Вы здесь

Что нового предложат в ближайшем будущем белорусские ученые практикам-животноводам


Если вы думаете, что животноводство — консервативная область знаний, вы отстали от жизни минимум на несколько десятилетий. В современном животноводстве есть задачи для селекционеров и специалистов генной инженерии, широкого спектра профессионалов IТ-отрасли, представителей наиболее инновационных областей знаний. О том, над чем сегодня работают белорусские ученые в сфере животноводства, выясняем «из первых уст».​


О белголштине и красных белорусских коровах

Во время недавнего посещения Гомельской области глава государства поднял вопрос об укомплектованности новых и модернизированных МТК высокопродуктивным крупным рогатым скотом. Именно о селекционной работе в этом направлении мы первым делом и решили спросить ученых РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству». 

Если, например, в свиноводстве в нашей стране многие десятилетия разводилось минимум 7 пород, и, благодаря скрещиванию, животноводы стабильно получали прибавку продуктивности 10-11% — срабатывала гибридная сила, то в отношении крупного рогатого скота долгое время превалировали черно-пестрая порода и голштины, рассказывает первый заместитель генерального директора РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству», доктор сельскохозяйственных наук, академик Иван Шейко. В 1960-е в молочном скотоводстве республики активно развивалось порядка 7-8 пород КРС, говорит ученый. Но ближе к 1970-м преобладающей на территории современной Беларуси стала черно-пестрая порода коров — такое решение принял Петр Машеров. 

— Решение было разумным на тот момент: другие породы скота значительно уступали черно-пестрой по надоям, — поясняет академик.

В этом направлении и шла селекционная работа. В 2004 году была утверждена первая отечественная порода молочного скота белорусской селекции — белорусская черно-пестрая, которая дает и молоко, и мясо. А в 2020-м появилась и собственно молочная порода белголштин, которую белорусские ученые создавали около 30 лет: она дает 10-13 тысяч литров молока за лактацию. 

— После войны сельское хозяйство нашей республики сделало рывок именно благодаря сальным породам свиней и мясо-молочным породам крупного рогатого скота, — отмечает Иван Павлович.

Между тем, США, Канада, Израиль, Западная Европа пошли по другому пути: сделали ставку на специализацию, то есть разведение чисто молочных и чисто мясных пород. По пути специализации пород идет сегодня и белорусское сельское хозяйство.

— Белголштин — именно молочная порода. Также в республике представлены 5-6 мясных пород: шароле, лимузины, герефорды... Они не доятся, а разводятся именно с целью получения высококачественной говядины. 

Собственной мясной породы в Беларуси пока не создано. А вот последнее достижение в молочном скотоводстве — белголштин — позволяет помимо высоких надоев получать также чистопородных быков-производителей с высокой генетической ценностью, которых прежде приходилось закупать в Западной Европе для поддержания чистоты породы, а теперь, напротив, быки породы белголштин востребованы и за пределами нашей страны.

До недавнего времени голштинизация была одним из ведущих направлений в мировом молочном животноводстве, рассказывает ученый. Но если долгие годы селекция велась в направлении жирности молока, в последние годы произошел поворот в сторону его белковой составляющей. Именно такое высокобелковое молоко дает так называемый Красный белорусский скот, испокон веков разводившийся в Беларуси. Его возрождение сейчас — одна из основных задач, которые ставят перед собой ученые. Есть и еще один аргумент в пользу этого решения.

— В 1970-е (я как раз тогда начинал работать в сфере научного обеспечения животноводства) еще не существовало ДНК-технологий, и голштинизация казалась наиболее разумным путем развития, — поясняет академик. — Сегодня генетики всего мира отмечают: у голштинов молоко очень обильное, но вследствие этого со временем в нем нарушилась сочетаемость генов. И этим вызван рост количества людей, чей организм не принимает молоко и молочные продукты — в первую очередь детей, а также людей пожилых и ослабленных. 

Научный сотрудник лаборатории эмбриогенеза Ольга Пайтерова.

Поэтому сегодня одна из важных задач для генетиков — улучшение генотипа голштинской породы, что влечет за собой рост усвояемости молока организмом человека. Информация для потребителя: «генетически правильное» молоко уже есть в наших магазинах. Ищем упаковки с маркировкой А2 — в таком молоке будет идеальное сочетание генов. 

Еще одно решение вопроса с усвояемостью «молочки» — возрождение красного белорусского скота, чье молоко имеет идеальную генетическую составляющую, то есть его хорошо усваивают и дети, и пожилые люди. Плюс породы — и высококачественная говядина, сравнимая с мясом специализированных мясных пород. 

Вопрос о возрождении красного белорусского скота был поднят на государственном уровне в 2018 году, рассказывает Иван Павлович. Основой для селекционной работы стало небольшое поголовье таких коров, которое сохранилось в хозяйстве «Новый Двор» Свислочского района. В 2019-20 году в нашу страну было завезено 1300 голов генетически близкого белорусскому красного скота из Дании и Голландии. 

Заведующий лабораторией ДНК-технологий РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству» Владимир Симоненко.

— Сейчас идет активнейшая работа в этом направлении. Новую «красную» породу планируем утвердить до 2030 года, — отмечает собеседник. 
Традиционно на выведение новой породы КРС требуется около 30 лет. Но здесь работа началась не на «пустом месте», и ученые планируют завершить ее в течение 10 лет. 

