Вы здесь

Понаблюдали, как проходят обучение курсанты авиационного факультета Военной академии


Вчерашние курсанты Военной академии уже приступили к выполнению своих профессиональных обязанностей. Новоиспеченные офицеры несут службу в различных воинских частях и соединениях Беларуси. На смену им в главную кузницу военных кадров страны пришли парни и девушки, которые только начинают свой путь к офицерским погонам. Совсем немного до заветной мечты осталось будущим летчикам и вертолетчикам — представители военной авиации дольше, чем все остальные, проходят обучение. Офицерские ряды они пополнят только в ноябре, но уже сейчас большую часть своего времени курсанты проводят в воинских подразделениях — у них стажировка.


На базе 50-й смешанной авиационной базы практику проходят будущие вертолетчики. За тем, как «ставят на крыло» курсантов авиационного факультета Военной академии опытные авиаторы, понаблюдали корреспонденты «Звязды».

На равных

Утром возле контрольно-пропускного пункта, через который можно попасть на территорию воинской части, многолюдно. Военнослужащие и гражданский персонал авиабазы спешат приступить к выполнению служебных обязанностей. Их коллеги покидают территорию части-ночное дежурство подошло к завершению. Курсанты прибывают к месту практического обучения точно в срок. Пунктуальность — одно из главных качеств авиаторов. К тому, что опаздывать к месту службы нельзя, их приучают еще с курсантской парты.

Парни одеты по форме. Отличить практикантов от летного состава трудно. Да и никто здесь их не считает за чужих. Своих курсантов-вертолетчиков зрелые авиаторы знают хорошо и с самого первого знакомства относятся как к коллегам. И это без преувеличения. По окончании учебного заведения эти ребята пополнят офицерские ряды авиабазы. Уже сейчас молодые люди выполняют поставленные перед ними задачи.

За три часа до полета эскадрилья собирается в полном составе. Командир доказывает военнослужащим, среди которых и курсанты, задачи на наступающий день, который раз напоминает меры безопасности во время эксплуатации техники. Летный состав проходит тренажеры  — так авиаторы называют упражнения по совершенствованию профессионального мастерства. Затем готовится авиационная техника. После запуска вертолета экипаж осуществляет проверку параметров всех приборов  — и боевая машина взлетает. Те, кто остался на земле, совершенствуют свои знания в теории, отрабатывают внештатные ситуации в небе на авиатренажере, решают другие поставленные командирами задачи.

Еще до того, как прийти в воинскую часть офицером, практически каждый курсант авиационного факультета Военной академии имеет около 200 часов налета. Перед тем как сесть за штурвал боевого вертолета, молодые люди летают в аэроклубах на планерах.

Преодоление психологического барьера

Большую часть своего времени авиаторы, среди которых и курсанты, проводят на аэродроме. Воздушных асов, кстати, можно увидеть не только за штурвалами своих железных птиц, но и прямо в небе. Во время нашего визита на авиабазу мы заметили несколько парашютистов, которые один за другим покидали военный борт. Как выяснилось, это были не десантники.

— Каждый летчик и вертолетчик ежегодно должен осуществить по два прыжка с парашютом, — рассказывает пилот вертолета «Ми – 24». — Начиная с первого курса Военной академии, проходят через это испытание и курсанты. Десантирование происходит как с борта военного самолета, так и с вертолета. Это нужно не только для оттачивания действий по вынужденному оставлению авиамашины, но и для формирования психологической устойчивости военнослужащих. В случае определенного технического сбоя, когда придется покидать кабину, офицер должен быть готов преодолеть психологический барьер.

У пилота вертолета «Ми – 24», с которым мы разговариваем, — 820 часов налета. И это за неполные 13 лет службы, если не считать период обучения в Военной академии. В многочисленные обязанности авиатора входит и осуществление полетов с курсантами. «Процесс обучения курсантов включает в себя теоретическую и наземную подготовку, — рассказывает командир экипажа. — Только после того, как молодые люди полетали на всех тренажерах, где научились действиям в разных случаях, и сдали все зачеты, их допускают к настоящим полетам».

Конечно, летают курсанты с инструкторами, которые являются опытными авиаторами. Так будет на протяжении нескольких лет — чтобы стать командиром экипажа, летчику-штурману придется провести в небе немало времени, а также продемонстрировать свои лучшие профессиональные и человеческие качества. «Каждый летчик должен поддерживать натренированность и совершенствоваться, — замечает пилот вертолета „Ми — 24“. — Чем больше он проводит в небе, тем увереннее чувствует себя в кабине».

Любовь к авиации с детства

Курсант авиационного факультета Иван Череватов признается, что, попав на авиабазу, чувствует себя в знакомой среде. Во время обучения в академии молодые люди регулярно бывают в воинской части. Более того, начиная с первого курса, курсанты знакомятся с летчиками и вертолетчиками, которые выпускаются перед ними, а потому уже многих знают.

