Вы здесь

Чем сейчас живет легкая промышленность Беларуси? Рассказывает руководитель «Беллегпрома» Татьяна Лугина


Тема легкой промышленности вышла на первый план в последние годы, в связи с уходом с белорусского и российского рынков зарубежных брендов, относящихся к одежному ретейлу, производству товаров для дома, галантереи и т.д. И хотя сегодня зарубежные компании постепенно возвращаются на наш и российский рынок, белорусские производители готовы заполнить (и уже достаточно успешно заполняют) освободившиеся ниши. Для этого у них есть и возможности, и технологии, и креатив.


Фото: БелТА.

– Последние годы, начиная с 2020-го, вносили новшества, драйв, вызовы, через которые приходилось проходить предприятиям отрасли: выстраивать новые системы координат как внутри рынка, так и – особенно – на внешних контурах, – отметила на пресс-конференции в преддверии Дня работников легкой промышленности председатель Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности Татьяна Лугина. – Геополитическая ситуация дала предпосылки для новаторства, чтобы стабилизировать ситуацию и найти новые рынки реализации продукции. И большинство предприятий успешно справились с этой задачей.

Сегодня отрасль видит свое развитие в сотрудничестве с регионами Российской Федерации, отметила Татьяна Лугина. У концерна в России уже реализован ряд успешных проектов, есть те, которые будут реализованы до конца текущего года и те, что рассчитаны на ближайшие три года – все они связаны с освоением белорусскими товарами новых регионов и поиском новых покупателей, подчеркнула руководитель «Беллегпром».

Качество как бренд

На российском рынке белорусские компании присутствуют давно, но сегодня они замещают освободившиеся ниши, оставшиеся после ухода именно европейских производителей – а значит, и сравнивает их подсознательно покупатель именно с ведущими мировыми брендами. Белорусское качество – тоже своего рода признанный бренд. Потому одежда и обувь, галантерея, ткани и товары для дома из Беларуси пользуются заслуженным доверием российских покупателей. В прошлом году продукция легкой промышленности Беларуси поставлялась в 71 российский регион, а в 65 из них объемы поставок выросли по сравнению с уровнем позапрошлого года: в целом, в минувшем году темп роста составил 130%. Ведется работа по расширению товаропроводящей и розничной сети. Среди крупных проектов – торговое пространство «Бел.ру». В декабре 2022 года первый магазин «Бел.ру» распахнул двери для покупателей в Московской области. А вцелом, проект включает в себя ряд магазинов и одноименную Интернет-площадку. Они представят широчайший ассортимент товаров белорусского легпрома (посуда, банные принадлежности, домашняя одежда и текстиль, чулочно-носочная группа и т.д.), а также товары деревообработки, пластмассовые изделия и невероятно популярную у россиян белорусскую косметику. Пока магазина «Бел.ру» два – один в Химках, и еще один – на втором этаже «Кунцево-Плаза», на территории, которую прежде занимал бренд «Зара Хоум».

– Формат пришелся по душе покупателям, – констатирует Татьяна Лугина. – В этом году планируем открыть еще одну такую торговую точку в Москве и две – в Нижегородской области.

Высоко оценен покупателями такой проект Беллегпрома, как пространство «Да дому». Пока что работает один магазин сети, в нашей стране (в «Dana Mall», а этим летом второй «Да дому» откроется в ТЦ «Столица»). Но в ближайшей перспективе бренд «Да дому» появится и в соседней России.

– Планов очень много. Сейчас сложное, турбулентное время, время быстрых решений, но оно дает возможности. И в этом моменте надо пользоваться той возможностью, которую дает российский рынок, – подчеркнула Татьяна Лугина. – Руководство концерна и ряда предприятий четко понимает, что если сегодня мы не предпримем быстрых и в какой-то мере агрессивных маркетинговых и коммерческих бизнес-ходов на рынке РФ – через различные проекты, развитие разных каналов сбыта, то безусловно, такая емкость рынка будет замещена.  Туда придут узбекские, китайские, турецкие наши коллеги. Поэтому мы стараемся работать интенсивно, и определенные успехи есть. Но это только первые шаги к тем целям и задачам, которые стоят перед отраслью.

