Вы здесь

«Обелиски раненой земли». Дубровенский район — 42 тысячи судеб за свободу и независимость


В годы Великой Отечественной войны на территории Дубровенского района Витебской области на полях сражений осталось более 42 тысяч советских воинов. Только за время осенних боев 1943 года войска Красной армии потеряли на Дубровенщине около 26 тысяч человек, а цена свободы одного населенного пункта — 4 тысячи жизней.


Отсюда началась операция «Багратион»

Мемориальный комплекс «Рыленки», располагающийся на площади три гектара на 467-м километре магистрали М1, является в нашей стране одним из самых величественных и монументальных. Вблизи бывшего населенного пункта Рыленко, согласно архивным документам, погибло более 10 тысяч воинов 11-й Гвардейской и 31-й армий.

В годы Великой Отечественной войны этот участок автомагистрали был укреплен противотанковым рвом, четырьмя линиями траншей и проволочным ограждением. Непрерывные ожесточенные бои здесь шли более девяти месяцев. Участники сталинградских боев вспоминали, что даже там не было таких тяжелых сражений, как в Дубровно в период с 14 по 20 ноября 1943 года. В этих местах с октября 1943-го по июнь 1944 года проходила линия фронта, отсюда началась операция «Багратион».

В 1950-1960 годах все одиночные захоронения времен Великой Отечественной было решено переносить, объединяя их в крупные братские могилы. Вблизи Рыленков было много таких захоронений, неподалеку располагались и стихийно созданные кладбища военного госпиталя. В 1973 году здесь был открыт мемориал, в братской могиле которого лежат 10 тысяч бойцов. С тех пор и до сегодняшнего дня ведутся поисковые работы, списки пополняются.

Святое не только для дубровенцев, но и для жителей всех регионов бывшего Советского Союза место видно с трассы. Входящую группу составляет барельеф с изображениями всех видов войск, освобождавших район, слева — мемориальный знак «Рыленки», который был открыт в октябре 2021 года. За монументальной аркой находится часовня, возведенная в 2010 году на личные средства уроженца Полтавы, потомка одного из почитаемых здесь солдат. Родственники бойца Серикова долго искали его могилу, и только спустя много лет, когда доступ к некоторым архивам стал открыт, по строчке из письма домой, которое для семьи бойца является реликвией, близкие определили, что солдат похоронен на Дубровенщине. В часовне находится Великая августовская икона Божией Матери, Покровительницы защитников Отечества. И через 13 лет местные жители, туристы и путешественники, проезжающие мимо, зажигают здесь свечи в память о погибших во имя Родины.

Центральным местом мемориального комплекса является Стена памяти, на которой выгравирована фраза «Подвиги ваши бессмертны». Перед ней — вечный огонь, за ней — великая братская могила. По периметру захоронения установлено 288 мраморных плит с фамилиями героев-освободителей, среди них есть одна пустая страница как символ бесконечной поисковой работы по установлению имен погибших. Среди представителей более ста национальностей, освобождавших район от немецко-фашистских захватчиков, выделяется имя Фарида Ярулина, национального героя Татарстана. До войны он был известным композитором, написал музыку для советского балета «Шурале». В сохранившихся письмах боец сравнивал звуки войны с музыкой, но эта музыка — свист пуль, взрывы мин и снарядов — была страшной.

К 75-летию Великой Победы мемориальный комплекс был открыт после крупной реконструкции, работы велись в течение двух лет.

За каждой стеллой — конкретное имя

От часовни к сердцу мемориального комплекса ведет аллея, на которой установлены четыре стелы, посвященные подвигам людей, чьи имена сегодня являются для нас символами беззаветного мужества и отваги.

Первая из них посвящена Герою Советского Союза Юрию Смирнову, которого фашисты распяли на стене блиндажа. Это произошло возле деревни Шалашино, последнего населенного пункта Дубровенского района по трассе Минск-Москва.

19-летний парень работал токарем, мог не идти на войну, а работать в тылу. Однако свой выбор сделал, как и его старшие братья: воевал в составе 77-го гвардейского стрелкового полка 26-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии Белорусского фронта. В бою под Городком получил ранение и попал в военный госпиталь. 24 июня 1944 года в рамках операции «Багратион» командование приказало организовать танковый десант, перед которым стояла задача атаковать оборону противника во фланг и тыл, овладеть деревней Шалашино и перерезать шоссе Минск — Москва.

