На заседании девятой сессии Палаты представителей седьмого созыва депутаты приняли в первом чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности». Сейчас этот документ готовится ко второму чтению, и поэтому он активно обсуждался в регионах с представителями республиканских и местных органов власти, субъектами хозяйствования и другими заинтересованными лицами.
Председатель Палаты представителей Национального собрания Владимир Андрейченко на семинаре-совещании на тему «Правовые и практические аспекты реформирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь» рассказал, что ждет предпринимателей Беларуси после данного реформирования. По его словам, проведение семинаров-совещаний по наиболее актуальным законопроектам стало важной формой работы, которая активно используется депутатским корпусом: «практика показала, что такой подход позволяет на основе диалога выработать взвешенные законодательные решения».
Тематика семинара была определена неслучайно. Ведь, как известно, главой государства поставлена задача модернизировать формат работы данного сегмента экономики, опираясь на два ключевых принципа — простоту и справедливость. Проектом Закона «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» во многом изменяются условия осуществления гражданами индивидуальной коммерческой деятельности, а также правила ведения бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства. Очевидно, что это затронет интересы большого количества граждан страны.
Поскольку законопроект имеет большое социальное и экономическое значение, по инициативе парламентариев он обсуждался в регионах с представителями республиканских и местных органов власти, субъектов хозяйствования. Диалоговые площадки прошли практически во всех областях страны. Их целью было узнать, какие вопросы волнуют наш бизнес в контексте предлагаемой реформы, на какие аспекты необходимо обратить дополнительное внимание, чтобы преобразования прошли максимально эффективно. По итогам проделанной работы в Палату представителей поступило большое количество конструктивных предложений, они тщательно прорабатываются.
Какими должны быть результаты упомянутой реформы? По мнению Владимира Андрейченко, они имеют три главных аспекта. Во-первых, создание четких и понятных условий ведения дела субъектами малого предпринимательства, включая упрощение администрирования бизнес-процессов. Во-вторых, обеспечение возможности справедливой конкуренции для всех организационно-правовых форм бизнеса. А в-третьих, повышение роли малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии страны. Это позволит создать предпринимательскую среду, которая будет отвечать потребностям белорусского общества и всех граждан страны.
Министр экономики страны Александр Червяков рассмотрел концептуальные положения нового законопроекта о предпринимателях. Он отметил, что первое концептуальное положение законопроекта заключается в том, каким образом законодательно закрепляется новая структура бизнеса, состоящая из двух категорий. По словам Александра Червякова, документ направлен на упорядочение деятельности субъектов хозяйствования, создание понятных условий для ведения бизнеса, создание стимулов для организаций и масштабирования своего дела. «Этот документ уже глубоко изучен общественностью», — добавил он.
Сейчас к первой категории относятся юридические лица, в структуре которых выделяются малые (с численностью работающих до ста человек) и средние (с численностью до 250 человек) коммерческие организации. «Отказ от категорирования микроорганизаций не означает потерю предусмотренных преференций. Напротив, законопроектом предлагается создать особый режим деятельности для более широкой категории субъектов с численностью рабочих до 50 человек с условиями не хуже, чем для индивидуальных предпринимателей либо микроорганизаций. Таким образом мы повышаем привлекательность бизнес-среды. В том числе по сравнению с Российской Федерацией, где порог гарантированного государством особого режима остается прежний — 15 работающих», — пояснил министр.
Вторая категория — те физические лица, которые имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, ремесленников, владельцев агроусадеб и самозанятых. «Эти направления уже сегодня существуют в обществе и являются простыми для понимания наших граждан», — отметил Александр Червяков.
Полномочия по определению видов деятельности, разрешенных для физических лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность, кроме агроэкотуризма, делегированы правительству. Это позволит оперативно реагировать на динамику изменений экономических процессов, запросы рынка и общества, уверен руководитель экономведомства.
После принятия законопроекта в первом чтении правительство поручило всем органам-регуляторам отработать списки видов деятельности и внести обоснованные предложения. «Если говорить о принципах формирования списков, то, во-первых, это — создание равной конкурентной среды между физическими лицами, в первую очередь — ИП, и компаниями. Во-вторых — сохранение социальной стабильности, то есть создание инфраструктуры социального обслуживания населения, и экономических интересов общества (рабочие места, уровень доходов и так далее).
Также в целях защиты жизни и здоровья покупателей товаров законопроектом предусмотрена корректировка закона о защите прав потребителей. На физических лиц, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность, будет распространяться ответственность за качество и безопасность товаров, которые они производят, работ и услуг», — рассказал министр экономики.
