему именно так, откуда эти понятия? Краткая этимология раскрывает происхождение этих слов. Вот, например, слово «негодяй», которое мы произносим в отрицательном отношении к другому человеку, что нам неприятен. Раньше же на Руси негодяями называли людей, которые не служили в армии.

— В приложении «Читай-город» рассказывается о книгах 1960-1980-х годов. Насколько я понимаю, вы рекомендуете обратиться к этой литературе?

— Это книги, на которых росли наши родители, мы. Они и по сей день актуальны и интересны. Более чем уверена, что, прочитав книгу Изюмского «Алые погоны» о суворовцах, дети 10-11 лет захотят стать суворовцами. Сегодня на полках книжных магазинов не очень большой выбор подобной литературы. Наша книга — первая и единственная. Подобного, где рассказывалось бы детям об армии, у нас в Беларуси еще не было. В книжных магазинах достаточно книг энциклопедического характера, но они практически все носят коммерческую направленность и не всегда являются истинными. Цель книги «Военные секреты суворовца Армейкина» — правдиво и точно рассказать об армии. Даже посмотрев на иллюстрации, с первого взгляда может показаться, что это фотографии, на самом деле это рисунки. Художник Денис Матырыкин все точно изобразил, в его рисунках нет ничего лишнего. Интересно, что в книге есть QR-коды. Одно дело — просто посмотреть на технику, почитать о ней, другое — перейти по коду и посмотреть, как она работает в действии: показывает себя на полигонах, во время учений. Практически все ролики созданы телекомпанией «ВоенТВ».

— Елена Александровна, с 2009 года до недавнего времени вы работали в «Белорусской военной газете. Во славу Родины». Как получилось, что учитель-языковед пришел в военную журналистику?

— Говорят, что пути Господни неизведанны и если ты чего-то хочешь, судьба так или иначе тебя к этому приведет. Когда еще училась в школе, хотела поступать на факультет журналистики. Это были 1990-е годы, и тогда у нас не было информации о том, что для того, чтобы поступить, нужно иметь публикации. У меня их не было, поэтому я пошла на филфак. В итоге окончила Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Работала в школе учительницей, потом заместителем директора, но интерес к журналистской работе был всегда. И когда я служила в 120-й, а потом в 19-й бригадах, офицером отдела идеологической работы, в мои обязанности входило написание заметок о жизнедеятельности воинской части. Будучи в Заслонове, часто отправляла в «Во славу Родины» небольшие заметки, зарисовки. Потом получилось так, что муж закончил военную службу, уволился в запас, и мы переехали в Минск. Тогда уже было организовано военное информационное агентство «Ваяр», и я решила: а почему бы и не попробовать?! Меня взяли специальным корреспондентом, затем я была начальником отдела, последние семь лет — начальником отдела подготовки (ответственным секретарем как у гражданских). Судьба может нас вести разными путями. Никогда в жизни не подумала бы, что в далеком 1990 году, мечтая о журналистике, я приду в нее через военную службу, еще и прослужу от лейтенанта до подполковника. По большому счету, книга «Военные секреты суворовца Армейкина» оказалась для меня дембельским аккордом. Это логичное завершение моей журналистской деятельности в погонах.

— Познакомились ли за 14 лет в журналистике с людьми, которые оставили след в душе навсегда?

— Председатель ассоциации семей военнослужащих, погибших в Афганистане, «Память и долг» Тамара Ивановна Довнар. Встреча с этой женщиной стала судьбоносной, причем она была случайной. Тамара Ивановна пришла на личный прием к министру обороны по вопросам деятельности организации. При этом где-то между словами сказала, что неплохо было бы написать о них супругам, которые не вернулись из Афганистана. Мы вышли из кабинета министра, и я сказала: «Давайте попробуем». Начали с ее истории. Вторая судьбоносная встреча состоялась с человеком, который являлся примером того, как нужно любить жизнь, — с ветераном Великой Отечественной войны, старожилом белорусской журналистики Павлом Сафроновичем Ерошенко. На протяжении 14 лет службы в «Вояре» мы с ним не просто тесно сотрудничали, а дружили. Он звонил в редакцию каждый день. Вместе мы переживали все его беды. Павел Сафронович настолько был боец по жизни — и в годы войны, и даже тогда, когда в один год похоронил сына и жену. Кстати, он до последнего писал — это пример еще и журналистского подвига. В свои 96 лет он писал столько, сколько не писали наши молодые журналисты. В общем, в жизни мне всегда везло на людей. Не было такого человека, со встречи с которым я не вынесла положительного опыта.

— Военные журналисты — люди особенные. Судьба их незавидна. Как удавалось справляться с трудностями?

Журналистика — сложная профессия. Не важно, военная она или нет. Специфика военной журналистики в том, что ты находишься в определенных рамках, за пределы которых не можешь выйти в силу военной службы. Ты всегда должен думать еще и о том, чтобы не нанести определенный вред имиджу Вооруженных Сил. Вторая сложность в том, что военную журналистику нельзя писать, сидя в кабинете. Если батальон осуществляет полевой выход, то журналист идет вместе с ним. Если это учения или армейские игры, которые проходят и в других странах, ты тоже едешь туда. Получается, ты становишься специалистом во всех сферах. Когда пишешь о военно-воздушных силах и войсках противовоздушной обороны, ты должен хорошо разбираться в специфике их деятельности, если о Силах специальных операций — то вместе с ними изучаешь основы профессии, углубляешься в определенные нюансы и только после этого выдаешь материал. Одним словом, съездить или прийти и написать, не подготовившись, не получится. И нужно иметь в виду еще одну деталь: если газету читают военнослужащие, ты, как сапер, не имеешь права на ошибку. Если она выскочит, тебя тут же обвинят в непрофессионализме. Поэтому военная журналистика — это прежде всего постоянное самообразование, работа над собой. Военный человек, например, на общевойсковом факультете Военной академии получает одну специальность. Военный журналист осваивает все специальности. У нас нет такого, что журналист работает в одном определенном направлении. Сегодня ты едешь показывать, как военнослужащие помогают убирать урожай в колхозах, завтра — наблюдаешь за тем, как водолазы опускаются под воду и проходят эти испытания. Военный корреспондент — профи во всем.

— А хватало ли времени при всей этой нагрузке, которая выпадает на долю военкора, быть мамой и женой?

— Мой муж — тоже военнослужащий. Когда мы приехали служить в Заслоново, дочери было три года. Муж был начальником штаба бригады, эта должность предусматривает постоянные разъезды. У меня есть свои задачи. Родители живут далеко. Не раз ребенка забирали уже дома у воспитательницы. Разные были сложности, но все получалось. Никогда не могла сказать, что для меня главное: семья, военная служба или профессия журналиста. Стремилась формулу успеха выводить так, чтобы по возможности равномерно было уделено внимание и одному, и другому, и третьему. Причем специфика журналистики в том, что ты не можешь, выключив компьютер и оставив место работы, отключиться от всего и быть дома только мамой и женой. Ты можешь проснуться даже ночью (идея пришла), включить свет и сесть писать, ведь она скоро уйдет. Было непросто, но моя семья это нормально воспринимала.

Вероника КАНЮТА

Фото из архива героини публикации.

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.