Вы здесь

Владислава Артюковская: «Моя главная мотивация — жить полноценно!»


Её плотный график расписан на годы вперёд, и успевает она всё. Не потому, что это план, который нужно выполнить, а потому, что ХОЧЕТ всё успеть. Любознательная, идущая в ногу со временем, она находится в постоянном творческом развитии, потому что уверена: за каждым профессиональным успехом стоит огромный труд. А ещё — талантливые люди, которые притягиваются в её жизнь, как магнитом. 

Моя героиня — художественный руководитель Молодёжного театра эстрады, драматург, режиссёр, обладатель «Медали Франциска Скорины» Владислава АРТЮКОВСКАЯ. Беседуем о проектах государственного масштаба, грядущих премьерах на подмостках Молодёжного театра эстрады, о том, почему искусственный интеллект никогда не заменит человека, и зачем в жизни нужно уметь быть благодарным. Искренний разговор о профессиональном, в котором так много личного.


— Владислава, насколько насыщенным творчески предполагается нынешний летний сезон? 

— Лето будет очень насыщенным. Во-первых, начался третий сезон культурно-спортивного фестиваля «Вытокі». Мы с творческой командой посетим каждый регион, а это 6 городов. Стартовали в городе Жлобин с театрального показа Молодёжного театра эстрады. Это спектакль-легенда «Як ноч дзяўчынай стала» на белорусском языке. Фестиваль «Вытокі» призывает любить всё наше, своё, белорусское, и символично начать его именно с белорусской легенды, которая возвращает нас к истокам нашей жизни. 

Далее очень важное мероприятие, которое будет открывать наш Президент. Готовим большой «опен эйр» для выпускников всей страны, которые соберутся в столице. Это будет масштабный концерт с символичным названием «На крыльях мечты». Очень необычный и сложный проект, в котором будут участвовать все наши молодые исполнители. 

3 июля возле стелы «Минск — город-герой» готовим концерт, посвящённый Дню Независимости Беларуси. В этом году я — автор, а главный режиссёр — мой ученик, молодой режиссёр Игорь Кривулько. «Мир во имя созидания» — лейтмотив Дня Независимости в этом году. 

Купалье «Александрия собирает друзей» планируем в очень необычном формате. Это будет музыкальный ринг между деревнями Копысь и Александрия. Будем определять, чья деревня музыкальнее. А зрители нам в этом помогут. 

— В постоянной череде проектов Вам всегда нужно находиться в профессиональном тонусе, не повторяться и, конечно же, удивлять. Как происходит эта творческая химия?

— Недавно я пересмотрела свои концерты за какое-то время. Поняла: если собрать их вместе и показать друг за другом в телеверсии, то будет впечатление, что это делали разные люди. Режиссёры должны шагать в ногу со временем, отслеживать появление технических новинок, смотреть, что происходит в мире, следить за актуальностью. Самое главное — найти ту самую тему, которая будет близка зрителю и найдёт отклик в его душе.

— Где источники Ваших неиссякаемых идей и вдохновения? 

— Идей у меня огромное количество. Но чтобы генерировать их, нужно постоянно что-то читать, смотреть, вникать, общаться, быть в движении. Режиссёр по сути — это аналитик. Из огромного количества информации он должен сложить, как «кубик Рубика», ту палитру, которая ему нужна. За каждым, на первый взгляд лёгким проектом кроется большой труд. Иногда, чтобы написать сценарий, нужно изучить огромное количество литературы. Без труда ничего не получится в этой жизни. Я знаю об этом с детских лет. Так жалко иногда, что времени на всё не хватает. Я бы ещё что-нибудь воплотила. 

— Искусственный интеллект всё больше проникает в нашу жизнь, заменяя человека. Нейросети генерируют тексты, дизайны, оживляют знаменитых поп-королей и див. Как вы к этому относитесь? И как широко используете данные технологии в своей работе?

— Современные технологии я, конечно же, использую, только очень аккуратно. Так, на концерте «Высота» в честь Дня Победы при помощи нейросетей я попыталась оживить фотографии героев войны, чтобы зрители могли увидеть, какими они были. 

