Вы здесь

Митрополит Вениамин: Слово — это дар, которым человек наделен от Бога. Эксклюзив «Звязды»


Более 1000 лет назад, с приходом христианства на белорусские земли, наши предки получили не только веру, которая на века стала стержнем, определяющим жизнь. Они получили книгу, которую можно читать и бесконечно присоединяться к источнику мудрости и любви, которую олицетворяет Иисус Христос. Возможность прочитать о нем стала также толчком к развитию письменности. Это понимали и этому способствовали люди, которые несли слово разным народам. Поэтому святых Кирилла и Мефодия, которые считаются создателями славянской письменности, упоминаем ежегодно 24 мая: этот праздник отмечает и Белорусская православная церковь. И когда большая для христиан книга пришла к нашим предкам, появились люди, которые стали ее распространять и проповедовать библейские истины. Например, в этом году отмечается 840 лет завершения земной жизни белорусского святого, епископа Кирилла Туровского. В его память состоялось богослужение в Турове. Но служение епископа Туровского важно не только для верующих и людей, живущих церковной жизнью. Это один из тех наших святых, благодаря которым предшественники могли понять не только основы веры, но и ценность просвещения вообще. Это сыграло свою роль в развитии интеллектуальной культуры белорусского народа: настоящее вырастает из прошлого, питаясь из глубоких корней. Накануне Дня славянской письменности и культуры мы адресовали ряд вопросов митрополиту Минскому и Заславскому Вениамину, Патриаршему Экзарху всея Беларуси.


Фото: church.by

— Могут ли праздники в честь белорусских святых стать важными не только для Церкви, но и в общенародном масштабе, если учесть их роль в истории? Достаточно ли мы знаем о них? Что нужно для популяризации? Ведь они — пример жизни, наполненной большим смыслом? Это важно не только ради памяти, но и ради продолжения той линии, что они заложили своим служением.

— Образ Белорусских святых уже давно является частью не только белорусской культуры, но и современной жизни нашего общества. Святых Кирилла Туровского и Евфросинии Полоцкой изучают в школе в рамках предмета «История Беларуси», их именами названы улицы белорусской столицы. Вместе с тем важно подчеркивать, что эти и другие подвижники благочестия нашей земли стремились не столько к успеху на культурно-историческом поприще, сколько к духовной чистоте и христианскому совершенству. И в этом есть важный принцип: истинная культура должна не развращать, а создавать человека, возводить его сердце и ум к высотам, через эстетическую красоту подводить к основам духовной жизни.

Сегодня образ святителя Кирилла Туровского — не только как святого Православной Церкви, но и как человека, который стремился к просвещению и знаниям, — важен для сферы образования и культуры нашего общества, воспитания молодого поколения. Ведь владение знаниями — это не только преимущество, но и ответственность перед Богом и людьми, и только духовно цельный человек может эту ответственность осознать и достойно понести.

— Насколько важна роль книжной культуры в духовной жизни современных людей? Ощущаются ли изменения в связи с развитием информационных технологий (что настораживает многих верующих)? Ведут ли духовные поиски молодежи к пути обретения мудрости через книги?

— Книги с самого начала человеческой цивилизации были и остаются хранилищем знаний, которые людям удавалось обрести через познание этого мира. Безусловно, сегодня немалое влияние на книжную культуру оказывают информационные технологии. Великое множество книг оцифровано и находится в общем доступе в интернет-пространстве, а обилие информации, которое ежедневно обрушивается на человека через социальные сети, сайты новостей и рекламу, заставляет многих читать только короткие тексты и не глубоко вдумываться в смысл написанного. Вместе с тем не стоит забывать, что среди людей были и есть те, кто хочет большего, кто стремится к углубленному познанию не только того мира, что мы видим, но и духовной жизни. Есть такие люди и среди молодежи. Для них книга всегда будет особенно ценным источником знаний, возможностью найти ответы на свои вопросы или получить почву для дальнейших рассуждений.

— Современные писатели в большей степени руководствуются собственными принципами и представлениями о качестве книг. Но при этом влияют на духовное состояние общества. Если исходить из подходов Церкви, то существует ли ответственность за слово? Что вы вкладываете в понятие «духовный мир писателя»? Что с точки зрения веры представляет собой талант? У нас он воспринимается со знаком «плюс», но всегда ли это так?

— Слово — это дар, которым человек наделен от Бога. Духовная традиция Церкви называет всех других живых существ бессловесными, и только человек имеет возможность выражать свои мысли через слово. Но, как неоднократно отмечается в Библии, слово для нас — это и дар, и большая ответственность одновременно. Как добрым словом можно принести большую пользу и помочь многим из людей, так словом плохим можно многих ввести в искушение, многим навредить, подтолкнуть кого-то к неправильным действиям. С этой точки зрения каждый писатель несет серьезную ответственность за высказанное и написанное им слово, ведь если слово обычного человека могут услышать только люди, находящиеся рядом с ним, то слово писателя услышат тысячи и миллионы человек, которые прочитают его произведение. Так и бывало в истории, когда письменные работы одних людей помогали многим найти выход из сложных ситуаций, а творчество других вводило в искушение миллионы. Вот почему писатель несет особую ответственность перед Богом за то, что он говорит и пишет. Понятие таланта действительно существует в духовной жизни, в Евангелии даже есть притча о талантах. Светские люди под талантами часто понимают исключительно творческие способности человека: умение писать прозу или поэзию, создавать прекрасную музыку или художественные шедевры. Но Православная Церковь смотрит на понятие таланта гораздо шире. Сама жизнь человека — это талант, который ему дает Бог. Но этот талант необходимо приумножить, а не закопать в землю. Это значит, что время нашей жизни и те способности, которые у нас есть, мы не должны тратить, а активно использовать ради своего духовного совершенствования и на благо близким.

