Вы здесь

Се Сяоюн: «Беларусь принимает активное участие в «Одном поясе, одном пути»


7 сентября 2013 года Председатель КНР Си Цзиньпин во время визита в Казахстан выступил с инициативой совместно сформировать «Экономический пояс Шелкового пути», который будет включать пять конкретных областей: укрепление политической координации, строительство единой дорожной сети, торговых отношений, валютных потоков, связей с общественностью и дружеских контактов. Это отправная точка в развитии крупнейшего современного глобального проекта «Один пояс, один путь» («Пояс и Путь»). За десять лет уникальная инициатива объединила более 150 стран мира. В ее рамках реализованы тысячи знаковых проектов, которые позволили заметно улучшить благосостояние людей, связав континенты торговыми маршрутами и мостами дружбы. Беларусь одной из первых присоединилась к «Одному поясу, одному пути». В рамках редакционного проекта «Пояс и Путь. 2013-2023» на страницах «Звязды» и на интернет-портале zviazda.by с помощью экспертов мы проанализируем итоги развития и дальнейшие перспективы уникальной инициативы, старт которой ровно десять лет назад дал Председатель КНР Си Цзиньпин.

Об успехах, глобальном масштабе, жизненной силе «Одного пояса, одного пути», плодотворном взаимодействии Беларуси и Китая в рамках проекта в эксклюзивном интервью для «Звязды» рассказал Чрезвычайный и Полномочный посол Китайской Народной Республики в Республике Беларусь Се Сяоюн.


— Каким образом была выдвинута инициатива «Один пояс, один путь»?

— Шелковый путь — это совокупность древних коммерческих торговых маршрутов, начинавшихся в Китае и соединявших страны Азии, Африки и Европы, разделявшихся на наземный и морской пути. Он в основном использовался для экспорта шелка, фарфора и других товаров, произведенных в Китае, и импорта драгоценностей, лекарственных трав, пряностей и сельскохозяйственных культур из других стран. Позже он стал главным путем обмена между Востоком и Западом в экономической, политической, культурной и других областях. Осенью 2013 года во время своих визитов в Казахстан и Индонезию Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул важные инициативы совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути ХХІ века», направленные на наследование и передачу духа Шелкового пути, совместное создание со всеми странами открытой платформы сотрудничества для придания нового импульса мировому сотрудничеству и развитию. Именно таким образом появилась инициатива «Один пояс, один путь».

— Какие основные ее характеристики?

— Инициатива «Один пояс, один путь» имеет следующие четыре основные особенности. Во-первых, открытость. Международное сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь» основано на маршруте древнего Шелкового пути, но не ограничивается его рамками. В инициативе могут участвовать все страны мира, а также международные и региональные организации, чтобы результаты совместного строительства могли принести пользу более обширной части мира.

Во-вторых, инклюзивность. Международное сотрудничество по инициативе «Один пояс, один путь» выступает за гармонию и толерантность между цивилизациями, уважает пути и модели развития, выбранные разными странами, направлено на поощрение диалога между различными цивилизациями, а также стремится к всеобъемлемости и мирному сосуществованию.

В-третьих, рыночная ориентация. Международное сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь» следует законам рынка и общепринятым международным правилам, полностью раскрывает решающую роль рынка в распределении ресурсов и основную роль различных предприятий, а также поощряет правительства играть свою роль.

В-четвертых, взаимная выгода. Международное сотрудничество по инициативе «Один пояс, один путь» придерживается принципа взаимного выигрыша, учитывает интересы и озабоченности всех сторон, стремится к точке пересечения интересов и наибольшему общему результату сотрудничества, чтобы в полной мере реализовать преимущества и потенциал всех сторон.

— Какие успехи были достигнуты в ходе реализации инициативы?

— В этом году исполняется десять лет инициативе «Один пояс, один путь». За это время инициатива прошла путь от идеи к действию, от видения к реальности, она направлена на защиту глобальной системы свободной торговли и открытой мировой экономики, на межрегиональное сотрудничество в более широком масштабе, на более высоком и более глубоком уровне, а также на обмен и взаимное обучение между цивилизациями, заключая в себе общие идеалы и прекрасные стремления человеческого общества и принося позитивную энергию миру и развитию во всем мире. На настоящий момент Китай уже подписал более 200 документов о сотрудничестве по совместному строительству «Одного пояса, одного пути» со 151 страной и 32 международными организациями по всему миру. Совместное строительство внесено в ряд итоговых документов различных многосторонних механизмов, таких как ООН, Шанхайская организация сотрудничества и Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, а также получило широкое признание международного сообщества.

