В этом году белорусскому хоккею на траве исполняется 45 лет. В 1978-м Советский Союз активно готовился к Олимпийским играм, которые в 1980-м принимала Москва, и спортивное руководство СССР хотело выставить на домашнюю Олимпиаду сильные команды, в том числе-по хоккею на траве. В то время этот вид спорта еще не имел таких богатых традиций и сильных школ, как другие игровые виды. Поэтому все союзные республики ринулись развивать хоккей на траве. Основой были, как не сложно догадаться, представители хоккея на льду и русского хоккея. В Беларуси первыми поменяли лед на траву гомельские хоккеисты. В Гомеле раскрылся талант Александра Якименко, нынешнего председателя Белорусской федерации хоккея на траве. Этот вид спорта развивался на его глазах и при его непосредственном участии. Они вместе крепли и добивались успехов. За 45 лет Хоккей на траве проделал колоссальный путь, а его семья пополнилась новыми видами — индорхоккеем и Hockey5s. И сегодня «летний хоккей» с уверенностью смотрит вперед. О прошлом, настоящем и будущем белорусского хоккея на траве Александр Якименко рассказал в интервью «Звязде».
— Александр Леонидович, наверное, не ошибусь, если предположу, что вы свой спортивный путь начинали с хоккея на льду.
— Не ошибетесь. Я как типичный советский ребенок с первого класса занимался хоккеем с шайбой у Геннадия Борисовича Олехновича. В 16 лет я уже играл за команду мастеров «Экран» . В 1982 году первый раз взял в руки клюшку для хоккея на траве. Приближалась Спартакиада народов СССР, и команду по хоккею на траве собирали из «традиционных хоккеистов». Новый хоккей мне понравился не менее старого. И достаточно продолжительное время утром я ходил на тренировку по хоккею с шайбой, вечером — по хоккею на траве. В перерыве между тренировками учился.
— Что стало решающим в вашем выборе в пользу хоккея на траве?
— Вид спорта только развивался, конкуренция среди игроков была значительно ниже, открывались большие перспективы. Для спортсмена что главное? Правильно, соревнования. В то время проводилось много турниров по хоккею на траве, проходили даже отдельные чемпионаты СССР среди игроков определенного возраста. Наша гомельская команда «Локомотив» была базой для сборной БССР, и я понял, что хоккей на траве открывает мне больше перспектив. Мы активно выступали на Спартакиадах народов СССР, многочисленных турнирах. В 1985 году наша сборная выиграла чемпионат СССР среди игроков 1967 года рождения. Когда мне было 18 лет, я получил приглашение выступать за команду СКА-Свердловск, одну из сильнейших в Советском Союзе. К тому же в Свердловске я мог играть в хоккей и служить в армии. У меня уже был куплен билет, но тренер Владимир Жмакин убедил меня остаться в Минске, здесь нужны были сильные игроки. Я переехал в Минск, стал играть за «Буревестник». Наша команда очень достойно выступала. Мы даже доходили до финала Кубка СССР, где встретились со СКА-Свердловск. Мы, к сожалению, проиграли, но, тем не менее, дошли до финала, где встретились с сильным соперником. Возможно, если бы я поехал в Свердловск, то вошел бы в сборную СССР, выступал на Олимпийских играх, чемпионатах мира. Но и без этого я входил в сборную СССР, был на заключительном сборе перед Олимпийскими играми 1992 года. В Барселону не поехал не по причине спортивного мастерства. Однако то, что я играл в составе сборной СССР, считаю своим большим достижением. В детстве моими кумирами были братья Плешаковы, звезды советского хоккея на траве. Они приезжали к нам на сборы, и каждый мечтал стать таким же спортсменом. А через 10 лет я играл с ними в одной команде и безумно гордился, что дошел до уровня мастерства своих кумиров.
— Как известно, во времена перестройки и последующего развала Советского Союза спорта было очень несладко. Как этот сложный период переживал Хоккей на траве?
— Многие игроки пошли на рынок продавать машины, потому что надо было за что-то жить. Средняя зарплата составляла 12 долларов. Как хоккей на траве выжил-непонятно. Думаю, все дело в любви к этому виду спорта и энтузиазму, который кипел в тренерах и спортсменах. Только благодаря этому мы преодолели все трудности и даже приумножили свои успехи. Далеко не всем постсоветским странам это удалось, даже тем, у кого традиции в хоккее на траве намного богаче. Я благодарен людям, которые нас учили, которые создавали и развивали этот спорт. И это не красивые слова. В 1992 году, после распада СССР, наша сборная выиграла в Москве турнир за право представлять СССР во всех соревнованиях под эгидой международной и Европейской федераций по хоккею на траве. В 1994 году в Австралии мы выступали на Кубке мира, где заняли 1 место. А в 1997 году команда Минска заняла четвертое место в розыгрыше Кубка Обладателей Кубков европейских стран. Менее чем за 20 лет развития хоккея на траве мы дошли до таких успехов. Это действительно дорогого стоит.
— В чем секрет?
— С нами работали тренеры, страстно любимые в свой вид спорта. Владимир Жмакин, Геннадий Олехнович, Валерий Климович, Константин Корицкий, Аркадий Лебедко и многие другие — все профессионалы и фанаты своего дела. Характер и талант каждого спортсмена-заслуга его тренера, особенно первого. Если бы Геннадий Олехнович не заложил нужные качества, у меня не было бы ни спортивных, ни административных достижений. Поэтому я очень благодарен всем тренерам, которые со мной работали. И не устаю всем повторять, что любой ребенок идет на тренера. Именно тренер сначала должен заинтересовать этим видом спорта, а затем уже воспитать профессионала.
