Вы здесь

Марина Машедо: По гардеробу человека могу определить его душевное состояние


«Мода — это не только про одежду, но ещё про время и общество, в которых мы живём». В этом убеждена магистр искусствоведения, старший преподаватель кафедры дизайна моды факультета социокультурных коммуникаций БГУ Марина Машедо. ​


Дороги, которые мы выбираем 

— Марина, сложным ли оказался Ваш поиск своего призвания? Вы сознательно выбрали профессию, связанную с модой, или это дело Его Величества Случая?

— С детства я отличалась активностью и любознательностью, постоянно чем-то увлекалась. Занималась в театральном кружке, рисованием, танцами, мне нравилось шить, вязать, вышивать. Родители поддерживали и поощряли все мои интересы, за что я им очень благодарна. В 9-м классе (а я училась в минской гимназии № 56, у нас был экономический профиль) началось активное обсуждение, кто и куда собирается поступать. Отлично помню свои мысли: «Нужно выбрать такую специальность, чтобы не сидеть в офисе, не иметь дело с бумагами и цифрами». Думала о театральном училище. Но моя мама съездила туда на «разведку», и, вернувшись, категорически сказала: нет, тебе туда не стоит идти. 

— Наверное, расстроились? 

— Не очень. Подготовилась и поступила в Минскую государственную гимназию-колледж искусств. Учиться там было по-настоящему интересно. Но накануне получения диплома опять испытала растерянность. Все мои одноклассники уже твёрдо знали, где будут получать высшее образование, я же никак не могла определиться. Художником, архитектором, дизайнером интерьеров себя не видела. И тут преподаватель Марина Александровна Ячменькова спросила: «А что ты любишь, помимо рисования?» Я начала перечислять: вязать, шить, вышивать, изготавливать батик. Выслушав, она спросила: «Может, тебе попробовать поступить на дизайнера одежды?» «А у нас их готовят?» — искренне удивилась я. Даже не подозревала тогда об этом. В 2009 году я стала студенткой Института современных знаний имени А.М. Широкова. 

— Полученные там знания пригодились Вам в будущем?

— Очень. Я училась у людей, которые знали о профессии не только по книгам. В полной мере оценила, насколько мне повезло с образованием и наставниками, когда сама стала преподавать в БГУ. 

— К этому времени Вы тоже успели уже применить полученные знания на практике? 

— Ещё будучи студенткой, мечтала поработать на производстве. ОАО «Элема» оказалось чрезвычайно полезным местом для моего профессионального и личностного роста. Там я чётко поняла, что такое конкретные задачи, как нужно взаимодействовать с большим коллективом, увидела реальные результаты своего труда. На «Элеме» я избавилась от иллюзий, трезво оценила свою профессию.

— И после этого захотелось делиться знаниями, обучать других? 

— Преподавать в БГУ я начала как совместитель, ещё работая на «Элеме». Больших ожиданий поначалу у меня не было. Но в какой-то момент (возможно, сказалась наследственность: моя мама — учитель-дефектолог), поймала себя на том, что мне нравится делиться знаниями. Совмещать производство и преподавание не получалось. Поняла, насколько это ответственно — обучать профессии, давать знания, которые помогут другим найти себя в индустрии моды. И сознательно сделала выбор в пользу БГУ. 

— Что отличает, на Ваш взгляд, современных студентов? С какими из них Вам интересно работать? 

— Все студенты разные, с разными запросами и амбициями. Мне по душе целеустремлённые юноши и девушки, те, у кого горят глаза.

Научный подход 

— Ваша магистерская диссертация была посвящена модным тенденциям в Беларуси. На Ваш взгляд, отечественные тенденции совпадают с мировыми? 

— На белорусскую моду влияют как мировые тенденции, так и национальные особенности. Некоторая продукция нашей лёгкой промышленности (например, льняная одежда) ценится за границей. И хотя отечественная мода пока, безусловно, не получила масштабного признания, но она развивается, испытывает на себе как западное, так и восточное влияние. Европейские кутюрье тоже ведь создают свои коллекции под влиянием других культур, представители которых заметно «разбавляют» коренное население континента. 

— Чему посвящена Ваша кандидатская диссертация? Какие проблемы собираетесь затрагивать в ней? 

— Мне интересно исследовать, как искусство влияет на современную моду. 

Сегодня всё больше людей интересуется искусством, оно по-прежнему вдохновляет. И через одежду — как необходимый элемент нашей повседневной жизни — можно приобщать к великим достижениям человеческого гения. Не случайно такую популярность сейчас получили творческие коллаборации художников и дизайнеров одежды. 

