Вы здесь

Молодой педагог о пути в профессию, особенности руководящей работы


Ольге Пашкович всего лишь чуточку за тридцать, а она многого добилась в жизни. В 2015 году молодая учительница 22-й средней школы Бреста вышла победительницей первого Брестского молодежного форума педагогических идей и решений «Педагогический фестиваль», после этого вошла в состав Молодежного совета Брестской городской организации профсоюза работников образования и науки и за это время стала заметным человеком не только в среде Брестской учительской общественности.

Сейчас Ольга Владимировна — заместитель директора по учебной работе средней школы № 11 Бреста, самой большой и самой молодой в областном центре. В школе обучается 3083 ребенка. Поддерживать качественный учебный процесс, а еще заниматься организационной, научной, общественной работой, работать с молодыми специалистами, с семьями учащихся, реагировать на все вызовы времени в плане воспитания детей, плюс еще десятки дел на каждый день указаны в блокноте молодого заместителя. Об этом и не только наш сегодняшний разговор.


— Сегодня профессия педагога не очень популярна в среде успешных выпускников школ, тем более способных в математике. Последние нередко выбирают работу в ІТ. Что повлияло на ваш выбор профессии? Вы из династии педагогов или примером для вас стали ваши школьные учителя?

— Что повлияло? Стечение обстоятельств. Я вовсе не продолжатель педагогической династии, а первый человек в семье с такой профессией. С детства замечала в своем характере лидерские качества, умение ставить цели и достигать их, поэтому видела себя офицером Вооруженных сил, целенаправленно готовилась к поступлению в Военную академию. Но в тот год, когда я поступала, конкурс среди девушек составлял восемь человек на одно место. Отбор по здоровью был не просто строгим, а очень строгим. Короче, я его не прошла, не пришлось даже сдавать экзамены. Сказать, что огорчилась этим фактом — ничего не сказать. Была обижена, растерянна, разочарована. Тогда мама взяла дело в свои руки: правильнее сказать, взяла мои документы и привела меня за руку в Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина. Мы подали документы на математический факультет.

Но по натуре я человек дисциплинированный, сначала выполняла все на каком-то полуавтомате, а потом учеба постепенно захватила. Мы изучали информационные технологии, с головой окунались во все новое. Я очень благодарна своему педагогу методики преподавания математики Тамаре Василевне Пивоварук. Теми знаниями, которые она дала, пользуюсь сейчас и буду пользоваться, наверное, всю жизнь. А доцент кафедры прикладной математики и информатики Олег Викторович Матысик подтолкнул к углубленному изучению предмета, к исследовательской, проектной деятельности буквально с первого курса. Потом я стала активно участвовать в жизни университета, стала успешной студенткой. Как результат — в 2013 году получила диплом учителя математики и информатики и направление в среднюю школу № 22 Бреста.

— Первое рабочее место — очень важное. Оно вас не разочаровало?

— Наоборот, мне с ним очень повезло. Я попала в школу со своими традициями, с большими наработками в плане методики и воспитания, пришла в коллектив с доброжелательным, шефским отношением к молодому специалисту. Мне помогали, подсказывали, направляли. Как со мной работали в моей первой школе, так я сейчас стараюсь работать с молодыми специалистами. Выпускники из университета сразу после его окончания не готовы к решению проблем, к сложным, а то и конфликтным ситуациям, которые могут возникнуть в отношениях, например, с родителями учеников. Мне всегда приходили на помощь старшие коллеги, подсказывали, учили дипломатии в решении таких вопросов.

В первый же год я стала классным руководителем, понимала, что на мне лежит ответственность за этих детей, задавалась вопросом, получится ли. Сейчас иногда думаю: во многом потому, что осталась в профессии, я обязана своим первым ученикам. Потому что почувствовала обратную связь, отдачу от работы, увидела свой первый успех, а самое главное — искреннюю признательность от моих учеников и их родителей, со многими из них мы до сих пор на связи.