— Наверное, такой подход вам помогал, когда вы были тренером?
— Да, но я был государственным тренером, а это более административная работа. Я стал государственным тренером в 1996 году, очень сложным для хоккея на траве: были закрыты детские школы, стадионов было очень мало. Большое счастье, что на хоккей на траве обратил внимание президент, он дал поручение возродить его. Снова начали открываться отделения в детско-юношеских спортивных школах, был возрожден хоккей в Гомеле, построили стадионы в Гомеле, Орше, реконструированы поля в Гродно и Бресте. В 2003 году было открыто знаменитое поле в минском парке Горького. Его открывал лично президент, и на открытии мы вручили ему клюшку как символ возрождения этого вида спорта. Сегодня занятия хоккеем на траве бесплатны, что, конечно, привлекает детей. Остались в прошлом проблемы с инвентарем. Даже сейчас, когда мы отстранены от международных стартов, получили от Международной федерации 400 клюшек и 13 комплектов вратарской формы для детских школ. У нас в целом прекрасные отношения с руководством Международной федерации, мы не раз получали гранты. Они видят, сколько детей у нас занимается — только в системе детско-юношеского спорта 1,5 тысячи. И мы берем не количеством, а качеством. В 2020 году хоккейный клуб «Минск» «завоевал» бронзу «Кубка клубных команд Европы». В 2019 году наши девушки выступали в финале чемпионата Европы по хоккею на траве, куда отбираются восемь сильнейших команд континента. В Европе 44 страны развивают хоккей на траве, и мы были в восьмерке сильнейших. Позиций не сдаем и сейчас, уверенно идем к своим целям.
— И какие же они?
— Как и всех людей спорта-выступить на Олимпийских играх. Я понимаю, что женской сборной это более реально, чем мужской. Сейчас наша женская сборная занимает 20-е место, на Олимпийских играх выступает 12 команд. За год-два это все не решается, но при нормальной системе через определенное время мы имеем шанс на олимпийскую путевку. Нам нужно создать свою систему: усовершенствовать существующую, взять что-то от зарубежных коллег, и мы получим свой высокий результат. Белорусские хоккеисты очень упрямы, наши команды очень сплоченные. Но я думаю, нам еще нужно найти свою изюминку. А она есть, и поможет обыгрывать лучшие команды мира.
— Александр Леонидович, наряду с хоккеем на траве успешно развивается его «младший брат» индорхоккей. Какие перспективы этого вида вы видите?
— Это не младший брат, а полноценный вид спорта, который развивается у нас с середины 1980-х годов. В 1985 году гродненская команда «ритм» принимала в «Стайках» Кубок европейских чемпионов дивизиона В. Это было первое соревнование по индорхоккею, которое прошло в Беларуси. С 1999 года наши девушки пять раз становились чемпионками Европы до 21 года. Восемь лет с женской сборной работал голландский специалист Круис Херман, который дал толчок не только женской сборной, но и всему белорусскому хоккею на траве, научил тренеров и спортсменов думать, творить и действовать.
— И как же забыть ту победу нашей женской сборной на чемпионате Европы 2020 года...
— Это действительно было невероятно. На домашнем чемпионате Европы обыграть грандов мирового индорхоккея немок и голландак-это фантастика. За победой стояла огромная работа всего коллектива, всех тренеров, врачей. Эта победа и со стороны выглядела очень красиво. Но когда видишь, какая работа стоит за ней и знаешь, чего стоило прийти к победе, то эмоции невозможно выразить словами. На всех международных конгрессах Беларусь приводили в пример как страну, способную добиваться высоких результатов и при этом не имеющую большого количества занимающихся. И та победа в 2020 году показала, что не все решают деньги. У немецкой и голландской федераций хоккея на траве бюджеты гораздо больше, чем у нас. Но золотые медали были у белорусских девушек. И это, конечно, дало толчок в развитии нашего спорта. В 2018 году мы из шести школ не могли набрать 10 классных перспективных игроков. А сейчас у нас по каждому возрасту солидная скамейка запасных, минимум по 25 сильных игроков.
— В августе в рамках ІІ игр стран в Гродно прошли соревнования по новой программе хоккея на траве Hockey5s, белорусские спортсмены стали победителями. Насколько перспективным вам видится этот вид хоккея?
— Он действительно перспективный, динамичный и современный. Преимущество Hockey5s в том, что его могут развивать страны, не имеющие возможностей для большого хоккея на траве или индорхоккея, ведь в команду нужно всего 10 человек. Это зрелищный, интересный вид, у которого большое будущее.
— Александр Леонидович, как лично вам быть во главе большой семьи хоккея на траве?
— Я счастлив, что есть люди, которые помогают нашему любимому виду спорта жить и развиваться. Я буду только рад, если будут приходить люди с новыми идеями. Надеюсь, что хоккею на траве не навредил, а помог в его развитии. Сегодня в каждом регионе есть стадионы, у нас нет проблем с инвентарем. Конечно, если бы наши предшественники не взялись развивать малоизвестный вид спорта, ничего бы этого не было. Они создали нам очень крепкий фундамент, на котором сегодня комфортно работать. Надеюсь, наша нынешняя деятельность так же будет в помощь следующим поколениям. Мы стараемся из каждого поражения делать выводы и продолжаем творить и стремиться вперед. Из 45-летней истории хоккея на траве я провел в этом спорте 42 года. И мне не стыдно за них.
Валерия СТЕЦКО
Фото Елизаветы ГОЛОД
Общежитие в агрогородке Большая Рогозница вступило в эксплуатацию совсем недавно.
Факты для тех, кто сомневается, прививаться или нет.