Вы здесь

Среди абитуриентов БГПУ — представители педагогической династии в седьмом поколении


Из каких компонентов состоит имидж педагога? Как вы понимаете тезис о том, что педагог — это лидер? Назовите качества, препятствующие эффективной профессиональной деятельности педагога... К каким последствиям могут приводить его ошибки? Назовите плюсы и минусы педагогической профессии. Что интересного вы можете рассказать иностранцу о системе образования в нашей стране? Ответить на эти и многие другие вопросы было предложено выпускникам профильных педагогических классов, пожелавшим стать студентами Белорусского государственного педагогического университета и обучаться там на условиях целевой подготовки. В первый день лета по всей стране стартовал чрезвычайно важный этап вступительной кампании — приемные комиссии начали прием документов на целевые места, который продлится до 5 июня. В БГПУ, например, под целевую подготовку выделено в этом году 293 места — на треть больше, чем в прошлом году.


В отличие от обычных целевиков, выпускникам профильных педклассов не нужно сдавать внутриуниверситетский экзамен. Они проходят только собеседование по содержанию факультатива «Введение в педагогическую профессию» (тянут билет с двумя вопросами) и приносят портфолио «Я — педагог». В нем они накапливают все свои достижения, фиксируют свои первые педагогические пробы. Портфолио помогает провести самодиагностику собственных педагогических способностей, отрефлексировать свою педагогическую деятельность. Члены приемной комиссии подчеркивают: это именно собеседование, а не экзамен. Его главная цель — увидеть мотивационную составляющую парней и девушек... Надо вовремя ставить перед собой вопросы «Могу ли я?», «Хочу ли я?» и честно на них отвечать, потому что педагогика — это призвание.

Ксению Гордиевскую ждут в родной 20-й минской гимназии, куда она вернется через четыре года уже в качестве педагога.

«Профессия учителя — не для равнодушных людей, поскольку требует много душевных и эмоциональных затрат. Быть учителем — значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы каждый день, — написала в своем эссе выпускница смолевичской средней школы № 1 Кристина Суховерхая. — Быть педагогом в современной школе — это искусство, готовность на уроках и в общении примерить на себя десятки социальных ролей и профессий. Ребенок — это открытая книга. И только от взрослых зависит, что будет написано на ее страницах:». Педагогическое кредо девушки — слова Николая Гоголя: «Чтобы воспитать другого, мы должны воспитать прежде всего самого себе». Девушка хочет быть логопедом, и, видимо по всему, у нее это получится.

В честь начала приемной кампании ректор Белорусского государственного педагогического университета Александр Жук подарил первым трем абитуриентам-целевикам сувениры с символикой университета. Среди них был и Даниил Красновский из Кольчунской средней школы Ошмянского района. На выбор профессии его вдохновил школьный учитель истории. Неудивительно, что и Даниил решил избрать тот же путь — поступает на исторический факультет. Взял целевое направление, чтобы вернуться в свой район. Надеется, что в недалеком времени он и его любимый учитель станут коллегами. Кстати, из четырнадцати учеников профильного класса восемь выбрали именно педагогический путь и семь из них поступают в БГПУ: одноклассники Даниила планируют стать учителями биологии, географии, математики, физики, белорусского и английского языка и физической культуры...

Александр Жук приветствует первых абитуриентов, среди которых Даниил Красновский из Кольчунской средней школы Ошмянского района.

Нисколько не сомневается в состоявшемся выборе и выпускница средней школы № 14 из Молодечно Анна Гридюшко. Она — представительница педагогической династии, которая ведет отсчет аж с 1906 года и насчитывает уже семь поколений. Анна также решила не предавать семейную традицию — хочет стать учительницей начальных классов. Признается, что во время изучения факультатива самым интересным разделом для нее была детская психология.

Ксения Гордиевская — выпускница 20-й столичной гимназии, с которой в 2014 году и начиналось возрождение в стране профильных педагогических классов. Сегодня гимназия имеет статус школы-лаборатории учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования. Ксения признается, что, когда приходилось наблюдать за людьми с проблемами с речью, очень хотелось им помочь, сделать так, чтобы они чувствовали себя в жизни более уверенными. Поэтому ее выбор — инклюзивное образование. Важно, что Ксению ждут в родной гимназии, куда она вернется через четыре года уже в качестве педагога. Такая уверенность у девушки есть благодаря целевой подготовке.

Кристина Суховерхая: «Быть учителем — значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы каждый день...»

Ректор БГПУ Александр Жук констатирует: «Количество педклассов в стране за последний год существенно выросло. Раньше их было 556, а сейчас — 756. более 7,1 тысячи детей обучаются сегодня по этой профилизации. Такие классы и группы востребованы. Более того, белорусский опыт подготовки будущих педагогов через систему профильной подготовки в старших классах школ изучается и в других странах. Так, Россия, например, планирует создать в этом году 5 тысяч педагогических классов. Казахстан также изучает наш опыт, и в Алматы уже открыто 300 педагогических классов, то есть, система срабатывает. Мы с радостью констатируем, что среди целевиков у нас много выпускников педагогических классов. С этого года учащиеся педклассов получили возможность заключать целевые договоры на подготовку, при этом за ними сохраняется льгота на поступление по результатам собеседования. Это очень правильно, потому что уже сегодня абитуриенты будут знать о своих профессиональных перспективах, куда они пойдут работать, ведь многие возвращаются в свои школы. Нам очень приятно, что среди абитуриентов есть представители педагогических династий не в первом поколении. Это значит, что ребята делают осознанный выбор».

Александр Жук дает выпускникам профильных педклассов, которые уже обучаются в университете, очень высокую оценку: «Они академически не менее успешны, чем медалисты, при этом, что очень важно для нас, социально активны. Практически все занимаются волонтерской работой, являются членами общественных объединений, старостами групп, включаются в реализацию образовательных и социальных проектов, становятся участниками студенческих научно-исследовательских лабораторий, возглавляют педагогические отряды. Они составляют костяк студенческих активов факультетов и институтов. По их инициативе в университете был создан клуб «ПРОфиль+».

В текущем году на дневную бюджетную форму в БГПУ планируют зачислить почти 900 человек, а целевики составят треть от этого набора. На условиях целевой подготовки можно поступить на 14 специальностей. Наибольшее количество заявок — на специальностях «Начальное образование» (52), «Специальное и инклюзивное образование» (44) и «Филологическое образование» (35). Что касается регионального представительства, здесь лидирует Минская область: целевики из этого региона займут 150 мест или половину из всех имеющихся. Минск заказал 74 целевика, Гродненская область — 24.

Для абитуриентов, поступающих на целевые места, но не обучавшихся в профильных педклассах, предусмотрен внутриуниверситетский экзамен. «Как правило, он проходит в устной форме. Во время экзамена будет вестись аудио- и видеозапись, все будет абсолютно прозрачно, — успокоил Александр Жук. — К тому же в составе приемных комиссий будут работать и представители школ. Все это позволит максимально объективно оценить уровень подготовки абитуриентов».

Надежда НИКОЛАЕВА 

Фото автора

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.