Вы здесь

Молодой рационализатор «Бабушкиной крынки» помогает предприятию быть конкурентоспособным


Заместителю генерального директора по техническим вопросам знаменитого молочного холдинга Александру Руденю всего 35, а он уже достиг высоких результатов в работе, реализовался как семьянин. Сейчас работает над кандидатской, исследует возможности энергосбережения на предприятиях молочно-мясной промышленности. Параллельно занимается инновационной деятельностью по модернизации предприятия. У него шесть дипломов, подтверждающих его высшее образование в сфере энергетики и экономики, и примерно столько же патентов. Он человек дела и ценит каждую минуту. Перед ним на столе блокнот, где расписан каждый день недели. Это план действий, то, что нужно сделать в первую очередь. Наше с ним интервью — тоже часть упомянутого плана. Собеседник ценит не только свое время, но и время других. В разговоре с Александром Руденем мы затронули много разных вопросов. Наиболее интересные из них предлагаем читателю.


Об инновационной деятельности

— Александр, расскажите о вашем пути на «Бабушкину крынку»? Он был быстрый, легкий?

— Пришел сюда по приглашению, — скромно признается он. — Вообще в пищевую промышленность попал после окончания Белорусского национального технического университета (БНТУ). Его я закончил сразу с двумя дипломами. С третьего курса в нем можно было получить второе высшее образование, и я этим воспользовался. В итоге у меня две специальности — «Инженер-энергетик» и «Экономист-менеджер». Дипломную работу защитил на «10», а вот госэкзамен сдал на «9». По распределению попал в филиал предприятия «Гроднохлебопродукт» «Мостовский окорочок». Начинал в качестве инженера-энергетика, а через три года, в 25 лет, уже был главным инженером. Параллельно учился в магистратуре БНТУ и получил диплом магистра технических наук по специальности «Энергетика». От предприятия меня направили учиться в Белорусский государственный аграрный технический университет (БГАТУ) по специальности «Управление организациями и подразделениями АПК», который также успешно окончил. Поступил в аспирантуру вуза, окончил ее, но, к сожалению, еще не защитился — не хватает времени. Но у меня все еще впереди. Понемногу пишу кандидатскую по теме «Энергосбережение на предприятиях мясо-молочной промышленности». В основе работы лежат инновационные проекты, но чтобы защититься, нужно иметь ряд патентов. У меня же в основном патенты по абсорбционным холодильникам.

— Расскажите немного о своих инновационных открытиях.

— Это изобретения, позволяющие экономить электроэнергию, использовать избыточное тепло для получения холода в промышленных целях. Патенты разработаны на базе действующего оборудования, оно просто было домодернизировано. Но чтобы его внедрить, нужно серьезное финансирование. Все еще в процессе.

— Почему именно такое оборудование выбрали?

— Интерес к абсорбционным холодильникам появился во время их установки на предприятии «Лакокраска» в Лиде. Я принимал в этом непосредственное участие. И очень хорошо изучил принцип действия оборудования. Оно очень передовое, и сегодня ряд белорусских предприятий начинает ставить такие холодильники у себя.

— Каким образом вы участвуете в модернизации вашего производства?

— Ежегодно у нас разрабатывается программа технического перевооружения предприятия, где предусмотрены капитальные вложения инвестиций. И я вместе с другими нашими сотрудниками участвую в разработке технической модернизации, составляю соответствующие планы, которые согласовываются с руководством и заинтересованными лицами. В этом году у нас будут реализованы инновационный проект, новая технология по производству безлактозного молока методом мембранных технологий. Производства мембранных технологий нет пока не только в Беларуси, но даже в России, Европе и Америке. Продукт есть, а вот технологии нет. На сегодняшний день есть технология изготовления продукта с добавлением ферментов, но молоко теряет свои натуральные вкусовые свойства. А мы с помощью этой инновационной технологии удаляем лактозу из молока до минимального значения, что позволяет оставить вкусовые свойства. И той минимальной дозой лактозы, которая остается, расщепляем ферменты. Продукт в итоге получается дешевле и вкуснее. При этом вкус молока не теряется. К тому же такое молоко не менее полезное для здоровья. Этот продукт предназначен для тех людей, которые не усваивают лактозу. Таких людей очень много в Китае. Мы надеемся, что наш продукт будет там востребован.

О мировом и личном опыте

— Насколько глубоко вы анализируете развитие молочно-мясной отрасли в масштабах мира?