Второе концептуальное положение закона является ключевым, считает министр. Речь идет о формировании системы стимулов для управляемого перехода граждан в формат юридического лица и укрупнения бизнеса. «Именно на это направлен наш закон. Для этого вводится особый порядок «день в день» для перехода индивидуальных предпринимателей в коммерческую организацию с преемственностью по всем правам и обязанностям перед бюджетом и контрагентами», — отметил Александр Червяков.
Чтобы трансформационные процессы для субъектов предпринимательства проходили максимально бесшовно и без социальных потрясений, проектом закона предлагается установить переходный период для определения индивидуальными предпринимателями, деятельность которых не войдет в разрешительный перечень, своего юридического статуса. «Такой период продлится до 31 декабря 2025 года. Это вполне достаточное время, чтобы определиться, куда и в каком направлении двигаться. Таким образом, даже при условии вступления закона в силу с 1 января 2024 года на осмысление и принятие решений у индивидуальных предпринимателей будет практически два полных календарных года», — заверил министр.
Третье концептуальное положение также является важным и заключается в развитии института государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
В частности, в целях расширения доступа бизнеса к финансовым ресурсам предусмотрена возможность распространения инструментов государственной финансовой поддержки на субъекты среднего предпринимательства. «Сегодня они доступны только для малого бизнеса. Таким образом, закрепляется на правовом уровне механизм оказания Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей поручительства по обязательствам субъектов хозяйствования. Также вводится возможность выделения субъектам малого и среднего предпринимательства средств на безвозмездной основе — так называемые гранты», — рассказал Александр Червяков.
Установление порядка и условий оказания государственной финансовой поддержки предлагается отнести к компетенции Совета Министров. Право на определение направлений и целей господдержки, оказываемой за счет средств местных бюджетов, делегируется областным и Минскому городскому исполнительным комитетам. Такой подход позволит придать государственной поддержке предпринимательства необходимую гибкость и повысить эффективность ее применения, уверен министр.
Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Леонид Брич рассказал о самых популярных вопросах предпринимателей на диалоговых площадках. Как известно, дискуссия по обсуждению положений законопроекта «об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» началась на региональном уровне. «По итогам мероприятий, которые прошли в конструктивном ключе, можно сформировать несколько блоков вопросов, которые наиболее волнуют наших предпринимателей», — отметил Леонид Брич.
Существенные опасения в предпринимательской среде вызывают риски по возможным расходам на осуществление трансформации индивидуальных предпринимателей в юридических лиц. Это переоформление различных разрешительных документов, счетов в банке, всевозможных сертификатов и деклараций о соответствии, ключей ЭЦП и так далее.
Кроме финансовой стороны, предпринимателей также волнует, все ли государственные регуляторы будут готовы обеспечить необходимое переоформление в предусмотренные сроки. «От понимания этого зависит очень многое, ведь неосуществление необходимых технических действий, связанных с надлежащим переоформлением разрешительных документов, на практике может привести к срыву исполнения, например, текущих договорных обязательств, что повлечет за собой штрафные санкции. Может сложиться ситуация, когда субъекты хозяйствования будут вынуждены вовсе приостановить свою деятельность до завершения процесса переоформления», — пояснил он.
В предпринимательской среде также есть вопросы к процессу работы контролирующих органов по фиксации и привлечению к ответственности за возможные нарушения, связанные с переоформлением разрешительных и иных документов. «Кроме того, есть вопрос по нарушениям, вытекающим из необходимости изменения порядка администрирования текущей деятельности, которые могут допустить вновь созданные юридические лица ввиду отсутствия соответствующего опыта», — добавил Леонид Брич.
По его словам, дискуссионным остается вопрос по взиманию коммунальных платежей за жилые помещения, в которых регистрируется создаваемый индивидуальным предпринимателем юридический адрес. «Данный вопрос поднимался практически на всех диалоговых площадках», — подчеркнул председатель комиссии.
Кроме того, до конца не урегулированы банковские правоотношения. «В частности, вопросы перевода средств со счетов индивидуального предпринимателя на счет созданной им коммерческой организации и проведения операций по внешнеторговым сделкам. Четкое понимание механизма осуществления этих процедур критически важно для обеспечения беспроблемной трансформации индивидуальных предпринимателей в юридических лиц, — уверен Леонид Брич. — Также не секрет, что масштаб реформы так или иначе затрагивает различные сферы общественных отношений. Важнейшая задача доработки законопроекта — недопущение конкуренции правовых норм законопроекта и норм, закрепленных в иных действующих законодательных актах. От обеспечения согласованности в приведенном вопросе будет зависеть будущая практика применения и слаженность работы всех заинтересованных государственных органов».
Сергей КУРКАЧ
«Даже если бы не было медали, из Парижа я бы ехал самым счастливым».
Пенсии рабочим — без ограничений, дополнительная поддержка — семьям.
Что меняется для любителей средств персональной мобильности?