Вы здесь

В Гродно депутаты рассмотрели проблему подготовки кадров


В ходе заседания президиума областного совета речь шла о направлениях работы системы профессионально-технического и среднего специального образования по обеспечению отраслей экономики квалифицированными специалистами. Был сделан акцент на том, какие меры принимаются органами государственного управления и самоуправления по выделению первого рабочего места и что зависит от депутатского корпуса в решении этих проблем.


Стратегия на качество обучения

По словам председателя Гродненского областного Совета депутатов Елены Пасюты, государство делает многое для подготовки специалистов, но кадровый голод существует. В основном из-за нехватки специалистов рабочих профессий. В тоже время многие выпускники вузов с юридической и экономической специальностями оказываются невостребованными на рынке труда. Молодым людям важно осознать, что нет особой надобности в том, чтобы получить высшее образование и потом искать себе работу. А многие еще и не работают по специальности. А вот рабочая профессия — надежный фундамент для будущего. В этом плане больше шансов имеют как раз специалисты, получившие рабочие профессии. Они, как правило, всегда востребованы. Вот только престиж рабочих профессий не на высоком уровне. По-прежнему сохраняется тренд на высшее образование, а получение рабочих профессий отошло на второй план. И этот перекос как раз и следует менять в современных экономических условиях.

— Для ускоренного развития страны необходимы кадры, в значительной степени рабочих профессий, специалисты для промышленности и сельского хозяйства, — подчеркнула Елена Пасюта. — Задача номер один у депутатов — это посмотреть, как взаимодействуют заказчики кадров и те исполнители, которые их готовят. Сегодня предприятия хотят получить подготовленного специалиста. Поэтому выпускники средних специальных и профессионально-технических учреждений должны быть готовы к первому рабочему месту, а при получении высшей ступени образования могли понимать все процессы и принимать правильные решения при управлении ими. В свою очередь, законодатели должны обратить внимание на то, каким образом активизировать процессы качественного обучения и развить это повсеместно по стране.

Перед колледжами стоит задача не просто подготовить работника, а выпустить квалифицированного специалиста высокого профессионального уровня. На это направлены и сами учреждения образования. А те, что работают неэффективно, будут закрываться, предупредила Елена Пасюта. Такое решение будет приниматься на сессии облсовета.

Председатель областного Совета депутатов также обратила внимание на необходимость взаимодействия учебных заведений с предприятиями. Пока в этом плане активнее ведет работу частный бизнес, где есть определенные преференции для молодых специалистов и отбор молодых кадров ведется довольно досконально. А вот государственные структуры в этом плане отстают, отметила глава депутатского корпуса региона.

— Кадры надо покупать, — справедливо считает Елена Пасюта. — Не только зарплатой, но и условиями труда и быта, возможностью роста молодых специалистов. В свою очередь, и специалисты должны соответствовать тем запросам, которые требует работодатель.

Инновации — один из «китов» современной подготовки кадров. Одни только лекции и учебники — это позавчера. Сегодня на первый план выходит инновационный подход, в частности создание центров компетенций, где учащиеся отрабатывают свои теоретические знания на тех узлах и агрегатах, которые есть в промышленности и сельском хозяйстве. В этой связи депутаты видят свою задачу в том, чтобы выходить на ведомства и профильные министерства с предложением более широко представлять учащимся те новинки, которые появляются на производстве.

В топе — рабочие специальности

Что такое престиж профессии, хорошо знают в Гродненском государственном электротехническом колледже. Здесь представители депутатского корпуса ознакомились с учебной базой учреждения образования. Ежегодно отсюда выходит около 250 специалистов электротехнического и автомеханического профилей, все распределяются на предприятия страны согласно заявкам. Растет спрос на выпускников колледжа в строительных организациях.

Колледж имеет большой опыт подготовки кадров, его история начинается с 1939 года. Это одно из самых крупных и популярных учебных средних специальных профессиональных учреждений региона. Былые традиции подкрепляются новыми технологиями. Для подготовки используется довольно богатая база: 17 мастерских, свой автодром, автошкола, шиномонтаж, станция электрообслуживания, учебный полигон, свое программное обеспечение для диагностики автомобиля. Все это позволяет приблизить подготовку к реальным условиям работы.

Депутатам представили оборудование, которым здесь пользуются в учебном процессе. Вызвал интерес реальный стенд по изучению освещения с различными режимами в разные часы суток. Некоторые программы со всеми производственными линиями готовятся даже для предприятий. По словам преподавателя Игоря Столярова, одна из последних разработок — линия автоматического включения резерва. Она заработает, если какая-то часть электрической сети вдруг остановилась. Резервная линия запрограммирована в электронном блоке на самых последних элементах. Причем все оборудование — это творчество самих учеников и педагогов.

Для освоения альтернативной энергетики создана панель солнечных батарей, которая также реально работает. Эта разработка высоко оценена даже на уровне страны. Макет ветроустановки создан по аналогии с действующими ветряными мельницами.