— Анализируем в первую очередь Европу на предмет передовых технологий, страны, куда поставляем продукцию и куда потенциально можем поставлять. Сегодня нам интересны Китай, среднеазиатские страны, Африка. Вообще, весь рынок анализируем и выявляем, что может быть там востребовано. Мы постоянно участвуем в выставках, которые являются большим стимулом для развития инновационной деятельности. Самая крупная в России выставка «Агропредмаш», где можно увидеть самое передовое оборудование. Очень впечатлила международная выставка во Франкфурте-на-Майне, на которой я побывал, когда еще работал на Бобруйском мясокомбинате. Она такая большая, что мы передвигались по ней на автобусе. Там присутствовали производители со всего мира. О некоторых мы вообще ничего не знали. Поразило, что в мире так много нового оборудования, интересных идей. Ты видишь что-то новое, прорабатываешь вопрос, изучаешь его более глубоко и внедряешь в производство — это новый продукт, упаковка или технология. На последней выставке видели приспособление, которое позволяет экономить за счет этикеток. Кажется, мелочь, но ведь этот процесс раньше был у нас менее эффективен. Мы сначала наносили информацию на этикетку, а потом клеили ее на коробку. Но сегодня есть такие принтеры, которые сразу же наносят информацию на коробку. И не нужна отдельная этикетка.

— Насколько вам интересно заниматься новаторской деятельностью и насколько этому способствуют условия?

— Мне интересно работать на данном предприятии, оно одно из лучших на рынке Беларуси и одно из крупнейших. Постоянно модернизируется, здесь постоянно разрабатываются новые виды продуктов, в чем ты берешь непосредственное участие. И мне приятно осознавать, что я имею отношение к продукции на самом деле высокого качества. А я патриот своей страны, для меня важно работать в ее пользу.

— Что представляет собой ваша работа?

— Моя задача — организовать работу инженерно-технической службы, чтобы она работала безупречно. Когда только пришел, мы занимались модернизацией нашего филиала в Славгороде, внедряли инвестиционный проект «Техническая модернизация линии производства сыров и оборудования станции второго подъема». В процессе его реализации была усовершенствована сырная линия, в результате чего поменялась форма сыра. Раньше это был круг весом восемь килограммов, а сейчас — брус весом четыре килограмма. Он более удобен для нарезки, и потребители то оценили. Сегодня на брус больший спрос. Чтобы поменять форму сыра, нужно было перестроиться. Построили там холодильную камеру для хранения продукта, сделали модернизацию насосной станции второго подъема, так как старая уже морально и физически устарела. В результате произошло снижение затрат на производство продукции, сократились затраты на топливно-энергетические ресурсы, улучшились санитарно-гигиенические условия производства, были внедрены новые технологии и оборудование, произошла модернизация камер вызревания сыра, что позволило увеличить объемы его производства.

О молодежи и преемственности

— Много ли в вашей рационализаторской команде молодежи?

— Так. Но очень ценно, что у нас работают и постоянные, опытные специалисты. Они очень талантливы. Каждое направление у нас ведет цеховой механик, которому поручаются конкретные задачи. С одним из них, а также с технологами и другими специалистами мы вместе разработали производство безлактозного молока с помощью мембранных технологий. Защитили нашу находку на областном уровне, в Совмине, в Академии наук — везде получили одобрение, и нам выделили инновационные деньги. Сегодня мы уже закупаем необходимое оборудование.

— Какие еще уникальные проекты планируете осуществить вашей творческой командой?

— На нашей головной площадке в Могилеве до 2025 года планируем организовать производство для хранения печеных замороженных продуктов. Такого производства в Беларуси пока нет. Таким образом мы расширим наш ассортимент совершенно новой продукцией. Вообще, стратегия развития холдинга направлена на повышение эффективности производства, концентрацию научно-технического, производственного, финансового и кадрового потенциала. Это нужно для создания, внедрения и реализации современной конкурентоспособной продукции, увеличения объемов экспортных поставок, привлечения валютных поступлений в страну.

— Сегодня руководителями серьезных субъектов хозяйствования, общественных организаций часто становятся именно молодые люди. На ваш взгляд, это правильно? 

— Молодежь в любом случае нужно продвигать. Мы постоянно работаем с вузами, находим там достойных молодых специалистов. Но я не считаю, что возраст на что-то может повлиять. Хорошо, когда человек хочет учиться, работать, преодолевать препятствия и достигать чего-то. Но опыт — тоже очень важный момент, который на многое влияет и дает результат. И где-то он даже перевешивает знания.

— Акцент на высокие технологии делался всегда, но в последнее время этот процесс очень ускорился. Нужно знать много, чтобы соответствовать всем требованиям. Наниматель сегодня заинтересован в специалистах наиболее прогрессивных и образованных...

