Множество вопросов встает перед каждым молодым педагогом. С чего начать? Что сказать ученикам или воспитанникам при первой встрече? Как выстроить взаимоотношения с детским коллективом и найти подход к каждому? Как сделать родителей детей своими союзниками? Как привыкнуть к новой своей роли? Они боятся, что ученики не будут воспринимать их всерьез, боятся оказаться с детьми на разных волнах, не знают, как примут их старшие коллеги.
На самом деле, всегда ли школа готова принять молодого педагога поколения «nехt»? Для старших коллег и для администрации школы молодой учитель — часто такой же странный и непонятный человек, как, скажем, современный старшеклассник. Да и по возрасту он от одиннадцатиклассника не сильно отличается. Естественно, молодой специалист совершает много профессиональных ошибок, он менее осведомлен, чем его коллеги, работающие в школе уже не первый год. К тому же ему не всегда хватает знаний по предмету, методике преподавания, навыкам взаимодействия с учениками. Однако вместо слов поддержки часто в его адрес звучат обидные вопросы: «И чему вас только в университете учили?» или «Вы даже этого не знаете?» и т.д. А молодому учителю — представителю нового поколения — необходим успех, карьера, признание. И как же важно не разочароваться в своей профессии уже на первых шагах.
Что значит быть молодым педагогом? Об этом много рассуждали участники Республиканского фестиваля «Педагогический дебют», финал которого проходит в эти дни в белорусской столице.
— У нас в системе образования много новаций. Одна из них, которая вызывает у всех только положительные эмоции, — Республиканский фестиваль «Педагогический дебют». В центре его внимания — молодые учителя, молодые воспитатели дошкольных учреждений, молодые директора школ и молодые заведующие учреждений дошкольного образования. Мы прекрасно понимаем: ежегодное пополнение системы образования молодыми специалистами придает импульс ее развитию, — подчеркнул во время торжественной церемонии открытия фестиваля-конкурса заместитель министра образования Александр КАДЛУБАЙ. — Обращаясь к участникам, хочу сказать, что молодость — это одновременно и преимущество, и недостаток, потому что она быстро проходит. Так цените ее, не бойтесь проявлять новаторство, смелость, потому что у вас пока отсутствует закостенелость педагогического мышления, которое присуще более старшим вашим коллегам.
Вы находитесь ближе к своим воспитанникам и ученикам, знаете, что им интересно и какие формы и методы в работе с ними лучше применять. И в тоже время вы можете «зажечь» и более опытных своих коллег, придать новый импульс и своему учреждению, и педагогическому сообществу, в котором вы работаете. Форма фестиваля уникальна тем, что наряду с демонстрацией вашего профессионального таланта она подразумевает и формат дружеских отношений. Поэтому я искренне желаю всем получить профессиональную страсть и реализовать в стенах своих учебных заведений все творческие идеи, которыми вы здесь обогатитесь... А фестиваль, который проходит впервые, имеет очень хорошую перспективу — стать новой традицией в отечественной системе образования и вписаться в республиканское профессиональное конкурсное движение.
Надо заметить, что «Педагогический дебют» стартовал в прошлом учебном году. Его участниками могли стать молодые педагоги и руководители учреждений образования в возрасте до 31 года, имеющие стаж работы в должности не более пяти лет, независимо от квалификационной категории. Сначала проходили районные, областные и Минский городской этапы. Затем заочный республиканский этап, во время которого учителя и воспитатели писали эссе «Я педагог и это...» и план-конспект урока по выбранной теме, а директора школ и учреждений дошкольного образования — эссе «Я — современный руководитель» и методическую разработку заседания педагогического совета. В очный этап прошли 24 педагога. Первым испытанием для них стала Визитная карточка на тему «Начало педагогического пути, а для руководителей — «Я и моя команда».
— Жизнь полна сюрпризов, — говорит воспитатель Молодечненского детского сада № 27 Анастасия Василевич. — Признаюсь, что педагогическая профессия не была моей детской мечтой. В том возрасте я видела себя только ветеринаром. Но судьба привела на факультет дошкольного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. И профессия педагога стала для меня жизненным ориентиром.
Теперь каждый шаг наполнен стремлением создавать, направлять, вдохновлять... О своих воспитанниках могу рассказывать часами: и о каждом в отдельности, и о всех вместе.
«Она — классная», «Красивая зайка», «Красивая пироженка», «Любимая», «Ласковая», «Интересная», «Талантливая», «Клевая», «Самая лучшая», «Она просто супер» — так говорят о своей воспитательнице дети.
«Конечно, профессия педагога дарит немало сюрпризов, но мы с моими воспитанниками, крепко взявшись за руки, идем вместе. Я вместе с ними мечтаю, ищу себя, стараюсь охватить необъятное, взлетаю, не боясь упасть, надеюсь, верю и люблю. Вместе нам под силу будет любой экзамен жизни, я только начинаю писать его страницы и верю, что наиболее важной главой станет педагогика. Однако это не единственная глава. Ведь, как говорил Антон Павлович Чехов, плох тот педагог, который не является художником и артистом, страстно влюбленным в свое дело. Профессия воспитателя подразумевает наличие фантазии, эмоциональности, харизмы, умения импровизировать и импонировать. Развиваться в этом направлении мне дает модельное искусство, реклама детской одежды и визаж, однако счастье зависит не от красивых платьев, модных причесок и профессионального макияжа. Оно зависит от песни, которую поет наша душа...»
