Вы здесь

Потушить пожар и найти человека. Корреспондент «Звязды» провела один день со спасателями


Подняться на высоту 14-этажного дома, благодаря специальному инструменту деблокировать пострадавшего в автомобильном ДТП, оказать ему первую медицинскую помощь, одеться за несколько секунд по тревоге и выехать на место происшествия, войти в сильно задымленное помещение и потушить пожар — далеко не полный перечень того, через что пришлось пройти участникам семинара для СМИ, организованного Министерством по чрезвычайным ситуациям. Конечно, хотя условия, в которых оказались журналисты и блогеры, были приближены к реальным, все было максимально безопасно, но и этого хватило, чтобы представить, чем каждый день занимаются спасатели, понять, насколько ответственная и рискованная у них профессия.


На базе Университета гражданской защиты МЧС для представителей массмедиа подготовили несколько интерактивных площадок. Разделив нас на группы и закрепив за каждой по инструктору, который сопровождал экскурсантов на всех этапах, организаторы начали испытывать журналистов и блогеров на прочность — причем как физическую, так и психологическую.

В задымленной комнате

Сначала мы познакомились с современным обмундированием сотрудников ведомства. Комплектов одежды у спасателей несколько — каждый предназначен для выполнения определенных задач. Удалось примерить боевой костюм, который спасатели надевают, когда выезжают на ликвидацию возгорания. Для меня он показался тяжелым — оно и немудрено: не на мой размер сшит. В таком костюме не то что тушить пожар — двигаться сложно. А костюм, между прочим, в условиях тревоги одевается за 18 секунд. Причем полное обмундирование (с баллоном и другим оборудованием, нужным пожарному) весит не менее десяти килограммов. Это при условии, что аппарат сжатого воздуха на спасателе — облегченного варианта (до 4 килограммов). Но нередко на сотруднике ведомства баллон весом в почти 16 килограммов. Конечно, о тяжести и неудобствах спасателям некогда рассуждать: в момент чрезвычайной ситуации они думают только об одном — вытащить человека из огня живым.

Кстати, оказаться в задымленном помещении, где еще и ничего не видно, а тьму пронзают крики и стоны людей, попавших в беду, — испытание не для слабонервных. Однако таких, к счастью, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям нет. Мне, журналисту, признаться, было страшновато оказаться в такой обстановке, хотя она и была нереальна. Однако спецэффекты делают картину приближенной к реальной. В таких условиях учатся будущие спасатели.

— Дымокамера предназначена для того, чтобы подготовить спасателей для работы в экстремальных условиях, — объясняет официальный представитель Университета гражданской защиты МЧС Андрей Садовский. — Тем самым мы тренируем наших спасателей для работы в непригодной для дыхания среде — для того чтобы на реальных пожарах они знали, что им делать, и не боялись. Это один из элементов и психологической подготовки.

Четвероногие герои операции в Турции

Вообще спасатели готовы к самым разным чрезвычайным ситуациям. У многих происшествий, кстати, есть сезонность. В лесу люди теряются, как правило, летом и осенью — когда идут за ягодами и грибами. Выявить пострадавших в лесной чаще сотрудникам МЧС помогает самая современная техника. Регулярно в таких случаях используются беспилотные летательные аппараты. Добраться в труднодоступные места помогает вездеход «Шерп», который на бездорожье как рыба в воде: он с легкостью преодолевает и снег, и лед, и бурелом, и болото, даже переплывает водоемы.

В поиске людей в лесу да и не только спасателям помогают собаки. Без их сверхспособностей даже профессионалам справиться сложно. И это подтвердили поисковые работы по ликвидации последствий землетрясения в Турции.

Знакомимся с четвероногими героями спасательной операции. Лабрадоры Дарк и Тая — те из пяти собак, которые вместе со спасателями Республиканского отряда специального назначения «ЗУБР» летали в Турцию.

«Они указывали направление, где находились живые люди, после чего с помощью специального оборудования мы приступали к работе, — рассказывает кинолог отряда Сергей Язинский. — В первые дни работа шла очень хорошо, в последующие — собакам мешал трупный запах. Мы чувствуем его, а собаки тем более: они более чувствительны, чем люди. Такого прибора еще не нашли, чтобы заменить нос собаки».

Участники поисковой операции в Турции рассказали, что белорусских собак «разрывали на части». «Многие хотели, чтобы они поработали и на их поисковом участке, — вспоминает спасатель Республиканского отряда специального назначения „ЗУБР“ Виталий Орлов. — Некоторые даже хитрили: говорили, что вроде бы под завалами слышат голос человека. Однако наших собак не обманешь: они реагировали только на живых людей».

Что касается нашей страны, кинологи отряда вместе со своими питомцами ищут людей, которые потерялись, по всей территории Беларуси — выезжают в самое короткое время. Кстати, в труднодоступные места собака десантируется беспарашутным способом вместе с кинологом. На балансе подразделения — четыре породы собак: лабрадоры, немецкие овчарки, бельгийские овчарки и бельгийские пойнтеры.

Красная «быстрая»

Попытались журналисты и деблокировать пострадавшего в условном дорожно-транспортном происшествии. Будто бумагу, резали железо специальными ножницами, при помощи другого оборудования пытались вытащить «пострадавшего» из машины. По легенде организаторов, он был без сознания. На тот момент жизнь человека, пусть условного, находилась в руках журналистов. Правильно окажем первую медицинскую помощь — он будет жить, растеряемся или будем паниковать, или делать реанимационные мероприятия неправильно — потеряем человека.

Кстати, на происшествия, где есть пострадавшие, спасатели выезжают со своими медиками. На балансе МЧС находятся автомобили медицинской службы — та же скорая помощь, только не белого, а красного цвета.

— Наша скорая помощь оборудована по классу реанимобиля, — рассказывает врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения «ЗУБР» Виктор Литвин. — Здесь есть все необходимое: дефибриллятор с кардиомонитором, аппарат искусственной вентиляции легких, кардиограф, шины, носилки и прочее. Мы не выезжаем на обычные вызовы — только вместе со спасателями на месте чрезвычайных ситуаций. Также занимаемся обучением сотрудников МЧС навыкам первой медицинской помощи.

Во время семинара журналисты узнали и об особенностях работы спасателей на высоте, понаблюдали за соревнованиями представителей сборной команды по пожарно-спасательному спорту, ознакомились с основными образцами аварийно-спасательной и специальной техники, стоящей на вооружении Министерства по чрезвычайным ситуациям. Одним словом, семинар открыл перед журналистским сообществом все тонкости профессии спасателя, позволил хотя бы на короткий период почувствовать себя в роли профессионала, который несет ответственность не только за себя и своих коллег, а и за жизнь людей.

— Мы анализировали наше взаимодействие со средствами массовой информации, смотрели, каким образом сегодня освещается не просто деятельность Министерства по чрезвычайным ситуациям, а в целом роль государства по защите людей от чрезвычайных ситуаций, — говоря о целях семинара для СМИ, отметил официальный представитель МЧС Евгений Барановский. — Исходя из этого, мы сделали вывод, что есть определенные нюансы недосказанности. Во время семинара мы рассказали, что деятельность нашего ведомства не сводится только к спасению людей при многочисленных происшествиях. Это большая работа: начиная от формирования культуры безопасности жизнедеятельности и заканчивая помощью нашим гражданам, попавшим в беду.

Вероника КАНЮТА

Фото Владимира ШУБЫ

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.