Всё чаще встречаешь на футболках, свитшотах, джемперах, платьях изображения известных литературных персонажей, фрагменты великих полотен, портреты знаменитостей из мира искусств. Порой дизайнеры создают свои модели, вдохновлённые увиденным в театре, на выставках, концертных залах. Те же балетки появились как повседневный аналог пуантов, в которых танцуют балерины. Иногда случается наоборот: дизайнерские коллекции вызывают желание писать стихи, сочинять музыку.

Без моды было бы скучно 

— Вы сами — практикующий дизайнер, разрабатываете различные проекты и модели, выполняете заказы. Есть ли у Вас образец для подражания в профессиональной среде? 

— Нет. Мне кажется, людей нашей профессии может вдохновить всё, что угодно. Для дизайнера такие понятия как «кумир», «эталон» могут даже нести опасность. По себе знаю: если что-то очень нравится, невольно начинаешь это «эксплуатировать», повторять. 

— Марина, на Ваш взгляд, зачем вообще нужна мода? Каково её назначение в современном мире? 

— Думаю, сегодня мода нужна, прежде всего, для взаимообмена между разными слоями населения. С её помощью проще преодолеть существующие барьеры, непонимание, легче установить согласие. Когда принцесса Диана появлялась на публике, то благодаря СМИ миллионы людей видели: она идёт на занятия фитнесом в «велосипедках», кроссовках и свитшоте. И у них возникало желание подражать ей, тем самым почувствовать себя такими же, как представители элиты. Не решилась бы сказать, что мода — самое необходимое для человека. Но без неё, на мой взгляд, было бы скучно. Она вносит разнообразие в будни, даёт импульс к развитию и совершенствованию. Мода — это не только про одежду, но и про время и общество, в которых мы живём. 

— Многие, желая найти свой стиль, образ, обращаются к стилистам и имиджмейкерам. А если не можешь себе этого позволить, с чего начать поиск аутфита? 

— Хорошо бы познакомиться с собой, своей личностью, насытить будни чем-то созидательным, интересным, сделать жизнь ярче, осмысленнее. Вряд ли можно выглядеть стильно, модно, оригинально, если не посещать театры, концерты, выставки, ничего не читать, не расширять свой кругозор. Я вижу: у состоявшихся женщин и мужчин обычно сформирован собственный стиль в одежде, они чётко понимают, что им нужно, а что — нет. 

Лекарство от хандры 

— Столько лет, занимаясь модой, замечаете ли Вы за собой какие-то профессиональные деформации? В чём они заключаются? 

— Род деятельности, конечно, отражается на личности. Я придаю большое значение собственному внешнему виду. Был период, когда считала своим правилом переодеваться несколько раз в течение дня. Сейчас образ жизни изменился, такая возможность выпадает заметно реже. В молодости, когда искала себя, постоянно хотелось чего-то нового. Чем старше становлюсь, тем спокойнее к этому отношусь. Разумеется, по-прежнему слежу за происходящим в моде, за её тенденциями, но перестала гнаться за ними. При этом не могу сказать о себе, что придерживаюсь какого-то одного стиля. Мне по-прежнему нравится быть разной. 

— Какой предмет женского гардероба — Ваша персональная слабость? 

— У меня много платьев — самых разных назначений: деловых, вечерних, спортивных, пляжных. Люблю красивую обувь, сумки. Кстати, много моих вещей — белорусского производства. 

— Вы относитесь к той категории женщин, для которых лучшее лекарство от хандры — красивое платье? 

— Ещё недавно могла бы именно так сказать о себе. Если случалась какая- то неприятность, одолевала грусть, шила или покупала себе что-то новое. Шопинг считала отдушиной, лучшей возможностью подзарядиться. Даже сам процесс выбора, примерок был своеобразной психотерапией. Сегодня по-прежнему порой прибегаю к этому, если хочется себя порадовать. Но сейчас активнее черпаю энергию из общения, искусства, познания. Меня очень интересует связь между нашим настроением и тем, как мы одеваемся. Могу достаточно точно по гардеробу определить душевное, эмоциональное состояние человека. Понятно, что внешний вид — это не всё, обращаешь внимание и на то, как и о чём люди разговаривают, как двигаются, ведут себя.

Ольга ПОКЛОНСКАЯ 

Фото из архива Марины МАШЕДЫ

Выбор редакции

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.