Автослесари и механики тренируются на настоящих автомобилях, стоящих в мастерской и гараже. Несколько лет назад в колледже ввели новую специальность — «техник-электроник», которая сразу стала очень популярной. Как рассказал мастер производственного обучения Даниил Криницкий, в прошлом году конкурс на эту специальность начинался с 8 баллов. Проблемы с трудоустройством нет. В колледже проходят конкурсы с участием независимых экспертов из СТО. Некоторые представители станций техобслуживания предлагают учащимся практику, а также рабочие места. Правда, поскольку специальность новая, в реестре многих предприятий пока нет такой должности, объяснил Даниил. Это значит, что учебный процесс работает на опережение спроса.

Иван Каратаев из Новогрудка и Марк Казимирович из Гродно — будущие автослесари. Выбор сделали из-за любящих заниматься автомобилями. Иван ремонтировал и машину родителей. Полученных знаний, говорят ребята, хватает даже с лихвой благодаря производственной базе. Можно сразу идти работать после трех лет обучения либо пойти на высшую степень учебы.

Как заверил директор колледжа электротехники Олег Рахунок, проблем с набором нет. Колледж — одно из тех учебных заведений, где работает Центр компетенции, или, как их раньше называли, ресурсный центр. Здесь имеют возможность пройти обучение представители всего региона по разным срокам: от нескольких недель до нескольких месяцев. По словам директора, проект ресурсного центра прошел защиту в Министерстве образования. Получен первый транш в размере 700 рублей, что дает возможность закупить оборудование для электро- и автомастерских. Следующий транш здесь планируют потратить на электромобиль, зарядную установку и прочее.

Когда есть контакт

При хорошем взаимодействии учебного заведения и предприятия кадровая проблема успешно решается. Об этом депутатам рассказал первый заместитель директора — главный инженер филиала «Гродненские электросети» РУП «Гродноэнерго» Олег Лепеша. По его словам, за последние пять лет только в филиал было принято около 20 молодых специалистов, выпускников колледжа. В этом году рабочие места получат еще 6 человек.

Основным направлением по взаимодействию является проведение как производственных практик, так и стажировки преподавателей учебного заведения. На предприятие постоянно поступает новое оборудование, с которым знакомятся представители колледжа.

В свою очередь, руководители филиалов систематически приглашаются в колледж для участия в экзаменационных комиссиях и защите дипломов. В этом году между электротехническим колледжем и филиалом «Гродненские электросети» был подписан договор о взаимодействии.

— Мы свои договоры положили на бумагу, — констатировал Олег Лепеша. — Провели круглый стол с представителями колледжа, где поднимались вопросы как делового сотрудничества, так и проблемные моменты по уровню теоретической и практической подготовки. Были организованы совместные мероприятия, включая регулярные экскурсии учащихся колледжа на предприятие. В связи с повышенной безопасностью принимаются соответствующие меры охраны труда. Поэтому мы вышли с предложением читать в колледже лекции по безопасности на производстве.

Увеличить количество целевых показателей

Целевая подготовка — наиболее перспективный вариант закрепления кадров, считают представители образования. В Гродненской области ежегодно выпускается свыше 5 тысяч квалифицированных рабочих специалистов.

— В течение последних лет увеличивается план приема учащихся в условиях целевой подготовки. Со стороны системы образования ведется направленная работа по подбору абитуриентов для поступления в колледжи на основе целевых договоров, — отметил начальник Главного управления образования Гродненского облисполкома Руслан Абрамчик. — Некоторые сельхозорганизации устанавливают стипендии для своих целевиков на весь период обучения — три или две базовые величины.

По словам руководителя областного образования, колледжи заинтересованы во взаимодействии с базовыми организациями. Налажено сотрудничество с более чем 900 заказчиками кадров. Заключено свыше 200 договоров о взаимодействии. Для учащегося составляется индивидуально Образовательный маршрут, он проходит все виды практики на базе закрепленного предприятия.

Как подчеркнул Руслан Абрамчик, система образования откликается на новые запросы заказчиков кадров. За последние пять лет в регионе открыто семь новых специальностей среднего специального образования и 15 квалификаций профессионально-технического профиля. На базе центров компетенции готовят квалифицированных работников и специалистов через сетевое обучение профильных учреждений образования. Для высокотехнологичных производств ведется подготовка рабочих с высоким уровнем квалификации. В 16 учебных заведениях осуществляется экспериментально-инновационная деятельность.

Маргарита УШКЕВИЧ

Фото автора

Выбор редакции

Спорт

Сергей Блоцкий: Наша задача — научить спортсмена думать

Сергей Блоцкий: Наша задача — научить спортсмена думать

Как в Мозыре осваивают науку побеждать.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Звезды обещают много приятных моментов и хороших новостей для Близнецов.