Дальние рубежи

Словом, сегодня белорусский легпром предпочитает рассматривать сложившуюся ситуацию как время возможностей. Ведь такого шанса увеличить свою долю пребывания на внутреннем и ряде внешних рынков у отечественных брендов в последние десятилетия еще не было. Сегодня товары предприятий «Беллегпрома» поставляются в более чем 50 стран мира, что свидетельствует о наличии стабильного спроса на трикотаж, белье, льняные изделия, кожаную обувь и т.д. Порядка 70% произведенной на предприятиях концерна продукции экспортируется.

Недавно белорусские товары легкой промышленности появились в магазинах Республики Тыва, Калмыкии, на Алтае. Освоение дальних регионов России – одно из приоритетных направлений для производителей белорусского легпрома. По результатам 2022 года, экспорт белорусских товаров легкой промышленности в Уральский, Сибирский и Дальневосточный округи Российской Федерации вырос на 16% и составил 19,3 млн. долларов. А в этом году увеличились поставки в Республику Калмыкия – до недавнего времени белорусские одежда, обувь, галантерея и ткани туда не «доезжали». На дальние рынки Беларусь выходит с признанными брендами – «Милавица», «Элема», «Белвест», Conte и т.д.

Увеличили белорусские предприятия легкой промышленности и свое присутствие в Казахстане, Азербайджане, Армении, Таджикистане (новый рынок, который появился в этом году), а также в Индии и Турции. Поставки в Китай выросли в четыре раза за счет готовой кожи. В планах – поставки белорусских тканей в Африку.

– Радуют положительные сдвиги на рынках Среднеазиатских стран, – отметила Татьяна Лугина. – Иногда звучало: что мы можем предложить Таджикистану, Узбекистану, Казахстану, Армении – странам, которые сами динамично развивают легкую промышленность? Но оказалось, что нам есть что им предложить – и наши уникальные льняные ткани, и смесовые ткани с полиэфиром.

Сложно переоценить роль государства в сохранении не только предприятий легкой промышленности, но и партнеров легпрома – «Могилевхимволокно» и «Светлогорскхимволокно», подчеркнула она.

– За счет этих сырьевых позиций мы имеем конкурентное преимущество, и для части наших ассортиментных позиций есть потенциал, например, в Среднеазиатских регионах. Там много хлопка, но полиэфирных позиций нет. А у нас есть опыт и компетенции по производству, например, технического текстиля. 

Технический текстиль очень востребован на международном рынке, рассказала руководитель концерна, и все регионы мира активно поглощают эту товарную позицию – ведь из таких тканей создаются, например, спецодежда для военных, спасателей и других служб. Ткани из негорючих нитей используются в машиностроении, газовой и нефтяной промышленности.

 – Рынки Украины, Евросоюза, США, Канады были для наших предприятий высокомаржинальными, – рассказала руководитель концерна «Беллегпром». –Особенно рынок Украины. Если говорить об уровне рентабельности, анализируя этот показатель по всем странам мира (а мы в досанкционный период осуществляли поставки продукции легпрома в 52 страны) – самым высокомаржинальным был рынок Украины. Значимым для нас был и рынок Евросоюза – туда мы поставляли ковры, лен, текстиль и т.д. Но замечу, что и до санкций порядка 56% (до 60% в последние годы) продукции белорусского легпрома поставлялось на рынок РФ. Поэтому переориентироваться нам было проще, чем другим отраслям.  Рынок России лоялен к белорусским товарам и открыт для белорусской продукции легкой промышленности. Кроме того, ряд белорусских предприятий легпрома продолжает сотрудничество (пусть и в небольшом объеме) с рынком Евросоюза, с некоторыми странами – той же Сербией. Активизировали мы и азиатские страны. Темпы роста реализации продукции составили больше 110% в Таджикистане, Казахстане, Узбекистане.

На данный момент, отмечают в концерне, вопрос импортозамещения в отрасли остро не стоит. Постепенно воплощаются в жизнь импортозамещающие проекты. Например, Минский экспериментально-фурнитурный завод реализует инвестиционный проект в целях расширения номенклатуры, а с возникновением вопроса по красителям для тканей реализован проект на базе ОАО “Белфа”. Многих поставщиков красителей и некоторых химикатов для обработки тканей пришлось заменить. Неплохо зарекомендовала себя турецкая химическая промышленность, «выстрелила» индийская химическая промышленность, китайские коллеги «подставили плечо» некоторым белорусским предприятиям, отметила руководитель концерна. А в целом, сегодня белорусский легпром стремится максимально снизить зависимость отрасли от внешних поставок.

