Вы здесь

Корреспондент «Звязды» побывала в единственном в стране Центре реставрации и исследований


Значительная часть артефактов гродненских замков проходит через руки реставраторов. В Гродно таких специалистов единицы. Поэтому работы у них всегда хватает. Особенно напряжена она во время подготовки новых экспозиций в городе. В последнее время значительное место в их работе заняли экспонаты для новых залов Старого замка, где прошла довольно масштабная реконструкция. Над чем сегодня работают специалисты этой редкой профессии? Об этом рассказали и много интересного показали в Центре реставрации и исследования Гродненского историко-археологического музея.


И сундук, и самовар...

Такой центр начал действовать пять лет назад в рамках трансграничного проекта. Он расположился в одном из исторических зданий города по улице Академической. Когда-то двухэтажный особняк принадлежал известному Гродненскому врачу, но за более чем 100-летнюю историю пришел в аварийное состояние. Как рассказал начальник отдела исследования и реставрации Иван Кирикович, недавно здесь завершился ремонт, и условия работы специалисты оценивают как достаточно благоприятные. Здесь просторно, у каждого есть не только своя мастерская, но и свой кабинет. Правда, ждали и оборудование, которое было заявлено в проекте, но транш был остановлен. В частности, должна была поступить фумигационная камера, в которой экспонаты очищаются от грибка и других органических повреждений. Цена такой камеры достигает 90 тысяч евро. Возможно, ее приобретением теперь будет заниматься сам музей. Чтобы избавиться вредного воздействия лаков и красок, приобретен вытяжной шкаф. Также есть ультразвуковая ванна.

В рамках проекта закуплены ноутбуки, мебель, рабочие столы. Здесь можно разместить и инструменты для работы, и сами предметы. А они чрезвычайно интересны. Например, готовится очередная выставка в Новом замке, которая посвящена путешествиям. Одним из экспонатов будет старый сундук начала ХХ века.

— В сундуке нужно снять лишнюю ржавчину на металле, потом металл стабилизируем, покроем его специальным составом, после этого приступим к обработке кожаной поверхности, ее нужно почистить. Этот экспонат приобретен самим музеем. На выставке будет представлена большая коллекция сундуков, которые уже прошли реставрацию, — сообщил Иван Кирикович.

На эту выставку пойдет и большой армейский самовар 1947 года выпуска. В нем содержится 22 литра, или 200 чашек, кипятка. Самовар доведут до блеска, будут сделаны деревянные ручки, придан эффект патинирования или, говоря проще, старения.

Поршни на гродненском замчище

Особенно ответственный и напряженный период работы пришелся на подготовку к открытию первой очереди Старого замка. Довольно много экспонатов было найдено во время раскопок, очевидно, что они нуждались в реставрации. Это различные металлические и кожаные изделия, орудия средневекового оружия, предметы быта, остатки одежды и обуви. В одной из комнат центра как раз сейчас идет реставрация старинной кожаной обуви.

— У нас сохраняются многие виды кожи разных периодов. Она находятся в фондах, постепенно приходит их очередь. Например, у меня на столе — обрезки кожи, которые будут собраны в старинную обувь — поршень. Это находки XIII века, практически со времен основания Гродно. Как видно, они найдены во время первых раскопок замчища в 20-х годах прошлого века. Я складываю эту обувь из обрезков на более-менее похожую основу. В результате получится так называемый поршень — наиболее распространенная обувь средневековья. Что — то вроде кожаных лаптей,-рассказала художник-реставратор Ольга Тихинская.

Принимая во внимание большое количество таких кожаных обрезков, найденных на замчище, можно судить о развитии кожаного промысла в Древнем Гродно. Видимо, немало было и мастерских по изготовлению обуви. В экспозиции Старого замка представлены поршни, или постолы, прошедшие реставрацию в этом центре.

Коллега Ольги по художественно-реставрационной работе Таисия Санько занимается восстановлением текстильных изделий. Например, сейчас она «пленяет» над суконным френчем 40-50-х годов, который последний раз носили в Вороновском районе. Одежда более полувека хранится в фондах и в будущем может стать одним из экспонатов крестьянского быта.

— Это верхняя одежда, очень плотное сукно, хорошо сшитое, даже плечики есть. Но очевидно, что его носили долго, так как есть кое-где дырки, потертости, все это нужно восстановить. Возможно, подобрать вяленый компонент. С изнанки ничего не выразишь, так как тогда нарушится целостность одежды, что нежелательно, — уточнила Таисия.