О конкуренции мяса и сала

— Наш институт всегда входил в элиту исследовательских организаций, занимающихся научным обеспечением сельского хозяйства. Но было время, когда белорусские селекционеры не задумывались о создании собственных пород сельскохозяйственных животных, — вспоминает Иван Павлович. — И лишь в конце 1980-х решили попробовать.

«Пробным шаром» стала белорусская мясная порода свиней, утвержденная в 2000 году. В свиноводстве, к слову, работа по выведению новых пород идет значительно быстрее. Это связано с продуктивностью: корова рождает одного теленка в год, свиноматка за тот же период времени способна принести 20-25 поросят. Основой белорусской мясной породы стала еще советская разработка.

— Долгое время на территории Беларуси разводились лишь две породы свиней (крупная белая и черно-пестрая). От скрещивания маток крупной белой породы с хряками черно-пестрой породы сального направления появлялись быстро растущие помеси. Таким образом получали крепких поросят с толстым шпиком — белорусская свинина всегда славилась высоким качеством. В 1971 году ЦК решило создать в Союзе первую мясную породу свиней — тогда «в моде» было мясное, а не сальное направление.

Корова новой голштинской популяции молочных животных.

Сегодня в белорусском свиноводстве очень богатый сортимент пород. Это и отечественные породы, и ландрас, и йоркшир, и крупно-белая.

— К сожалению, традиционная испокон веков для Беларуси черно-пестрая порода сегодня требует восстановления, и мы восстанавливаем ее с большим трудом. Качество свинины у черно-пестрой было непревзойденное — ни одна порода ни в Беларуси, ни в России, ни в Украине не может с ней сравниться. Но эта порода — сального направления, а сальная свинина требует на 30% больше средств на производство килограмма конечного продукта. 70% себестоимости свинины — это корма, остальное (включая обслуживание фермы и зарплату персонала) — всего лишь 30%. А сало — энергетический продукт, в который придется вложить на треть больше кормов, чем в мясо. Соответственно, решения хозяйства принимают в пользу мяса, а не сала.

— Я написал десятки статей в защиту черно-пестрой белорусской породы свиней. К счастью, постепенно она возрождается, — подчеркивает профессор Шейко.

О тонком руне и овечьих сырах

Сегодня вообще возрождаются забытые отрасли животноводства. Например, белорусское овцеводство, о котором, как до недавнего времени казалось, можно забыть навсегда. 

— В конце двадцатого века овцеводство в Беларуси было широко развито — поголовье в целом по стране насчитывало более миллиона животных, — рассказывает заведующий лабораторией НПЦ по животноводству Юрий Герман. — Овец разводили во всех областях Беларуси, наиболее активно — на Гомельщине и Брестчине. Преобладали породы романовская и прекос. Но после Чернобыльской аварии белорусское овцеводство практически сошло на нет. На то была жизненная необходимость — шерсть овец накапливала радиацию. 

Заведующий лабораторией НПЦ по животноводству, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Юрий Герман.

В 2012 году был издан указ главы государства о возрождении овцеводства. И в 2013-16 годах из Венгрии, Франции, Австрии, Польши, стран Прибалтики в Беларусь были завезены порядка тысячи голов элитных овец пород тексель, мериноландшаф, немецкий меринос, суффолк, иль-де-франс, асконийская, лакаюне и т.д. 

Теперь поголовье овец в нашей стране насчитывает около 80 тысяч животных, и до 2025 года предусмотрено получение порядка 150 тысяч овец во всех категориях хозяйств. Всего в стране на сегодняшний день — порядка 20 пород, селекционная работа ведется в отношении 11 из них. В планах селекционеров — собственные мясные породы и повышение качества шерсти для легкой промышленности. 

 — Мясное овцеводство имеет большой экспортный потенциал, — отмечает Юрий Герман. — По этой причине в Логойском районе с участием иностранного капитала построен современный овцеводческий комплекс, куда завезли французскую породу мясошерстного направления иль-дэ-франс. Порода у нас адаптировалась и показывает хорошие результаты. Например, животных белорусской селекции этой породы предприятие с успехом продает в Россию и Казахстан. Также востребованы белорусская селекция суффолка и лакаюне.

Об этой, последней породе — особый разговор. ООО «Лошицкий комбикормовый завод» сегодня развивает молочное направление в овцеводстве. Из овечьего молока производятся вкуснейшие сыры, которые также с успехом реализуются на экспорт.

В 2013 — 2016 годах в Беларусь было завезено около тысячи голов элитных овец. Породы адаптировались и показывают хорошие результаты.

Но если мясное и молочное овцеводство развиваются активно, то качество шерсти овец, выращенных в нашей стране, далеко не всегда подходит для нужд современной легкой промышленности. 

— Сегодня одна из важнейших задач — обеспечить наш легпром качественной шерстью и кожей, — отмечает собеседник. 

Но полное импортозамещение по этим позициям пока не представляется возможным: в Беларуси большая распаханность земель, а овца — пастбищное животное, и именно условиями ее содержания определяется качество руна. 

Чтобы решить этот вопрос, селекционеры планируют создать белорусскую породу овец с высококачественной шерстью, приспособленную как к нашему климату, так и к условиям содержания. Работа эта пока — на самом начальном этапе, и на нее потребуется не менее десяти лет. 

Александра АНЦЕЛЕВИЧ 

Фото Елизаветы ГОЛОД и из архива РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству».

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.