Агрогородок Спорово в Березовском районе в наше время — место притяжения путешественников из разных уголков Беларуси и даже зарубежья. На августовский фестиваль «Споровские сенокосы» всегда прибывает много гостей. На нем можно поучаствовать в чемпионате по косьбе либо в турнире по футболу на болоте, присоединиться к мастер-классам по плетению лаптей и приготовлению травяных сборов для фиточаев, заглянуть на ремесленный фестиваль и детские площадки.
Трудно поверить, что до осушения болот Спорово было как отдельный остров — до деревни не доехать, не дойти. С трех сторон она была окружена болотами, а с четвертой — большим озером. Чтобы накосить сено или посеять картофель, сельчанам приходилось переплывать озеро. Иногда они связывали лодки, чтобы перевозить лошадей. За прикопанным урожаем выбирались, когда вода замерзала. Может, поэтому и получили озеро и деревня свое название, что людям приходилось спорить за землю? Правда, согласно местным легендам, раньше Споровское озеро было как море, по нему ходили корабли, капитаны которых никак не могли разделить пристань. Но есть и другая версия: будто в этот дикий край попадали в изгнание несогласные, «спорые» люди.
Во всяком случае народ, живший в окружении воды, действительно был необычен. Такая обособленность влияла и на быт горожан, и на их культуру. Кстати, многие традиции споровцев сохранились до наших дней. Здесь даже речь отличительная. Если прислушаться, можно заметить, что в ней попадаются слова с разных языков: с украинского, польского, русского, даже английского. Казалось бы, почему на этой отрезанной от всего мира земле мяч называют «бола»? Объяснение простое. Жизнь в окружении воды, нехватка земель вынуждали людей искать заработка в чужих краях. Иногда сельчане добирались даже до Америки. При возвращении домой люди везли своим родным подарки, включая яркие нитки и ткани. Поэтому и вышивка у местных хозяек отличительная, она впечатляет обилием узоров, цветов. Часто полотенца, фартуки, подушки украшались цветами. О роли растений в жизни споровцев рассказывает эколого-этнографический музей «Споровские цветы», расположенный в местном Центре культуры и досуга. За пару лет для новой экспозиции было собрано более сотни полотенец, подузорников, скатертей, занавесок. Собирались и картины, вышитые и нарисованные, расписные сундуки.
Только символом споровых стали не растения, а рыба. Традиции приготовления блюд из нее вошли в список нематериальных историко-культурных ценностей нашей страны. Ее здесь сегодня, как и в старые времена, сушат в печи на соломе. Такую хрустящую рыбку можно чешуять как семечки или на основе ее готовить новые блюда, добавлять в горшочки с картошкой, со щавелем, в квас (так здесь называют первое блюдо на основе капустного рассола). Собственно, и сушить того же Споровского карася можно до разной консистенции, а еще здесь знают, как рыбу тушить, варить, фаршировать, как жарить икру и печень, делать консервы. Поэтому и гостей в агрогородке Спорово встречают не с хлебным, а с так называемым рыбным караваем.
В список нематериальных историко-культурных ценностей попала и споровская полька. Она примечательна тем, что во время танца ноги почти не отрываются от пола, да и выучить этот танец не так просто, каждый раз он получается особенным. Участники встреч выполняют определенные команды, которых может быть около двенадцати.
И здесь важно не сбиться, вовремя перестроиться. Горожане очень любят этот ритмичный, колоритный танец, его исполняют на вечерах выпускников, в школах, на семейных праздниках и даже на молодежных дискотеках, на которых специально на какое-то время включается народная музыка. В Споровском Доме культуры и досуга танцевальные мастер-классы проводят и для туристов. А учить действительно есть кому: четыре коллектива имеют звание народных. Для сельского Дома культуры это отличный показатель.
Споровцы гордятся своей малой родиной, даже считают, что отличаются от жителей других деревень. И звание споровца еще нужно заслужить. Говорят, что жители этой деревни любят три вещи: есть, танцевать и шутить. Но, безусловно, этим все не ограничивается, здесь можно было бы добавить и современное словечко-горожане еще умеют креативить. Тонкому чувству юмора споровцев можно только позавидовать. Правда, когда сельчане впервые услышали об идее проведения в городке областного фестиваля юмора, восприняли ее с недоверием. Насмехаться над собой для них обычное явление, а вот чужим смеяться над собой здесь не позволят. Но, как показал первый праздник, можно найти много тем для шуток. Фестиваль на этой земле прижился, а в Доме культуры даже появился Музей юмора.
