Талантливый, востребованный и счастливый — это всё о нашем герое, актёре театра и кино. Ему веришь на сцене и в кадре, а в жизни восхищаешься его уверенностью и харизмой. Но, присмотревшись, понимаешь, что тут не просто звёзды удачно сошлись для конкретного человека, а это результат его многочисленных выборов в каждом дне. О том, благодаря чему Андрею Сенькину удаётся достигать гармонии, о каких ролях он мечтает и почему не стремится доказывать что-то окружающим, мы поговорили с ним при встрече.
— В прошлом году вышло два фильма с вашим участием. Расскажите сначала немного о проекте «Летом 1941 года»?
— Премьера фильма состоялась в мае прошлого года. Это совместный белорусско-казахский проект, в котором я сыграл одну из главных ролей. Картина рассказывает о партизанском отряде, где были казахи и белорусы, который действовал в Беларуси в начале войны. А возглавлял его Ади Шарипов. Он герой у себя на родине, был знаковым человеком во многих областях.
— В вашей семье дедушка с бабушкой прошли войну. С какими чувствами вы играете в фильмах военной тематики?
— Когда снимаешься в картинах такой направленности, то всегда проникаешься атмосферой прошлого. Мои дедушка и бабушка были ветеранами войны. Они прошли блокаду Ленинграда. Мой прадед умер с голода в этом городе. Папа мне рассказывал, что дедушка про войну вообще не хотел говорить. Всё держал в себе, часто плакал, особенно на 9 Мая. Деду в начале войны миномётным осколком повредило ногу, а после операции она стала короче на 15 сантиметров. У него была инвалидность. И в таком состоянии он прожил ещё пятьдесят лет. Дедушка с бабушкой были очень сильные духом люди. Работали педагогами. Всегда были вместе. Даже ушли из жизни в одном месяце. Поэтому, чем взрослее я становлюсь, тем больше осознаю, что свою работу в военных картинах посвящаю своим родным. Можно же в самых разных проектах работать, но данная тематика мне наиболее близка, потому что она имеет большое значение для моей семьи.
— Тогда давайте поговорим о фильме «Пламя под пеплом», который получился очень эмоциональным и трогательным. Что вас убедило принять в нём участие?
— Когда режиссёр Иван Павлов позвонил мне и попросил записать самопробы, то только кратко рассказал, что это будет интересная история про сапёров-разминёров, которые занимались разминированием Минска в послевоенное время. И мне нужно было сыграть инструктора. А когда получил сценарий, то первый вопрос был: как такое играть? Потому что там всё настолько сложно, столько перипетий в сюжете, много внутреннего содержания у героя. Сел, всё себе расписал подробно перед работой, а когда начались съёмки, то это уже было профессиональное приключение на целое лето. Там каждая сцена — это переломный момент в роли.
— Что было самым сложным в работе над этой ролью?
— Мне нужно было сделать своего героя закрытым и вместе с тем, чтобы он оставался живым человеком для зрителя. Он всё время оценивает обстановку, ситуацию, в нём чувствуется постоянная загадка. И сложность была как раз в том, чтобы сохранять это состояние.
— Смогли вы героя как-то для себя оправдать?
— Я пытался, поскольку человек оказался в экстремальных условиях, это зрители понимают в последней серии. Никому и никогда не пожелал бы оказаться на его месте. Он военный человек, с выправкой, но закрытый ото всех, застёгнутый на все пуговицы. И при этом он ощущает себя живым мертвецом. Прошлое съедает его изнутри. В фильме показано, как мой герой хватается за неожиданную любовь, но потом его вновь настигают страхи, возвращая в жуткую историю вчерашнего дня.
— Почему он убивает девушку, в которую влюбился?
— Думаю, тоже из-за страха. Во-первых, он хотел остаться в живых. А если бы тогда узнали, что он сотворил в военное время, то его бы наказали. Поэтому, наверное, его страх и желание выжить были настолько сильными, что он готов был на что угодно — только бы его не выдали. Но там есть сцена, где показано, какая у него ломка от задуманного. До последнего он сомневается, должно ли девушка погибнуть. Но его страх быть разоблачённым настолько его поглотила, что он убил в себе всё живое. И хоть и пробует выбраться из своих оков, но терпит при этом неудачу.