В области взаимосвязи и взаимного сообщения после многолетнего развития была сформирована основная структура взаимосвязи и взаимного сообщения «шесть коридоров, шесть путей, множество государств, множество портов», был реализован ряд знаковых проектов и достигнут существенный прогресс, основательно продвигается большое число проектов сотрудничества. Являясь эффективным носителем взаимного сообщения, взаимной выгоды и взаимосвязи между Китаем и странами вдоль «Одного пояса, одного пути», контейнерный поезд «Китай—Европа» уже стал важным выбором для международных логистических наземных перевозок между Китаем и Европой. Он известен как «караван стальных верблюдов» и внес выдающийся вклад в стабилизацию международных производственно-поставочных цепочек.

В области содействия развитию инициатива «Один пояс, один путь» тесно связала страны и регионы вдоль ее маршрута и осуществила широкое сотрудничество в таких областях, как финансы, торговля, инвестиции, защита окружающей среды и так далее, что эффективно способствовало развитию стран вдоль маршрута. В то же время непрерывно укрепляется сопряжение норм и стандартов между инициативой и различными странами и международными организациями, непрерывно повышается уровень либерализации и упрощения процедур торговли и инвестиций. За десять лет инициатива совместного строительства «Один пояс, один путь» создала инвестиции в сумме примерно одного триллиона долларов США, более 3000 проектов сотрудничества и 420 тысяч рабочих мест в странах вдоль маршрута, благодаря чему около 40 миллионов человек избавились от бедности, различные страны получили больше возможностей для развития, а результаты экономического развития принесли еще больше пользы народам.

В области взаимосвязи между народами инициатива «Один пояс, один путь» активно содействовала обмену и взаимообучению между цивилизациями стран и регионов вдоль маршрута. За десять лет Китай и страны, расположенные вдоль «Одного пояса, одного пути» совместно провели множество мероприятий, таких как «Год культуры» и фестивали искусств, в 159 странах и регионах учреждены Институты Конфуция и Классы Конфуция, в 19 странах открылись «Мастерские Лу Баня». В настоящее время успешно функционируют международные союзы театров, музеев, библиотек, художественных галерей Шелкового пути, а также Международный союз научных организаций «Одного пояса, одного пути». Все это укрепило обмен, взаимопонимание и признание между различными культурами. Китай также активно осуществляет «малые, но прекрасные» проекты строительства для улучшения уровня жизни населения, непрерывно содействуя укреплению дружественных связей между народами различных стран.

— Почему инициатива стала важным глобальным проектом современности?

— В настоящее время многополярность мира, экономическая глобализация и культурное многообразие углубленно развиваются, человечество полно надежд. Но в то же время, поскольку некоторые страны проводят политику торгового протекционизма и злоупотребляют односторонними санкциями, в сочетании с тем, что мир только что пережил пандемию COVID-19, восстановление мировой экономики идет медленно, и разрыв в развитии различных стран стал еще более заметен. В этом контексте инициатива «Один пояс, один путь» следует исторической тенденции экономической глобализации, соответствует неотъемлемым требованиям реформы системы глобального управления и отвечает стремлению всех стран, особенно огромного числа развивающихся, к миру и развитию, помогает им в полной мере использовать свои преимущества и решать проблемы развития. Кроме того, инициатива «Один пояс, один путь» продвигает дух открытости, инклюзивности, взаимного обучения и обмена опытом, придерживается цели взаимной выгоды и общего развития, следует принципам совместного обсуждения, совместного строительства и совместного использования, придерживается концепции открытости, экологичности и неподкупности, стремится к высоким стандартам, устойчивости и исходит из интересов народа, использует высококачественное развитие в качестве пути, что демонстрирует общие ценности всего человечества, такие как мир, развитие, равенство, справедливость, демократия и свобода. В то же время, она соответствует основным принципам международных отношений, таким как взаимное уважение, равное обращение и взаимовыгодное сотрудничество, поэтому, как только инициатива была выдвинута, все страны мира активно откликнулись на нее и приняли в ней широкое участие, а сейчас она уже стала самой популярной платформой глобального сотрудничества.

— Как Вы оцениваете участие Беларуси в «Одном поясе, одном пути», какие совместные проекты удалось реализовать нашим странам?

— Беларусь одной из первых стран откликнулась и принимает активное участие в «Одном поясе, одном пути». Китай и Беларусь подписали ряд документов о сотрудничестве в рамках инициативы, которые углубили сотрудничество между двумя странами в таких сферах, как торговля, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство, таможня, транспорт и межрегиональное сотрудничество, принеся реальную выгоду для обеих сторон. Беларусь имеет выгодное географическое положение и является важным транспортным узлом «Одного пояса, одного пути». В то же время, как член Евразийского экономического союза она также имеет большое значение для содействия сопряжению и сотрудничеству между строительством «Одного пояса, одного пути» и ЕАЭС.

