Вы здесь

В зоне внимания — дикие животные, или как сохранить жизнь — свою и обитателей леса


Во время встречи министра транспорта и коммуникаций Алексея Авраменко с активом отраслевого профсоюза участники озвучили очень актуальную тему — дорожно-транспортных происшествий вследствие выхода диких животных на проезжую часть автомобильных дорог. В последнее время такие случаи участились. Столкновения транспортного средства с крупными парнокопытными — лосями, благородными оленями, кабанами, косулями — могут иметь негативные последствия не только для животных, но и для водителей автомобилей и их пассажиров.


Фото: pixabay.com

По информации ГАИ, часто аварии с участием диких копытных случаются на республиканских автомобильных дорогах. В частности, на М6 (Е30) Минск—Гродно—граница Республики Польша (Брузги), М2 Минск—Национальный аэропорт Минск, М1 (Е30) Брест (Козловичи) —Минск—граница Российской Федерации, М4 Минск—Могилев, М5 Минск—Гомель, М8 (Е95) граница Российской Федерации (Езерище)—Витебск—Гомель—граница Украины (Новая Гута).

Дикие животные выходят на автодороги по разным причинам. Чаще всего — при сезонных изменениях места проживания, а также при перемещениях к местам кормления. Некоторых диких животных, как правило, копытных, привлекают разбросанные дорожными организациями песчано-солевые смеси. А крупные дикие птицы находят на обочинах дорог мелкие камушки, помогающие процессу пищеварения. Более мелкие животные, такие как лисы, зайцы, выходят на асфальт просто погреться и обсохнуть от росы, поскольку температура асфальта обычно выше температуры воздуха. Нередко дикие животные выбегают на автодороги при преследовании их хищниками или охотничьими собаками.

Опытные водители утверждают, что в большинстве случаев столкновения с диким зверем можно избежать, немедленно снизив скорость до такого уровня, когда можно мгновенно остановиться. Специалисты предупреждают, что лесные жители наиболее активны в темное время суток, поэтому с наступлением мрака следует проявлять повышенную бдительность и выбирать соответствующий скоростной режим.

Когда лось, олень, заяц или другое дикое существо в ночное время оказывается в свете фар, она ослеплена, тьма за пределами света фар воспринимается как стена, и животное, как правило, начинает бросаться. В такой ситуации следует остановиться, выключить свет фар, но оставить включенными габаритные огни, включить аварийную световую сигнализацию, тем самым давая животному время адаптироваться к темноте и покинуть дорогу.

Кроме того, напомню, что, согласно законодательству, при выявлении гражданами в угодьях, в том числе на дорогах, раненых, травмированных, больных или погибших диких животных, запрещается самовольно их забирать или перемещать их туши. О фактах гибели или ранения дикого животного необходимо сообщить по телефону 102.

В Беларуси, чтобы обратить внимание водителей на опасные места миграции лесных жителей, на трассах устанавливают знаки «Дикие животные». На дорогах также по возможности обустраивают сетевые ограждения. Но они часто повреждаются человеком. Например, ягодники, грибники, чтобы облегчить себе путь, делают дырки в ограждении. В результате животные через такие отверстия оказываются на трассе, а обратно в лес попасть не могут.

Наилучший выход из ситуации — оснащение дорог специальными и комбинированными проходами или мостовыми конструкциями для различных видов животных. Сплошные ограждения вдоль дороги ведут к прекращению естественной миграции, к переселению животных в неудобные для существования места и уменьшению популяций. Например, крупные парнокопытные ежедневно идут к водопою. Иногда преодолевают многокилометровые расстояния. В марте 2018 года был принят Указ № 108 Президента Республики Беларусь «Об экологической сети», который также предусматривает мероприятия по предотвращению гибели как земноводных, так и копытных, мигрирующих через охраняемые природные территории.

Как один из вариантов решения проблемы — строительство основательного перехода над дорогой, или, как его еще называют, экодука. Но это дорогое удовольствие, которое может обойтись в не один миллион рублей. Да и прежде чем его построить, необходимо научно обосновать место расположения такого объекта с учетом рельефа местности и путей миграции диких животных. Кроме того, нет гарантии, что зверь сразу пойдет туда. Для некоторых видов животных для этого потребуется несколько лет.

Добавлю, что экодуки-мероприятие для повышения безопасности дорожного движения и сохранения целостности животного мира, поскольку экодуки — полноценная эстакада над автомобильной дорогой или туннель/труба, проходящие под дорогой, предназначенные для животных. Существует три типа экодуков: мостовой, туннельный и трубный.

Впервые экодуки были построены и введены в эксплуатацию во Франции в 50-х годах ХХ века. В Нидерландах, например, возведено более шестисот экодуков разных типов. В Польше в свое время было построено 12 экодуков разной ширины, от 10 до 50 метров в зависимости от рельефа местности. Эффективность их меньше 10 %. Причем хорошо работают только два. На остальных отмечены разовые пересечения их животными.

Татьяна ЛАЗОВСКАЯ

Выбор редакции

Общество

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

Такой лозунг взял для своей избирательной программы один из самых молодых депутатов Палаты представителей восьмого созыва.

Торговля

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Накануне Международного симпозиума кондитеров эксперты рассказали о планах и перспективах кондитерской отрасли.