— Конечно, так и должно быть. Роботизированность, автоматика идут вперед. Был на одном из современных предприятий, и если у нас существенную часть производства занимает механическая служба, то там она минимальна. Основной персонал — инженеры по автоматизации, программисты и инженеры-электронщики, управляющие процессами автоматики. За этим — будущее.

О родителях и семье

— Кто ваши родители? Вы продолжаете семейные традиции?

— Отчасти. Я родился в Калинковичах. Когда мне было два года, родители по распределению переехали в Волковыск. Там окончил школу, потом учился в Минске, после учебы вернулся в Гродно, оттуда переехал в Могилев. Мой отец — выпускник Московского мясо-молочного института. Наверное, поэтому я и не пошел в энергосистему. Душа лежала больше к пищевой промышленности. Бабушка тоже всю жизнь работала на мясокомбинате. А вот брат, который, как и я, окончил БНТУ, работает в энергосистеме.

— Получить сразу два диплома БНТУ — это нужно иметь большой талант...

— Мне нравится экономика сама по себе, всегда хотел закончить экономический факультет. Если бы я не сделал это параллельно, все равно поступил бы позже. А поскольку была возможность, почему бы нет. Сегодня экономика — один из важных факторов. Везде надо уметь считать деньги. Во всех процессах заложена экономика.

— В школе, наверное, были отличником?

— Математика очень нравится, это моя любимая наука. Если математику не знаешь, многое теряешь в жизни. Мне нравится учиться. В 2020 году окончил Академию управления при Президенте Республики Беларусь.

— Сегодня для молодежи есть все условия, чтобы реализовать творческий потенциал — и так называемая Кремниевая долина для подростков, и ІT-лагерь для школьников, и конкурс «100 идей для Беларуси». Насколько это необходимо и важно?

— Государство много делает для того, чтобы молодежь реализовала себя в профессиональном плане. Если есть желание показать себя, проявить — действительно, можно достичь всего.

— На семью времени хватает?

— Семья — мой надежный тыл, двум сыновьям уже 9 и 11 лет. На воспитание, действительно, времени не всегда хватает. Детьми больше занимается жена, она банковский специалист, работает дистанционно. Знакомы мы с ней давно, еще с Волковыска. Наши родители дружили, ну и мы тоже.

О санкциях как двигатель прогресса

В кабинете Александра Рудени много «говорящих» предметов. На стене — диплом второй степени предприятию как лидеру энергоэффективности в Республике Беларусь. Рядом — сертификат на мини-трактор, который подарил холдингу за его успехи бывший губернатор Могилевской области Леонид Заяц. А еще награда от нефтепереработчика «Белоруснефти» как лучшему клиенту года: у предприятия большой автопарк — 621 транспортное средство и агрегат. Даже часы необычные — из колодок автомобиля. Это уже подарок своему подчиненному от генерального директора, который когда-то работал на «БЕЛАВТОМАЗЕ». Рабочему кабинету присущ минимализм. Неожиданно замечаю на подоконнике различные бутылки и баночки из-под продукции «Бабушкиной крынки». Удивляюсь: зачем они там?

— Это ведь тоже наше открытие, — улыбается Александр Сергеевич. — Перед тем, как коллективный Запад объявил нам санкции, итальянцы устанавливали на нашем предприятии линию. Собрать — собрали, а вот запустить не успели. И сколько мы потом к ним ни обращались, они не реагировали. За два месяца мы самостоятельно во всем разобрались и запустили. Линия успешно работает. А они и не знают. Обратной связи до сих пор нет.

— Вот как. А обыватели часто сетуют, что все умные давно уехали за границу за большими деньгами...

— Неправда, среди белорусов много очень умных, мыслящих, творческих людей. И потенциал у страны большой.


Справка

В ОАО «Бабушкина крынка» — управляющая компания холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» входят головное предприятие в Могилеве, 14 филиалов, цех по производству сыров, а также представительство в Китайской Народной Республике.

На отдельных филиалах расположены вспомогательные производства — пошив спецодежды, производство моющих средств, упаковки, изготовление поддонов. Несколько из них выполняют транспортно-логистические функции. Ассортимент продукции насчитывает более 250 наименований под брендами: «Бабушкина крынка», «Веселые внучата», EcoGreco, «Свежие новости», «Славгород», «Монастырь Тупичевский», LUXURY, ZVONKA.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото автора и из архива предприятия


Аудиоверсия проекта — на радио Пилот-FM и на сайте zviazda.by.

Проект создан при финансовой поддержке в соответствии с Указом Президента № 131 от 31 марта 2022 года.

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.