Для белорусского покупателя

– Важная задача, кроме наращивания экспорта – сохранение и увеличение присутствия нашей продукции на внутреннем рынке, – подчеркивает руководитель концерна «Беллегпром».  

Удовлетворить ожидания отечественного потребителя – грамотного, придирчивого, избалованного традиционным белорусским качеством и широким предложением – не просто. Но, как отмечают в концерне «Беллегпром», отрасль принимает вызов, выдвинув тезис «белорусские производители готовы одеть любого потребителя». Направление, рассчитанное на «модников» – выпуск капсульных коллекций, в которые входит буквально десяток (или даже меньше) предметов одежды, объединенных общей концепцией. Этот подход мы видим и у крупных брендов – «Элема», «Калинка», и у небольших компаний: так вы точно не встретите другую девушку «в таком же платье». Еще одно новое и очень востребованное направление – красивая, качественная, высокофункциональная одежда для спорта и туризма. Отечественный бренд IROS (недавно он открыл магазин в ТЦ «Замок») создает спортивную одежду, не уступающую мировым аналогам – по дизайну, колористике, волокнам. Также в этом году «Свiтанак» презентовал спортивную коллекцию из полиамидных нитей и нановолокон, созданную совместно с Федерацией легкой атлетики – ее тестировали профессиональные спортсмены. 

Вместе с тем, Брестский чулочный комбинат сначала отказался, а теперь снова выпускает хлопчатобумажные колготы «для бабушек»: появился потребительский запрос. Объем выпуска этих изделий совсем невелик, но запрос производитель удовлетворил. Наряду с этим компания создает линейки носков с дерзкими молодежными принтами.

А в целом, будущее – за реализацией востребованной и высококачественной готовой продукции: «Беллегпром» движется в сторону высокомаржинального товара с большей добавленной стоимостью.

Шить дружно

Сегодня в республике более 2000 организаций легкой промышленности – от гигантов до локальных дизайнерских мастерских.

– Около трех лет назад наметился всплеск развития легкой промышленности через частный бизнес. Появилось много дизайнерских цехов и лабораторий, мини-производств по пошиву модной одежды, обуви, галантереи, которые начали активно проявлять себя в развитии отрасли, – рассказала Татьяна Лугина. – Их коллекции реализуются в востребованных форматах – таких, как тренд-парки, которых уже несколько в Минске. Кроме того, эти производители активно выходят на российских рынок.

Всего в отрасли занято свыше 70 тысяч человек (из которых почти половина – работники предприятий концерна). Производятся ткани всех видов и трикотажные полотна, пряжа и нетканые материалы, домашний текстиль и изделия специального назначения, белье и чулочно-носочные изделия, одежда всех видов (детская, молодежная, деловой стиль, кэжуал), кожевенная и текстильная галантерея, обувь, фурнитура и т.д. Поэтому так важна грамотная кооперация в отрасли, формирование производственных программ с учетом возможностей друг друга – как выпускаемой продукции, оборудования и технологий, так и компетенций и трудовых ресурсов. Это позволяет активировать огромный потенциал отрасли. Кооперация и объединение брендов легкой промышленности – одна из ключевых тенденций последних лет, и покупатель не мог этого не заметить. Наряду с открытием шоурумов конкретного производителя и объектов фирменной торговли появляются торговые площадки, где представлен широкий спектр производителей. Это очень удобно для посетителей. Мультибрендовые пространства открываются и в Беларуси, и в России (примером может служить, в частности, LEGKO в Оренбурге: многофункциональное пространство объединяет широкую линейку белорусских товаров – Оршанского льнокомбината, "Камволя", "Моготекса", "Галантэі", "Світанка", "БелКредо", "Бобруйсктрикотажа" и т.д).

Открытием нынешнего года можно назвать новый для белорусской легкой промышленности формат торговли – стоки.

–В этом году первый стоковый магазин открыт в Гомеле, – рассказала Татьяна Лугина. – Порядка 10-12 предприятий концерна представили там продукцию прошлых лет по самым невысоким ценам. Сток работает 2 месяца. Если аудитория воспримет такой формат, мы планируем открытие еще 4-5 подобных торговых точек в регионах.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.