— Я точно знаю, когда начался мой путь в профессию, — рассказывает о себе Дмитрий Роговцов. — 7 марта 2015 года в школе был День самоуправления. На меня возложили роль учителя физики и биологии. Быть учителем мне понравилось буквально с первой минуты, как только вошел в класс. Я понял, что делиться своими знаниями с детьми — что-то невероятное! Именно после этого я полностью убедился, что хочу быть педагогом. Никаких других вариантов! И вот я уже студент Могилевского государственного университета имени Аркадия Кулешова. Последние полтора года учебы параллельно работал учителем физики в сельской школе, и знания, полученные в университете, не откладывались на более позднее время, а применялись здесь и сейчас.
Июнь 2019 года. Я — дипломированный специалист. Август — учитель физики в Бобруйской средней школе № 31. Эмоции переполняют. Идеи сменяют друг друга со скоростью звука. Так хочется охватить необъятное. В то время мне казалось, что я наполнен всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, как вот этот сосуд. Но наступило 1 сентября, и я уже буквально на первых уроках столкнулся с рядом проблем, которые помогли мне понять, что наполненный, на первый взгляд, сосуд таковым не является. Мне на помощь пришли старшие коллеги, и я понял, что нужно постоянно самосовершенствоваться, ведь, как говорит народная мудрость, сколько живет учитель, столько учится.
Мое взаимодействие с учащимися базируется на основных принципах педагогики сотрудничества. Я учу детей тому, что все интересное — сложное, а все сложное — интересное. А наша жизнь — как воздушный шарик: если его не отпустить, нельзя понять, как высоко можно подняться. Я еще в самом начале своего педагогического пути, но понимаю, что педагогический сосуд никогда не может быть полностью полным. А еще как физик я точно знаю, что пройдет время, вода испарится, и сосуд снова придется наполнять, поскольку нет предела для совершенствования. Мне еще очень далеко до совершенства, но я точно знаю, что нужно заниматься самыми важными вещами в этой жизни, необходимо правильно расставлять приоритеты, чтобы выполнить миссию, возложенную на учителя.
— Что наша жизнь? Игра. А в каждой игре есть выбор. Мой выбор — профессия педагога, — говорит Андрей Морозов, учитель истории из Лошницкой гимназии Борисовского района. — Если представить мой путь начинающего педагога в виде шахматной партии, то станет понятным, что каждый шаг — это фигура, которая передвигается по полю. Для меня как для учителя истории шесть шахматных фигур ассоциируются с основными принципами в моей профессии. Король — самая главная фигура, без которой не будет сыграна ни одна партия, не пройдет ни одно действие. Для меня король ассоциируется с учителем, миссия которого заключается в том, чтобы вести детей за собой, быть королем не над ними, а вместе с ними, радоваться каждому их успеху и грустить, если что-то пойдет не так, совместно искать пути выхода из сложных ситуаций. Ферзь — самая сильная фигура. Я хочу быть сильным в знании своего предмета, а еще в олимпиадах, конкурсах и повсеместно. Быть королевой в своей профессии, полагаю, хочет каждый. Для меня важны творчество, целеустремленность, умение работать над собой...
Слон — фигура дальнобойная. Очевидный ее недостаток заключается в том, что слон может передвигаться только по клеткам своего цвета. Но на моем педагогическом поле это плюс: тайм-менеджмент, перевернутый урок, умение распределять потенциал учащихся с учетом их мотивации. Уверен, что при взвешенном распределении результат превысит все ожидания...
Самая необычная фигура — лошадь. Его умение перепрыгивать через препятствия позволяет ему совершать особые хитрости, которые я называю тактическими приемами. Главное, чего придерживаюсь в преподавании истории, — это дать учащимся возможность больше думать. Любое настоящее — через миг уже прошлое. И мы не построим будущее, не сделав уроков из прошлого.
«Пешка — душа шахмат», — так поэтично охарактеризовал ее французский шахматист ХІХ века Андре Филидор. Она защищает и поддерживает основные фигуры, а в случае успеха становится одной из сильнейших фигур. Здесь на память приходят слова Суворова, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Здоровые амбиции — это всегда прорыв. Современный учитель — это учитель, который способен создавать комфортные условия, развивать инновации. Ну вот и все — шесть шахматных фигур, но какие сложные задачи они могут решать.
Если коммуникативность суммировать с фундаментальностью знаний своего предмета и умножить на стремление и поиск, то результатом успешного прохождения педагогического пути станет любовь к детям и созданная команда единомышленников, способная преодолеть любые препятствия. Вот моя формула. Получить признание учеников и реализовать себя с первых дней работы в школе, возможно ли это? Уверен, что возможно, главное — верить в завтрашний день, не бояться внедрять и апробировать, учиться и учить. В каждого ученика нужно верить — вот мое кредо. Уметь быть объективным, обеспечить доступность подачи материала, интересное построение урока, видеть на перспективу, быть волонтером, лидером, патриотом, всегда верить в свою профессию... Это только первые шаги, и я знаю точно, что мой путь в педагогике продолжается.
В финале республиканского фестиваля «Педагогический дебют» педагогов ждет еще несколько испытаний: открытый урок в незнакомом классе, открытое занятие в незнакомой группе по предложенной жюри теме и публичное выступление перед общественностью на тему «Я педагог! И это...» Руководителей ждут мастер-класс управленческой деятельности и публичное выступление на тему «Моя формула успеха». А 28 сентября участников фестиваля наградят вместе с участниками заключительного этапа конкурса «Учитель года Республики Беларусь». Молодые педагоги приглашены на торжественное мероприятие ко Дню учителя во Дворце Республики.
Надежда НИКОЛАЕВА
Фото Елизаветы ГОЛОД
О чем нужно подумать и как реально оценить свои силы перед усыновлением?
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Рассказываем, почему туда стоит сходить.
Партия товаров, предназначенная для белорусских субъектов хозяйствования, была отгружена в порту Шанхая в августе 2024 года.