— Как восстанавливаетесь после таких проектов?
— После этой роли я сильно выгорел, потому что очень углубился в процесс и был всё время в работе. Когда завершились съёмки и я пришёл в театр, то первое время спектакли репетировал на автомате, а мыслями всё ещё оставался на съёмочной площадке. Роль была сложной психологически, поэтому потребовалось время, чтобы прийти в себя.
— С Иваном Павловым вы работали вместе десять лет назад на проекте «Ой, мамочки». Что почувствовали, вновь встретившись с режиссёром на съёмочной площадке?
— Для меня большая удача работать с Иваном Павловым. И тогда, и теперь я испытывал колоссальное удовольствие от совместного творчества. Мне с Иваном Михайловичем комфортно работать в человеческом плане. Он на всё смотрит широко открытыми глазами, потому что увлечён своим делом. И даже, обсуждая что-то в процессе, я сразу чувствовал наше совпадение во взглядах. Встретить человека, с которым ты в работе на одной волне, — большая радость. У нас получился творческий союз на доверии.
— Ваша жена Вероника тоже актриса. Скажите, как уживаются две творческих личности в одной семье?
— Мы оба увлечены работой, которая отнимает много времени и поглощает нас. Понимаем, что сейчас находимся на пике формы, поэтому сосредоточены на главном. А дома уже стараемся давать друг другу больше воздуха, свободного пространства. Вместе с тем нам важно слышать и понимать друг друга. У нас совпадают взгляды не только на творчество, но и на многие другие вещи.
— Что помогает вам быть в тонусе профессионально?
— Прежде всего, любовь к своему делу. Это даже в эмоциональном плане даёт ощущение бодрости. Ты просто понимаешь, что сейчас в хорошей форме, поэтому с удовольствием делаешь то, чем занят. Плюс, у меня в жизни так всё выстроено, что я постоянно что-то смотрю, читаю, чтобы открывать для себя новое.
— Какие роли вам ещё интересно попробовать?
— Сейчас я «укомплектован» ролями, поэтому хочется какое-то время в этом материале работать уверенно и качественно. Безусловно, всегда интересно пробовать какие-то новые жанры, образы. Не могу даже сказать, что у меня есть роль мечты. Например, я давно хотел сыграть роль князя Мышкина. И недавно получил её. Или играю Алёшу Карамазова. И это одна из лучших ролей, о которых можно только мечтать.
— Достоевский как писатель чем вам нравится?
— Он настолько тонкий психолог, что работать с его произведениями очень интересно. Там такие пласты смыслов. И с возрастом ты более рационально начинаешь понимать его персонажей. Когда я был студентом, то считалось классным сыграть по произведению Достоевского. А сегодня я понимаю, что в таком материале нужно разбираться, быть постоянно в поиске. У него не просто герои, а как будто пазлы, которые нужно собрать воедино.
— Есть в вашем багаже и опыт работы в детских спектаклях. Интересно вам продолжать в этом направлении?
— В спектаклях для детей я много играл, когда работал в Полесском драматическом театре в Пинске. Там ставили много сказок. И в период работы в ТЮЗе был у меня такой опыт. А уже с приходом в НАТ имени Максима Горького случился перерыв с такими ролями. Но когда в 2012 году Сергей Михайлович Ковальчик поставил «Волшебные кольца Альманзора», где я сыграл Зинзивера, то снова смог почувствовать удовольствие от работы для детской аудитории. Спустя несколько лет получил роль Емели в постановке «По щучьему веленью», её я очень люблю. Такие спектакли всегда держат актёра в тонусе. И очень ценно, какую реакцию ты получаешь в зале от детей.
— А зачем сегодня дети идут в театр, имея столько вариантов для досуга?