Процесс использования искусственного интеллекта идёт, и его не остановить. Кто-то применяет его при издании книг, чтобы создать дизайн обложки, не обращаясь при этом к профессиональному дизайнеру. Наблюдая за мыслительным процессом нейросети, я понимаю, что всё, что она выдаёт, окрашено, на мой взгляд, каким-то пессимизмом. Давайте проанализируем картинки. Что мы видим? Приглушённые тона, опущенные уголки губ, затуманенный взор, много демонических символов. Чтобы выдать такой результат, нейросеть обрабатывает огромный объём данных, которые существуют на сегодняшний день. Если получается такое, это говорит только об одном: очень много в мире существует рукотворного негатива. Печально, что создано так много произведений, в которых есть пессимистичный взгляд на собственную жизнь и на действительность. За негативом лично я не вижу ни развития, ни будущего. 

— Что спасёт людей?

— Нейросеть — это сейчас модно. Но, как известно, не всё, что модно, полезно. Я знаю, что через некоторое время искусственный интеллект насытит нас всех своим «творчеством». Я верю, что в какой-то момент победит человеческое. Настоящее. С чувствами. Люди склонны следовать моде, которая сегодня руководит всем. Получать быстрый результат и жить в процессе — не одно и то же. Жить в процессе гораздо интереснее.

— За каждым режиссёром стоит команда. Какими качествами должен обладать творческий человек, чтобы попасть в Вашу группу?

— Честность и порядочность. Если я вижу, что человек лукавит, обманывает, юлит, мы точно с ним не сможем работать. Я очень люблю талантливых людей. Я замечаю их, я их притягиваю и даю возможность реализоваться. Один из них — мой студент Игорь Кривулько. Наше сотрудничество началось очень интересно: он предложил поставить свет к одному из моих спектаклей при условии, что я не буду вмешиваться в процесс и оценю только итог работы. Я согласилась. Результат меня очень порадовал: ничего не захотелось поменять. И я поняла, что этот человек — талантливый, с ним можно работать. И самое главное: очень хочется таким людям помогать, чтобы у них всё получилось, и они создали своё собственное имя. 

— В конце 2018 года вы возглавили Молодёжный театр эстрады. Одна из главных целей состояла в том, чтобы его изменить. Что из задуманного удалось?

— Удалось изменить всё. Это говорят люди, которые приходили к нам раньше и которые приходят сейчас. Я пришла в театр, где была достаточно легкомысленная атмосфера, странные взаимоотношения между людьми, где было много оговоров и зависти, как иногда бывает в театрах. И мне приходилось не только создавать спектакли, приходилось выстраивать человеческие взаимоотношения, чтобы мы все вместе могли полностью отдаваться искусству.

За четыре года артисты, которые выходили на сцену и просто пели песни, начали играть, как полноценные актёры. У нас в театре честное искусство. Все артисты работают вживую. Они поют очень сложные арии, берут ТАКИЕ ноты!.. И делают это честно. Наверное, здесь в театре найдётся огромное количество людей, которые скажут хорошие слова в мой адрес, потому что я дала им возможность творческой реализации. Например, наш композитор Александр Сухарев именно здесь осознал весь свой потенциал. И благодарен за то, что имеет возможность создавать произведения, как композитор, и они звучат, радуют наших зрителей. 
А как же здорово, когда профессионалы извне высоко оценивают нашу работу! Я очень часто слышу: «Вы — самый крутой театр нашей страны. Так делать музыку! Так делают разве что в Голливуде!» Мне очень приятно. Ведь мы делаем профессиональное искусство, о чём свидетельствует огромное количество наград, дипломов и благодарностей. И предложений, конечно, тоже много. Одно из ближайших — участие в фестивале «Славянский базар в Витебске». Туда мы едем со спектаклем «Гурьянов». 

— Ещё одно Ваше амплуа — драматург. Вы — автор большого количества пьес. Причём тематика не имеет границ: от «Женитьбы Рабиновича» до «Гурьянова». Как Вам удаётся воплощать настолько разные жанры? 

— Театр эстрады хорош тем, что вы можете позволить себе всё. И это правда. Я занимаюсь драматургией с 14 лет. После школы училась в Академии искусств. Однажды, когда на одном из занятий я читала свою пьесу, мой педагог, Заслуженный артист Республики Беларусь Александр Суцковер сказал: «Ты — очень талантливая актриса, ты бесконечно талантливый режиссёр, но автор ты гениальный!» Я это запомнила на всю жизнь, и всегда эти слова в себе ношу. Так здорово, что в театре мне удаётся реализовать потенциал драматурга. Театр должен идти в ногу со временем, быть творческой лабораторией, где есть место экспериментам, и нет границ. Сначала мне захотелось создать что-то развлекательное в стиле Голливуда. Так родились мюзиклы «Стриптиз души» и «Бурлеск». Затем появилось желание поставить мистический детектив в стиле рок. Так появился «Джек Потрошитель». Затем мы пришли к совершенно высокодуховному. Наши артисты созрели к воплощению этой темы в спектакле «Гурьянов». 