После знакомства с рыбацкой деревней почему бы не воспользоваться возможностью послушать самую редкую певческую птицу Европы — вертлявую Камышовку? Трелью самцов можно услышать преимущественно в сумерках. Благодаря этим маленьким птицам, которых на Белорусском Полесье Международная орнитологическая экспедиция встретила в 1990-е годы, заказник Споровский первый в Беларуси получил статус Рамсарских угодий. В этом низменном болоте обжилась крупнейшая в Европе популяция вертлявой камышевки. Веками Споровские болота обкашивались, птицы приспосабливались под специфические условия, гнездились в невысоких кочках осоки. И сегодня птице не обойтись без поддержки людей, поэтому так важно, чтобы болото не зарастало камышом и кустарниками. Вообще, в Споровском заказнике можно встретить 196 видов птиц, 35 из них занесены в Красную книгу.
Попасть в это птичье царство можно благодаря экотропе «В краю вертлявой камышевки». Через болото проложен деревянный настил, работают две паромные переправы. Специалист по туризму республиканского биологического заказника Елена Ополько раскрывает перед гостями болотные секреты, объясняет, почему аер у нас называли татарским зельем, обращает внимание на белые зонтики ядовитого растения (по одной из версий, именно при помощи него был убит Сократ), рассказывает о трогательных отношениях между крылатыми, предлагает в бинокль со смотровой площадки последить за болотом. Женщина советует приезжать сюда не один раз: каждые 2-3 недели болото меняется. Оно разное в засуху и сезон дождей, играет отличительными красками в зависимости от того, какое растение цветет. Например, когда распускаются ирисы и калужницы, оно удивляет желтыми цветами...
Не надо думать, что поездка в заказник ограничивается исключительно любованием природой. Экскурсию по болоту можно совместить со сплавом на байдарках или козо- и водотерапией. В рамках разнообразных программ, направленных на экономическое развитие местных территорий, здесь реализовываются интересные проекты. Об одном из них рассказывает директор социально-культурного учреждения «Высоковский эколого-этнографический центр» Наталья Строк. Всего пару лет назад в рамках проекта «ландшафтно-ориентированное развитие сельских территорий долины реки Ясельда при участии местного населения» ей удалось приобрести первое козье стадо. Сегодня здесь работает контактный зоопарк. Туристы могут покормить и даже подоить животных. Сюда часто заезжают экскурсионные группы, школьники выбираются целыми классами, очаровали журналисты, о хозяйстве снято восемь фильмов, в" Инстаграме " — тысяча подписчиков.
Хозяйка поделилась, что в скором времени будет сделана зона для промышленного туризма, когда гости через стекло смогут наблюдать, как создается экопродукция. Между прочим, в высочовском хозяйстве угощают и вялеными томатами, уже усвоившими технологию начинки шампиньонов, патиссонов, перцев, виноградных листьев, здесь делают немецкий пастуховский сыр и французский «Шевр» в масле.
На ферме в рамках семинара Национального агентства по туризму был подготовлен еще один сюрприз. Здесь проводился мастер-класс по традиционной росписи по стеклу.
Народный мастер Беларуси Татьяна Зданевич рассказала об особенностях местных маляванок. В послевоенные годы люди искали, чем украсить свои дома, на стекло они наносили рисунки, через которые передавали свою мечту о райском саду. Это могли быть волшебные цветы, птицы, барышни в шикарных шляпках, сказочные или религиозные сюжеты. Фольга, которую размещали за стеклом, добавляла картинке блеска. Подобные работы были распространены по всей Беларуси, но в Березовском районе они были особенные. Здесь создавались большие картины, которые могли достигать размеров в 70,90 сантиметров. Местные мастера использовали как нитрокраски, так и масляные, гуашевые и даже акварель. Во время экспедиций найдены работы, сделанные еще в 1950-е годы, и гуашь на них до сих пор не осыпалась! Березовская роспись по стеклу внесена в список нематериальных историко-культурных ценностей. Татьяна Зданевич рассказывает, что во время этнографических экспедиций в некоторых деревнях росписи на стекле можно было встретить в 4-5 домах, стоящих рядом. Часто на стекло наносились такие же узоры, которые были и на полотенцах, и на сундуках, покрывалах, ковриках. Некоторые мастера подобные узоры делали на печи и потолке. К сожалению, стеклянные рисунки в прежние времена ученые не слишком подмечали, считали за кич. Безусловно, это не способствовало тому, чтобы подобные работы сохранялись. Новые хозяева даже выбрасывали расписные стеклышки как ненужные. Но сегодня такое инситное искусство активно изучается, открываются имена талантливых мастеров, которые оставили шикарные работы; проводятся выставки, традиционная роспись по стеклу представлена в Березовском краеведческом музее.
Елена ДЕДЮЛЯ
фото автора
ОВЕН. У вас явно остались нерешенные проблемы, желательно попытаться справиться с ними, не откладывая на потом...
Эксперты — о трендах в продовольствии белорусов и предпраздничной торговле.
«Машиной кто угодно может управлять».