«Книга Святого Иова». Фото: БелТА

— Как посоветуете выбирать книги для чтения в обычной жизни? Не все, что полезно, может быть интересно и наоборот. На что должен обращать внимание читатель?

Чтение — важная часть нашей жизни. Чем больше человек читает, тем шире у него кругозор, тем больше почвы для размышлений, и тогда он может более точно оценивать жизненные ситуации. И речь здесь идет не только о духовной литературе. Чтение книг должно не только давать работу для ума, но и нести радость читателю, вдохновлять его, придавать интерес к жизни, дарить хорошее настроение. Поэтому и нужно выбирать для чтения такие книги, в которых полезное максимально сочетается с интересным.

Бывают книги бесполезны, и самой своей бесполезностью они вызывают у читателя интерес. Но очень часто после прочтения таких произведений человека охватывает чувство, что время потрачено напрасно. Достойна ли внимания такая литература? Ведь время — это очень ценный и незаменимый ресурс, который Бог дал нам на этой земле и за который мы дадим перед Господом ответ. Совсем не стоит тратить этот ценный ресурс.

— На жизнь людей, включая верующих, влияют внешние непростые события. Люди ищут умиротворения и ориентиров в жизни. Как в настоящее время человеку сохранить свои принципы и избежать соблазнов, лишающих равновесия в душе?

— Если человек настоящий верующий, то никаких ориентиров и принципов в жизни не ищет, потому что уже нашел их в Христовом Евангелии. Как раз-таки человек, который не обрел Христа и не имеет внутреннего духовного стержня, пугается внешних непростых событий, теряет равновесие в душе и в отчаянии ищет какие-то ориентиры в жизни. Для верующего же многие вещи очевидны, потому что уже давно изложены в Евангелии. В частности, там сказано, что земная жизнь никогда не была и не будет простой, такой, что бережно сохраняет внутреннее равновесие человека. Иисус сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Не является исключением и настоящее время. Как сегодня человеку уберечься от соблазна? Так же, как это делали христиане всех предыдущих веков — твердо верить во Христа, соблюдать Его заповеди и пребывать в молитве.

— Церковь как институт сохранения веры даже во времена испытаний старалась заботиться о человеке (необязательно только о своем прихожанине). Современный мир сложен, он предлагает много разных идей. Какой должна быть жизнь Церкви, чтобы не терять, а привлекать к себе людей?

— Церковь действительно всегда старалась заботиться о человеке, и не только о своих верных. И всегда это оказывало благотворное влияние на общество в целом, ведь перед глазами любого человека, независимо от его мировоззрения, должен быть высокий пример добродетельной жизни, который без всяких слов поощрял бы его к лучшему, подталкивал к покаянию, к добрым делам. В этом смысле важно понимать, что, несмотря на свое широкое социальное служение, Церковь, по словам Христа, не от мира сего и именно это делает ее Церковью. Это не только общественный институт, а богочеловеческий организм, в котором голова — Христос, а все верующие составляют тело этого организма. В Церкви действует благодать Святого Духа, без которой мы были просто одной из человеческих общностей. Проповедь Евангелия и привлечение людей в лоно Церкви — важная составляющая ее жизни, и эта проповедь эффективна не только внешними делами (мероприятиями, инфоподставами для СМИ, церковными торжествами), но, прежде всего, внутренней благодатной жизнью Церкви. С этой точки зрения важно не забывать и о сокровенном моменте, который обнаруживают слова Самого Господа Иисуса Христа: «Никто не может прийти ко мне, если не привлечет его отец, который послал меня». Это означает, что встреча с Богом происходит в глубине человеческого сердца, а внешняя проповедь Церкви может только посодействовать этому.

— Какие контакты с православными церквями других народов? Насколько они важны и чем обогащают?

— Православная церковь имеет свойство соборности — то есть, является единственной, несмотря на то что ее члены проживают в разных уголках Земли. Вместе с тем существуют Поместные Православные Церкви — это части единой Христовой Церкви, чьи особенности богослужебной жизни и традиций обусловлены историческими событиями и особенностями местных культурных обычаев. С теми поместными православными церквями, с которыми Русская Православная Церковь имеет сегодня каноническое единство, мы имеем контакты и братские отношения. Это очень важно для поддержания внутрицерковного единства при любых внешних обстоятельствах.

— Но на бытовом уровне светскость (жизнь без церкви) кажется более притягательной для многих (может быть, поэтому в мире все больше вызовов из-за идей секуляризма). Что должна сегодня предлагать церковь, чтобы сохранилась вера? Для вас христианство — это религия страдания или радости?

— Назначение Церкви в том, чтобы нести людям благую весть о воскресшем из мертвых Спасителе, пришедшем в этот мир ради каждого человека. Вот почему эта благая весть, которую также называют Евангелием, была и будет актуальной всегда. Церковь не может и не должна стремиться молниеносно меняться, всеми силами пытаясь удовлетворить капризный «спрос потребителя». Вечность и неизменность Христовой истины — главная ценность того, о чем мы всегда говорим. Безусловно, форма проповеди Евангелия должна быть соотнесена с современным миром, нам необходимо говорить на том языке, который люди могут услышать, однако сам смысл христианской проповеди остается таким же, каким он был и во времена святых апостолов.

Вопросы задавала Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».