— Да, это удивительное воплощение. Как получилось за час с небольшим без ощущения недосказанности рассказать о судьбе этого необыкновенного человека?

— В спектакле показана не вся его жизнь, но недосказанности точно нет. Я, прежде всего, хотела показать не божественную, а человеческую составляющую личности, которая умеет любить всем сердцем. Главный посыл этого спектакля — у каждого человека есть собственное сердце, которое умеет любить и тем самым творить чудеса. 

— Какие премьеры готовите для своих зрителей в ближайшее время? 

— В июне состоится премьера очень яркого спектакля в стиле рок-н-ролл «Бриолин». В нём участвует всё молодое поколение театра. 18 человек на сцене. Встречи, любовь, интриги, расставания... Хотим, чтобы необузданная молодая энергия зажигала зрительный зал, привлекала ещё больше молодых зрителей.

Комедия «Осторожно, Кекс». Её я написала давно, специально для нашего комика Владимира Воронкова. И вот сейчас пришло её время. Сюжет очень забавный. Володя филигранно воплощает на сцене всё задуманное. Обязательно приходите, будет очень весело. 

В нашем репертуаре есть и военная тематика. Осенью планируем выход спектакля о взаимоотношениях между людьми во время победы и после войны. История про военного контрразведчика из Витебской области, основанная на его письме, которое мы нашли, и на его жизни. Глубокая история, призывающая людей уметь жить. А это умение очень ценно! 

— Любой автор рано или поздно приходит к мысли о написании собственной книги. Есть ли у вас такая идея? И что бы это могло быть: сборник пьес либо учебник для начинающих режиссёров? 

— У меня действительно есть такая цель. Главное, найти время. Как такового учебника по режиссуре не существует. Есть разные книги знаменитых режиссёров о профессии, методах работы либо просто размышления. Чтобы из них выбрать суть, надо знать, что ты ищешь. На самом деле, учебник — это методика и последовательность действий. Режиссёрская база. Чтобы это были не пустые слова, а рекомендации к действию. Он бы действительно помог молодым людям разобраться в этой профессии. 

Что касается художественной литературы, мне бы тоже хотелось написать книгу. Так как я разносторонний человек, которому всё интересно, то могу писать детективы, комедии. Но больше всего хотелось бы создать произведение, которое вдохновляло бы читателей подобно «Алхимику» Паоло Коэльо. И создать хочется белорусское. Ведь я всегда подчёркиваю, что я — БЕЛОРУССКИЙ автор. Чтобы действительно говорили: «А вот в Беларуси!..» 

— Говорят, люди, которые умеют благодарить, проживают особую наполненную жизнь. За что благодарны Вы? И за что, на Ваш взгляд, благодарны Вам?

— Я бесконечно благодарна своим родителям. Маме, которая была очень незаурядным человеком, очень начитанная, как ходячая энциклопедия. Я благодарна моему отцу за то, что научил меня таким понятиям, как «долг», «держать слово». Я благодарна своим дедам, которые были исключительными людьми. Благодаря им мой любимый праздник — 9 мая. Я несу в себе кровь этих великих предков. 

Я благодарна своим преподавателям. Самая большая благодарность моему мастеру Лидии Алексеевне Монаковой. Когда мне вручали Национальную литературную премию, она находилась в зале. И мои первые слова благодарности были адресованы именно ей. 

Я бесконечно благодарна людям, которые встречаются на моём пути и делают мою жизнь богаче. И я бы ничего не хотела поменять. Я благодарна, что так всё сложилось. У меня есть возможность творить, общаться с потрясающими профессионалами и делать что-то по-настоящему полезное. 

Думаю, что и мне благодарно огромное количество людей по одной простой причине: я очень отзывчивый человек. И я точно знаю, что у меня в жизни всегда есть своя опора — те люди, которые всегда придут на помощь.

Екатерина ТУМАС-ТИШКЕВИЧ

Фото из личного архива Владиславы Артюковской

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.