«Очень важно, что есть старшие товарищи,которые не прочь помочь, — отмечает Иван. — У них больше опыта, касающегося техники и выполнения полетов. Все помогут, подскажут, как действовать в непонятной ситуации».

Полеты курсанты осуществляют с различными инструкторами. И, как подчеркивает Иван Череватов, хорошо, что они меняются. «Один инструктор не может в полной мере оценить способности курсанта как штурмана, так и летчика, — считает молодой человек. — Для объективной оценки способностей военнослужащего должно быть мнение нескольких инструкторов, что мы и наблюдаем. Это правильно. Посоветовавшись между собой, наши более опытные товарищи могут составить общее мнение о конкретном вертолетчике».

Курсант Иван Череватов осваивает самый современный вертолет, стоящий на вооружении белорусской армии, — «Ми- 8 МТВ-5». «Этот вертолет многофункциональный: эвакуация, десантирование, боевое применение, поисково-спасательные работы — это еще не весь спектр применения боевой машины, — рассказывает будущий офицер. — Если «Ми-24» позиционируется производителем как боевой вертолет, то у «Ми-8» большая кабина — сюда даже можно загрузить УАЗ или медицинский модуль, который необходим при эвакуации раненых».

Иван Череватов родом из Кобрина. Летать мечтал с детства. Примером для парня был дедушка  —  военный летчик, который сначала летал на самолетах, а потом освоил
«Ми-8». Глядя на деда, тянулся к авиации и Иван. Любил фильмы про летчиков, коллекционировал журналы «Мировая авиация». Ближе к окончанию школы у молодого человека окончательно сформировалось понимание, чего он хочет от жизни, — в итоге поступил в Военную академию на вертолетчика. Как признается молодой человек, трудностей при поступлении не было: баллов хватало, по здоровью тоже прошел.

На мой вопрос, почему выбрал летать на вертолетах, а не на самолетах, Иван Череватов отвечать не спешил. Оказывается, у многих поколений курсантов Военной академии постоянный спор: что сложнее освоить — вертолет или самолет? «Вертолет, наверное, более сложный в плане техники пилотирования, так как диапазон скоростей — от нуля и выше, — говорит молодой человек. — Для самолета характерны высокие скорости».

Каждый летчик помнит свой первый полет. Курсант Череватов —  не исключение. Дебютный полет он осуществлял на планере. Это было на первом курсе.

— Не боялись? — уточняю у без пяти минут вертолетчика.

— Я же с инструктором был, зачем мне бояться?! — удивляется он вопросу. — Первый полет всегда ознакомительный. Ты не принимаешь участие в управлении, а только наслаждаешься увиденным. А вот во время первого полета на «Ми-8» мысли были о том, что это очень серьезная техника, а потому относиться к будущей службе нужно соответственно.

Несерьезных, недобросовестных людей, которым не свойственно чувство ответственности, в авиации просто не бывает. Курсант авиационного факультета Кирилл Дедуль также с детства мечтал быть пилотом. Молодой человек вдохновился рассказами об офицерских буднях своего деда-вертолетчика, которого не застал. «Бабушка рассказывала о военной жизни деда, мне было очень интересно, поэтому после 7 класса я решил поступать в Брестское областное кадетское училище, — рассказывает курсант. — Во время обучения мы посещали одну из военных авиабаз, наблюдали за полетами летчиков-и мое желание связать свою жизнь с авиацией только усиливалось».

У Кирилла — 190 часов налета. Он уверенно чувствует себя в небе и готов приступить к выполнению поставленных задач. По его мнению, очень важно, чтобы экипаж (а это командир, летчик-штурман и бортовой техник) думал в едином направлении. «Хорошо, чтобы между членами экипажа сложились доверительные отношения: от морального настроения многое зависит — это же команда, — убежден Кирилл Дедуль. — Несмотря на то, что у каждого — свои обязанности, за полет отвечает весь экипаж».

Молодым людям даже не верится, что обучение в Академии практически завершено. Впереди у них  — долгожданная офицерская жизнь. Однако если они думают, что будут только летать, то ошибаются. Летчик учится всю жизнь. От того, как авиатор подготовится к полету на земле, будет зависеть его работа в небе.

Вероника КАНЮТА

Фото Виктора ИВАНЧИКОВА

Выбор редакции

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Регионы

Самый продолжительный урок исторической правды и дружбы

Самый продолжительный урок исторической правды и дружбы

Участники «Поезда памяти» предыдущих лет делятся своими впечатлениями от проекта.

Жилье

По каким критериям дамы входят в программу по капремонту?

По каким критериям дамы входят в программу по капремонту?

Обо всех тонкостях проведения капитального ремонта рассказали специалисты.