Что тут скрывать, как и многие мои сокурсники, сначала думала: отработаю свои обязательные два года, а потом найду что-нибудь более престижное, более денежное, более спокойное. Но те успехи и чрезвычайно хороший коллектив подтолкнули не спешить в принятии решений. Потом с головой окунулась в общественную деятельность, в проекты, конкурсы. Мне было интересно разрабатывать свое, обобщать свой, пусть небольшой, опыт, постигать новое. Именно со своими идеями и наработками выступила на первом «Педагогическом фестивале» в 2015 году. Та победа определенным образом окрылила меня, стала стимулом для дальнейшего развития, самообразования, поисков и находок. Далее я приняла участие в проектах «Молодой учитель Брестчины» и «Учитель года». Школа становилась мне все более интересной, я поняла, что в образовании можно полностью реализовать себя. Большую радость приносили достижения моих учащихся на Олимпиадах и конкурсах, в эти моменты я понимала, что занимаюсь своим делом. Определенный результат работы здесь видишь сразу, но понимаешь, что он имеет эффект накопления, ну вот как в той очень старой песне: «Летят путями звездными, плывут морями грозными любимые твои ученики»...

В 2019 году в новом микрорайоне открывали среднюю школу, и мне предложили перейти сюда. В ней я была не только учителем, классным руководителем, но и председателем первичной профсоюзной организации работников образования и науки.

С момента открытия школы во главе стоит замечательный руководитель Людмила Василевна Кудей. Именно она поверила в мои силы, дала возможность дальше реализовать себя в педагогической и общественной деятельности, стала моим учителем, поддерживает, направляет в работе. Я и поныне черпаю знания и опыт у нее, ведь, как говорит народная мудрость, вместе любое дело одолеешь.

— Вашу нынешнюю школу построили в рамках подготовки Бреста к тысячелетию в числе 25 значимых объектов. Она очень большая и находится в густонаселенном микрорайоне. Как это специфика сказывается на жизни школы?

— Учреждение образования стало настоящим подарком молодому микрорайону, который стремительно рос, и продолжает расти и испытывать дефицит ученических мест. Когда оно открывалось, у нас было 18 первых классов. Сегодня первых набираем под десяток, а всего в школе занимается 115 классов. Обучение идет в две смены. Отдельный пласт работы — это обучение особенных детей. В школе реализуется принцип инклюзии. Мы имеем 13 интегрированных классов, два специальных, где обучаются дети с проблемами опорно-двигательной системы, один — с тяжелыми нарушениями речи. Пока нам трудно в этой работе. У учителей небольшой опыт. Приходится учиться в процессе, педагоги повышают свой профессиональный уровень на курсах в Минске, проходят стажировки в специализированных учреждениях, приглашаем специалистов к нам для проведения семинаров. Сложность не только в том, что особенные дети, например, нередко реагируют на любой шум, такой ученик может расплакаться во время урока, и нужно уметь правильно вести себя, предотвращать подобные ситуации. Каждый день возникают новые проблемы, которые приходится решать. Одним словом, несмотря на трудности, инклюзивный подход в образовании постепенно внедряется в нашей школе в соответствии с мировым образовательным стандартом, мы делаем акцент на индивидуальный подход и реализацию потенциала каждого ребенка.

— Определенный отпечаток на работу школы накладывает специфика Юго-Западного микрорайона, где расположено учебное заведение. Здесь активно возводят жилье для многодетных семей. Вы думаете, что многие Ваши ученики растут именно в таких?

— Да, большинство наших учеников воспитываются в многодетных семьях, таких на сегодня 1670 человек. У нас в каждом классе по 18-20 человек из многодетных семей. Все разные, и классным руководителям не слишком просто работать. Поэтому отдельные молодые специалисты, а их у нас сегодня работает 44, не очень охотно соглашаются на классное руководство. Но мы им всячески помогаем, не оставляем наедине с проблемами. В школе функционирует творческая группа «Проблемы адаптации молодых классных руководителей в современной школе», руководителем которой является опытный учитель Наталья Василевна Буйко. Поэтому все получается.

К сожалению, дети из 16 семей решением комиссии признаны в социально опасном положении. С такими семьями проводим кропотливую работу. С особой ответственностью сотрудничают с семьями и несовершеннолетними социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, которые в таких семьях постоянные посетители. Не остаются без внимания и те, кто вызывает тревогу, что направлено на предупреждение такого положения.

Всячески стараемся отгородить детей от негативного и деструктивного влияния. В районе еще не очень развита инфраструктура, немного мест для культурного отдыха. Подростки любят собираться вокруг торгового центра. А в начале марта, если помните, через соцсети детей призвали на сборы любители субкультуры «ЧВК Редан». Нашим ученикам тоже приходили приглашения собираться возле торговых центров, но весь педагогический коллектив оперативно среагировал и предупредил от возможных неприятностей. Позже на классных часах мы обсудили и объяснили ситуацию ученикам. Очень важно направить их энергию и любопытство в правильное русло.