Участников разведки боем отбирали только из добровольцев 77-го гвардейского стрелкового полка. После тяжелого ранения Смирнов мог не участвовать в операции, никто не признал бы его трусом, однако парень занял место на бронированной машине № 119. Вражеская пуля сорвала его с танковой брони, он упал на опушке рощи возле деревни Шалашино недалеко от штабных блиндажей 78-й немецкой штурмовой дивизии. Его подобрали немцы, долго пытали и издевались. Когда юноша не сказал ни слова, его, порезанного и беспризорного, распяли на стене блиндажа 25 июня.

В это время уже шли наступательные бои наших войск, среди раненых Смирнова не нашли, среди убитых тоже. Когда в немецком блиндаже на стене было найдено прибитое гвоздями тело с вырезанной на груди звездой, узнать в нем Юрия было невозможно. Во время отхода немцы поспешно оставили на столе протокол допроса, который стал единственной зацепкой в поиске солдата. Он похоронен в Ореховске Оршанского района, а в деревне Шалашино стоит памятный знак в честь подвига Героя Советского Союза.

Следующая стела посвящена рядовому Александру Васильеву, который 23 июня 1944 года закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, защищая территорию Дубровенского района. Этот героический поступок — не единственный пример самопожертвования, поэтому стелла посвящена всем героям, погибшим подобным образом. "Обычно, когда мы с группами детей посещаем мемориальный комплекс, на обратном пути останавливаемся возле стел, и школьники повторяют, что запомнили с экскурсии. Однажды к нашей группе присоединилась пара — мужчина и женщина, которые прошли с нами по всему комплексу. Я даже не обратила на то внимание, потому что это обычное явление.

А в конце мужчина сказал: «Здравствуйте, я Васильев». В первую секунду у меня остановилось дыхание, а потом оказалось, что это внук героя Александра Васильева, который приехал на Дубровенщину с женой. Он сам неоднократно бывал в Рыленках, а в этот раз привез жену на место, где нашел свое последнее пристанище его дед, чтобы показать, как в Беларуси чтят память о погибших в той страшной войне", — вспоминает директор Дубровенского районного историко-краеведческого музея Наталья Овчарова.

Говорят, что у войны не женское лицо, однако с 1941 по 1945-й на защиту Родины наравне с мужчинами вставали женщины, которые были связистками, медсестрами, врачами. Неподалеку от этих мест в роще Кирова Анна Никандрова заменила в бою командира взвода, который попал под шквальный огонь соперника. Ей, как и всем остальным военным врачам и медсестрам, посвящена третья стела на аллее.

Когда началась война, Ане не было и двадцати лет. Силу духа показала уже в первые дни — в начале июля 1941 года сопровождала тяжелораненых в больницу. Машину разбомбили, шофер погиб, Аню ранило в ногу. Несмотря на то, она и ее подруга вытащили раненых, остановили попутную машину и добрались до города Калинина. Еще несколько месяцев Аня прослужила медсестрой в больнице, а потом окончила ускоренные курсы младших лейтенантов. Так и попала на фронт.

Никандрова была храбрым бойцом. В конце 1941 года снова была ранена, но не покинула поле боя, награждена медалью «За отвагу». Затем отличилась в бою за железнодорожную станцию Сафоново в Смоленской области. На этот раз Аня получила ранение в руку, но продолжила атаку, шла рядом с остальными бойцами. Задачу выполнили — не отступили, помогли защитить станцию. Никандрову наградили орденом Отечественной войны II степени.

В начале июня 1944 года Анне Никандровой присвоили звание старшего лейтенанта, назначили комсоморгом 426-го стрелкового полка (88-я стрелковая дивизия, 31-я армия, 3-й Белорусский фронт). В конце месяца соединения 31-й армии начали наступление в Оршанском направлении. Тогда Аня напишет письмо матери в родную деревню Барашкино: «Мама, завтра горячая схватка с врагом. Будем драться до последнего, но фашистскую пакость выгоним из белорусской земли». Эта весточка для родных девушки станет последней.

23 июня подразделения полка пошли на штурм основательно укрепленного опорного пункта немцев возле деревни Кироево Дубровенского района. Пехота залегла, попав под сильный огонь пулеметов. Командир убит. Встала Анна, находившаяся в первых рядах наступления. «Вперед, за мной!» За ней во вражескую траншею ворвались и другие солдаты. Завязался тяжелый бой, опорный пункт был взят. Но с того боя девушка не вернулась... Анна Никандрова похоронена в братской могиле в центре Дубровно, ее имя живет сегодня в названии одной из главных улиц и первой школы города.