— Я думаю, они приходят, чтобы почувствовать живой контакт, магию, эмоции, которые есть только в театре и не найдёшь ни в интернете, ни в другом месте. Человеку нужен человек. Плюс театральное искусство развивает зрителей, делает нас живыми. Именно здесь люди порой находят то, что возвращает им самих себя. Потому что хороший спектакль всегда пробуждает в человеке что-то живое.
— Спектакль «Песняр» — в чём для вас особенная история?
— Вы задаёте вопросы, и я понимаю, что каждый из них для меня о моей жизни. Тот же ансамбль «Песняры» — это музыка, которая была в жизни многих людей, в частности советских. Их песни слушали повсюду. Это делает спектакль таким узнаваемым, тёплым. Когда зрители слышат эти песни со сцены, то некоторые столько всего вспоминают, о чём потом рассказывают нам. Я тоже каждый раз вспоминаю, как «Песняры» звучали в доме моих родителей. У меня папа- музыкант, поэтому у нас всегда были пластинки, и они до сих пор сохранились. И, играя этот спектакль, ты сам будто возвращаешься в какую-то историю, частью которой ты был. А понимание, что своими эмоциями ты можешь поделиться со сцены, делает все повествование ещё более сильной. И мы в принципе играем о своём в этой постановке, показываем, как много наши знаковые творческие личности подарили белорусам, нашей культуре.
— В декабре будет 15 лет, как вы служите в Русском театре. За это время какие наиболее важные события с вами произошли?
— Во-первых, я практически сразу, как пришёл сюда работать, познакомился со своей будущей женой Вероникой. Мы были молоды, полны энергии и с множеством планов на жизнь. Во-вторых, здесь у меня всегда была возможность реализовывать себя в работе. И в спектаклях играл, и в кино успевал сниматься. Насыщенными были эти пятнадцать лет жизни.
— Скажите, а как мужчину меняет любовь?
— Это чувство делает человека полноценным. Оно окрыляет, мотивирует, и тебе хочется жить. А с появлением семьи я понял, что теперь несу ответственность не только за себя, но и за любимую женщину.
— Вам важно быть в семье главным?
— Какая-то категоричность в этом вопросе может присутствовать в молодости, когда хочется показать свой характер. Продемонстрировать, мол, это я могу сделать, и здесь от меня всё зависит. А с возрастом становишься мудрее, и категоричность уходит.
— В следующем году вы отметите личный юбилей. Ощущают ли актёры возрастные кризисы?
— Я тоже как-то об этом думал, а потом понял, что не стоит искать ответы на вопросы, в которых пока не нуждаешься. Если бы что-то было, то я это почувствовал бы. А так у меня много работы, я востребованный, активный и возраста совсем не чувствую. Даже мои герои, которых воплощаю на сцене, часто моложе меня. А вообще, чтоб чувствовать себя молодым, нужно просто любить жизнь.
— Тогда скажите, благодаря чему вы ощущаете гармонию и свободу в жизни?
— Возможно, прозвучит немного дерзко, но прежде всего благодаря самому себе. Когда человек в согласии с самим собой, то он будет в гармонии и с окружающим миром. Все проблемы людей начинаются тогда, когда не можешь задавать себе вопросы и боишься ответов на них. А искренний внутренний диалог даёт гармонию. Я понимаю, что очень многое имею в жизни из того, что хочу и люблю, и именно это даёт мне ощущение полноты, понимание, что я по-настоящему счастлив.
Блиц-опрос:
1. Альфреда Хичкока я люблю... — За талант.
2. Лучшее во мне — это... — Умение любить жизнь и радоваться ей. Я ценю каждое мгновение и понимаю, что сейчас проживаю лучшее время.
3. Сегодня я исправил бы во вчерашнем дне... — Больше занимался бы спортом, отсыпался и чаще встречался бы с родителями.
4. Не представляю своей жизни без... — Своих родных.
5. Если придётся всё начинать с начала, то... — Я буду больше прислушиваться к себе.
Алёна ДРЯПКО
Фото с архива героя
ОВЕН. У вас явно остались нерешенные проблемы, желательно попытаться справиться с ними, не откладывая на потом...
Эксперты — о трендах в продовольствии белорусов и предпраздничной торговле.
«Машиной кто угодно может управлять».