Чтобы воссоздать отбитый жбан или другую посуду, делается его компьютерный проект, потом пластилиновый и затем керамический. Новый фрагмент специально отличается от оригинала, чтобы сохранить аутентичность предмета. Некоторые вещи приобретают нужную форму из небольшого черепка. Итак, можно получить представление, как выглядел этот сосуд в древности. Как только вещи обрели вторую жизнь, они попадают в витрины музея.

Почти все экспонаты старого и Нового замков Гродненского историко-археологического музея проходят через руки реставраторов. Например, недавно была подготовлена экспозиция, посвященная геноциду в годы Второй мировой войны. Реставраторы восстанавливали вещи, которые были найдены во время раскопок мест массового расстрела евреев. В экспозицию попали гребешки, бритвенные принадлежности, мундштуки, обувь И... пули.

Инъекции для икон

Реставраторы восстанавливают не только экспонаты для очередных выставок. Многие вещи после реставрации отправляются в фонды. Они очень богаты музеем. Здесь хранится более 200 тысяч уникальных и ценных предметов, из и около двух тысяч икон. Есть довольно необычные. Например, икона «Плащаница» напоминает большое живописное полотно. Предполагается, что она написана в XVII веке, а попала в музей в начале 2000-х годов в очень плохом состоянии. По словам художника-реставратора Алексея Наумчика, работа над ее восстановлением может занять полгода.

— У иконы произошла деформация бумаги и полотна, его необходимо закрепить. Требуется выполнить дублирование, после чего шприцем вводится рыбный клей в месте, где необходимо дополнительное упрочнение. Эти места через некоторое время нужно расправить утюгом. Потом табачная бумага, которая кладется сверху, снимается. После вводится специальный грунт — так называемая маска. Поверхность должна быть максимально ровной. И только после всех манипуляций можно приступать к лакокрасочному процессу. Сегодня достаточно красок, чтобы добиться нужного эффекта, — рассказывает о последовательности своей работы Алексей.

И добавляет, что такая консервация позволит не только надолго сохранить икону в хорошем состоянии, но и позволит показать интересный экспонат посетителям во время выставки.

Согласно документам, икона написана в России. По словам реставратора, в ней сплелись разные жанры. Вместе с каноническими изображениями Христа и его учеников здесь можно увидеть панораму, похожую на те, что есть на картинах Леонардо да Винчи.

Кстати, реставрация икон вызывает интерес и у посетителей Старого замка, где недавно состоялся мастер-класс с участием Алексея Наумчика. Каждый мог наблюдать за процессом реставрации одной из ценных икон из фондов историко-археологического музея. Экспонат доставлен сюда в 90-е годы из таможни во время попытки вывоза за границу. Кстати, таким образом в музей попало довольно значительное количество икон. Основная коллекция фонда формировалась именно в советское время из предметов, переданных из храмов либо принесенных прихожанами. Многие иконы поступают в довольно критическом состоянии.

— Есть технология реставрации, научные исследования, они начали развиваться в начале ХХ века, когда встал вопрос: Что делать с такими предметами? Раньше, когда они находились при храмах, старые иконы на деревянных досках покрывали новым грунтом, а сверху рисовали новые изображения и образы. С расцветом культуры росло понимание, что это ценность, и стали искать разные способы вернуть им былой облик, — рассказывает мастер.

Кстати, иконы с двойной записью не раз проходили через руки реставраторов. Например, попадает экспонат для закрепления верхнего слоя, а под ним оказывается нижнее письмо. И тогда верхний слой по кусочкам переносится на другую основу. Таким образом удается сохранить две ценные изображения.

После восстановительных работ иконы возвращаются в фонды, время от времени выставляются в экспозиции. Возможно, фондовые запасы могли бы стать доступнее при наличии отдельного художественного музея. В отличие от других областных центров, в Гродно такого нет. Фондовые экспонаты можно периодически увидеть в залах старого и Нового замков, где проходят тематические выставки. Но площадей для постоянных экспозиций не хватает. Между тем для туристического города наличие такого музея было бы только плюсом.

Маргарита УШКЕВИЧ 

Фото автора

Выбор редакции

Торговля

Первый груз по Северному морскому пути прибыл в Беларусь

Первый груз по Северному морскому пути прибыл в Беларусь

Партия товаров, предназначенная для белорусских субъектов хозяйствования, была отгружена в порту Шанхая в августе 2024 года.

В мире

Чжан Вэньчуань: Китайско-белорусское сотрудничество — образец международных отношений нового типа

Чжан Вэньчуань: Китайско-белорусское сотрудничество — образец международных отношений нового типа

В чем особенности китайской модернизации, какие перспективы взаимодействия Китая и Беларуси рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Республике Беларусь Чжан Вэньчуань.

Социальная поддержка

Как государство заботится о пожилых людях?

Как государство заботится о пожилых людях?

В Беларуси 1 октября отметят День пожилых людей.