— Насколько это удается?

— Надеемся, что удается. Сейчас, как известно, в школах большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. При поддержке прокуратуры мы открыли выставочную экспозицию «Без срока давности» о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны. Выставку посетили все ученики школы вместе с педагогами в рамках классных, информационных часов, мероприятий тематической направленности. Мы активно участвуем в различных проектах по гражданско-патриотическому воспитанию. На областном конкурсе наш проект «Не гаснет памяти свеча» получил диплом победителя. Традиционно в школе проводятся уроки мужества, на которых присутствуют сотрудники воинских частей, Следственного комитета, ветераны войны. Дети посещают воинские части.

В результате такого взаимодействия шесть наших выпускников изъявили желание поступать в этом году в учреждения образования МВД.

С учетом нашей специфики особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. И это не только конкурсы рисунков, плакатов, тематические, игровые программы, выставки литературы в библиотеке. Это, главным образом, практические занятия: спортивные праздники и Дни здоровья, различные тренинги и занятия со специалистами. Проект «Здоровое питание с детства — благополучие в будущем» был отмечен дипломом на областном этапе. Но главное, что мы активно и на всех уровнях в школе пропагандируем идею культуры и навыков здорового питания.

Ученики нашей школы готовятся к реализации проекта «Лето в городе». Это занятия для тех, кто остается во время его в окрестностях школы, чтобы наполнить свободное время полезными, познавательными, активными мероприятиями.

— В такой большой школе заместитель директора по учебной работе имеет колоссальную нагрузку, это очевидно. Но ведь вы учитель математики и имеете часы по своему предмету. По прежнему любите математику? С охотой проводите уроки? Руководящая ли работа больше захватывает?

— Я люблю математику, информатику. С удовольствием иду на уроки в свои 10 и 11 классы. Многие выпускники знают, что им придется сдавать экзамены по математике, ученики мотивированы и тщательно готовятся к урокам. И даже для тех, кто к учебе относится с определенной прохладой, у нас есть способы для мотивации.

— Какие?

— Ну, например, развитие технологий 3D-печати. В самом начале пандемии COVID-19 наша школа присоединилась к инициативе по оказанию помощи медикам в обеспечении их средствами индивидуальной защиты. Наши учителя информатики на 3D-принтерах печатали защитные экраны-комплектующие для антивирусной экипировки. Тогда же возникла идея присоединиться к республиканскому проекту по испытанию вариантов использования 3D-принтеров в образовательном процессе. На факультативных занятиях по математике и информатике мы работаем с 3D-принтером и уже замечаем, что технология 3D-печати воспитывает учеников-создателей. В процессе обучения развивается пространственное мышление, умение проектировать и реализовывать задуманное. Мы уже видим, что доступ к 3D-технологии становится способом мотивировать школьников, особенно тех из них, кто мечтает стать ІТ-специалистом.

И даже если первая попытка оказывается неудачной, дети учатся понимать, что ошибка — это часть научно-практической деятельности, ее нужно уметь исправлять и двигаться дальше. Это очень важно.

— Я так понимаю, что со своими старшеклассниками вы на одной волне в смысле использования социальных сетей, новых технологий, это помогает в работе?

— Да, стараюсь за всем следить. Иногда они удивляются: "О, так вы в тренде!? «Но изредка случается, что они опережают. Тогда я говорю: «Я такого не знала...» В этом смысле, наверное, молодой учитель им более интересен. На своих занятиях использую видеоролики, презентации, различные информационные ресурсы, платформы. Но традиционные уроки, классику преподавания, доску с мелом, пускай себе интерактивную, никто не отменял.

— Вы строгая учительница?

— В первые годы преподавания была более строгой. Сейчас мой стиль преподавания становится более демократичным, на уроках мы с учениками беседуем, обсуждаем, часто использую метод критического мышления, мозговой штурм. Но дисциплина — это условие успешного урока. А еще как математик я люблю точность.

— В отношениях с коллегами вы какой руководитель?

— Я открыта в отношениях, имею социальный стиль коммуникации. Наибольшей своей победой считаю, когда удается убедить либо в ходе дискуссии прийти к единой точке зрения, к общему знаменателю, говоря математическим языком.

— А дома кто голова вашей семьи?

— Голова, конечно, муж. Он тоже педагог по образованию, некоторое время работал в школе. Поэтому меня понимает и во всем поддерживает.

Светлана ЯСКЕВИЧ 

Фото из архива героини

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.