Четвертая стела посвящена тем, кто защищал небо над Дубровенской Землей, — 1-й Воздушной Армии, в состав которой входил полк «Нормандия — Неман». Летчик Бруно де Фальтан и механик Сергей Астахов в одном экипаже погибли при выполнении боевого задания. У француза была возможность спастись — у него был парашют, но приземлился бы он на вражеской территории. У Астахова шансов не было — согласно инструкции, для механика не предусматривался парашют. Француз и русский приняли решение погибнуть в самолете, но не сдаться врагу. Похоронены на Введенском кладбище в Москве при участии французской и российской делегаций.

В районе деревни Шабаны в 1943 году подвиг Гастелло повторил летчик Виктор Харламов: 30 ноября 1943 года он направил свой горящий самолет Ил-2 на колонну немецких цистерн с горючим. Похоронен «Огненный пилот» — такое прозвище Харламов получил от сослуживцев — в Рыленках.

Благодарность от потомков

На территории комплекса, справа от центральной монументальной композиции, располагается единственный в Беларуси памятник медсанбрату, который круглые сутки спасал тысячи солдатских жизней. В этой местности с октября 1943-го по март 1944 года размещался 269-й отдельный медико-санитарный батальон 251-й стрелковой дивизии. В его рядах на Дубровенщине работала и военный врач Вера Павловна Рождественская — мать поэта Роберта Рождественского.

В прошлом году здесь состоялось открытие памятника воинам-казахстанцам, погибшим во время яростных боев за освобождение Беларуси. В митинге принимала участие делегация из Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Республике Беларусь Аскаром Бейсенбаевым. Около 1700 казахстанцев осталось на полях сражений в Дубровенском районе, имена 226 бойцов занесены на мраморные плиты в Рыленках.

Потери были огромные

Район отличается болотистой местностью, нашим бойцам приходилось пробираться с оружием и техникой по грудь в воде. Некоторые из них писали в письмах домой, что летом здесь стоял невыносимый запах крови, а местные жители вспоминают, что снег весной был не белый, а розовый. В боях за освобождение села Новое Село погибло около 4 тысяч человек...

26 тысяч солдат погибли за несколько дней освобождения второго населенного пункта. Когда войска Красной Армии отстояли Краснинский район Смоленской области, планировали сразу освободить и Дубровенщину, но уперлись в мощную линию немецкого укрепления. Советским командованием была поставлена задача пройти 50 километров и освободить Оршу, однако физически это было невозможно: немцы создали от 10 до 14 линий укрепления до 25 километров вглубь. Только ценой собственной жизни, погибая один за другим, наши бойцы смогли вырвать кусок белорусской земли.

Павел Иванович недоборов, участник Великой Отечественной войны, который впоследствии приезжал на Дубровенщину на встречу с ветеранами, рассказывал, что в одном из боев на этой территории его пушка была выведена из строя, воевать было нечем. Он написал об этом домой, и родственники с односельчанами собрали деньги, отправили их в Москву с просьбой приобрести бойцу Недоборову новую пушку. И он ее получил, именную, с которой дошел до Кенигсберга. В одном из боев Павел Иванович уничтожил шесть вражеских танков.

Поиск через десятилетия

Уроженец Дубровенщины, майор в отставке Алексей Яковлевич Гаврутиков более 30 лет занимается поисковой работой и краеведением. Из 42 тысяч имен погибших за район освободителей около 17 тысяч именно он вернул из небытия. Мужчина некоторое время занимал должность в военкомате, где начал работать со списками погибших на фронтах Великой Отечественной. «Это человек, который начал поисковое движение в районе, на котором это дело сегодня держится. Алексей Яковлевич в уважаемом возрасте помнит не только историю каждого населенного пункта, но и, кажется, каждую фамилию на гранитных плитах 30 воинских захоронений. Благодаря ему когда-то на базе нашей библиотеки был организован краеведческий клуб „Поисковик“, который функционирует и сейчас», — рассказывает Наталья Овчарова.

Сегодня в районе не зарастает ни одна тропа до 30 захоронений, в которых покоится свыше 42 тысяч воинов. Ежегодно поисковики проводят раскопки, проводят героев той далекой уже войны с почестями в последний путь. И этой работы хватит еще не на одно десятилетие, как и народной памяти и благодарности.

Александра ГВОЗДЕВА 

Фото автора


Проект создан при финансовой поддержке в соответствии с Указом Президента № 131 от 31 марта 2022 года.

 

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.