В рамках инициативы Китай и Беларусь реализовали ряд взаимовыгодных и плодотворных совместных проектов, важнейшим из которых является Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». Он как жемчужина «Одного пояса, одного пути» и знаковый проект китайско-белорусского практического сотрудничества, благодаря собственной передовой бизнес-концепции, превосходной деловой среде и сформированному вспомогательному оснащению, становится лучшим выбором для предприятий со всего мира для инвестиций и развития бизнеса в Беларуси. В последние годы благодаря общей заботе и содействию глав двух государств, индустриальной парк активно реагировал на вызовы, вызванные пандемией COVID-19 и комплексными внешними факторами, продолжает стабильно развиваться и достиг многих выдающихся результатов. Работа по привлечению предприятий-резидентов и инвестиций в Парке идет планомерно, их количество увеличивается вопреки вызовам. На сегодняшний день в Парке 113 предприятий из 16 стран мира, а объем заявленных инвестиций составляет около 1,3 миллиарда долларов США. Предприятия заняты в таких отраслях, как машиностроение, биофармацевтика, электронная коммерция, новые материалы, традиционная китайская медицина, искусственный интеллект и развитие сетей 5G. В 2022 году общая стоимость промышленного производства предприятий-резидентов Парка достигла 456,1 миллиона белорусских рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 53,3%, выручка от реализации товаров, строительства, услуг и т.д. достигла 709,3 миллиона белорусских рублей, увеличившись на 90,1% по сравнению с предыдущим годом. Экспорт продукции достиг 168,4 млн. долларов США, увеличившись более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. Общая чистая прибыль предприятий составила 34,1 миллиона белорусских рублей, продолжая расти. Налоговые сборы предприятий достигли 80,4 миллиона белорусских рублей, увеличившись на 123,6% по сравнению с предыдущим годом. Численность занятых на предприятиях Парка достигла 2149 человек, а их средний доход превысил средний уровень заработной платы в Беларуси почти вдвое.

Помимо Китайско-Белорусского индустриального парка, обе страны в рамках инициативы «Один пояс, один путь» также вместе реализовали такие совместные проекты, как СЗАО «Белджи», Белорусская национальная биотехнологическая корпорация, Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат и так далее. В том числе, СЗАО «Белджи» как белорусско-китайское совместное предприятие, не только воплотило в жизнь мечту Беларуси об автомобиле отечественного производства, но и продает машины в Россию и другие страны СНГ, став яркой визитной карточкой белорусской легковой автомобильной промышленности. 

Проект «Высокотехнологичное агропромышленное производство полного цикла», реализуемый Белорусской национальной биотехнологической корпорацией за счет китайского льготного кредита, строительство которого осуществилось китайскими предприятиями, является не только первым предприятием по производству аминокислот, первым экспортно ориентированным и импортозамещающим проектом в отрасли глубокой переработки зерна в Беларуси, но и первым крупным агропромышленным предприятием полного цикла в регионе СНГ, объединяющим хранение зерна, производство различных кормов и аминокислот, что стало еще одним образцом практического сотрудничества между двумя сторонами. 

В рамках проекта строительства социального жилья при помощи правительства Китая в областях Беларуси и Минске было построено 38 зданий с 3286 квартирами общей площадью почти 200 тысяч квадратных метров, что улучшило жилищные условия для более чем 10 тысяч человек из 3286 семей Беларуси. В настоящее время за счет безвозмездной китайской помощи активно ведется реализация проектов «Национальный футбольный стадион» и «Бассейн международного стандарта» Беларуси, которые находятся под личной опекой и продвижением Председателя Си Цзиньпина и Президента Александра Лукашенко. Ожидается, что их строительство будет завершено до конца 2024 года, они станут самыми современными и крупными спортивными объектами Беларуси.

Вышеупомянутые проекты не только создали большое количество рабочих мест и принесли огромную экономическую выгоду Беларуси, но и заполнили пробелы в соответствующих отраслях, а также позволили самому белорусскому народу разделить результаты сотрудничества в китайско-белорусском совместном строительстве «Одного пояса, одного пути», что в полной мере продемонстрировало дружественные чувства взаимовыгодного сотрудничества между Китаем и Беларусью. Уверен, что совместными усилиями обеих сторон китайско-белорусское сотрудничество в совместном строительстве «Одного пояса, одного пути» будет еще более углубленно развиваться, достигая все более значимых результатов и принося еще больше благ народам двух стран.

— Как инициатива стала практической платформой построения Сообщества единой судьбы человечества?

— В эпоху взаимозависимой глобализации все страны стали Сообществом единой судьбы, где «у тебя есть я, а у меня есть ты». Ни одна страна в одиночку не может решить такие глобальные проблемы, как слабое восстановление мировой экономики, глобальное потепление и невиданная за столетие пандемия. В этом контексте Китай выдвинул инициативу «Один пояс, один путь», осуществляя широкое сотрудничество во многих областях, таких как торгово-экономическое сотрудничество, наука и технологии, продовольственная безопасность и сельское хозяйство, образование, медицина и здравоохранение, изменение климата, уменьшение опасности стихийных бедствий, водные ресурсы, наращивание потенциала, гуманитарный обмен и так далее, придерживаясь новой концепции развития, основанной на инновациях, координации, экологичных подходах, открытости и совместном использовании, совместно со странами вдоль «Одного пояса, одного пути» продвигая экономическую глобализацию в направлении более открытого, инклюзивного, общедоступного, сбалансированного и взаимовыгодного развития, предложив китайский вариант для совместного преодоления всеми странами глобальных вызовов и построения Сообщества единой судьбы человечества.

Следует особенно отметить, что инициатива «Один пояс, один путь» продвигает концепцию глобального управления, предусматривающую совместное обсуждение, совместное строительство и совместное использование, направлена на продвижение нового типа развития и сотрудничества, основанного на равенстве и взаимной выгоде, и предоставление нового пути для глобального развития, а не следование старому пути геополитической игры и не создание блоков, дестабилизирующих мир, предоставив развивающимся странам новые возможности для участия в глобальном управлении и лучшей интеграции в глобальные производственно-поставочные цепочки и цепочки создания ценности. Инициатива ускоряет интеграцию и совместное развитие всех стран, способствует общему процветанию и в полной мере демонстрирует чувство Сообщества единой судьбы, в том числе сплоченности перед несчастьем, совместного разделения прав и ответственности, став важной практической платформой для содействия построению Сообщества единой судьбы человечества.

— В чем жизненная сила инициативы «Один пояс, один путь», какие у нее перспективы?

— В настоящее время человечество вступает в новый период потрясений и перемен. Изменения мира, эпохи и истории разворачиваются беспрецедентным образом. Экономическая глобализация сталкивается с встречными ветрами. Восстановление мировой экономики переживает трудности. Многосторонность — многосторонние правила и механизмы — подвергаются вызовам и ударам, система глобального управления нуждается в срочном реформировании и совершенствовании. Выдвинутая Китаем инициатива «Один пояс, один путь» придерживается концепции совместного обсуждения, совместного строительства и совместного использования, направлена на устранение «игры с нулевой суммой», продвижение международного сотрудничества и развития, а также содействие преобразованию и совершенствованию системы глобального управления, имея важное стратегическое значение для решения рисков и вызовов, стоящих перед современным миром, и для укрепления потенциала реагирования стран вдоль маршрута инициативы. Сотрудничество продвигается вперед, невзирая на встречный ветер, демонстрируя большую стойкость и жизнеспособность. Инициатива соответствует законам развития человеческого общества и тенденциям эпохи, отвечает общим интересам всего человечества и чаяниям всех стран, в этом и заключается ее жизненная сила.

Будучи второй по величине экономикой мира, Китай готов и впредь продвигать высококачественное совместное строительство «Одного пояса, одного пути» с другими странами, в том числе Беларусью, брать на себя еще больше ответственности и обязательств в пределах своих возможностей, чтобы вносить еще больший вклад в мирное развитие человечества. Мы твердо верим, что совместными усилиями всех стран «Один пояс, один путь» обязательно станет для всех стран мира светлым путем, на котором они могут делиться возможностями и стремиться к совместному развитию, «поясом развития», приносящим блага всему миру, и «путем счастья», приносящим пользу народам всем странам, а также будет продвигать мир к непрерывному прогрессу с более прекрасными перспективами совместного процветания и построения Сообщества единой судьбы человечества.

Николай ЛИТВИНОВ

Выбор редакции

Здароўе

Антивирусный «коктейль». Какие прививки следует сделать осенью?

Антивирусный «коктейль». Какие прививки следует сделать осенью?

Все, что важно знать перед сезоном вирусных инфекций, рассказали специалисты.

Здароўе

Ошибки, которые делает наш мозг. Можно ли их исправить?

Ошибки, которые делает наш мозг. Можно ли их исправить?

«Эффект шофера» считается одной из распространенных ментальных ловушек.