По данным анкетирования, около половины детей и подростков сидит за компьютером в выходные более трех часов, 18% — более двух часов. Около 40% три часа и более играют в компьютерные игры. При этом страдает зрение, фигура, развиваются зависимость и психические расстройства, агрессия и даже суицидальное поведение. Можно ли минимизировать эти риски и как сделать так, чтобы ребенок осваивал цифровые технологии и вместе с тем не потерял физическое и психическое здоровье, рассказали специалисты.
В Беларуси за последние 10-12 лет как общая, так и первичная детская заболеваемость остаются примерно на одном уровне. При этом, как отмечает заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, доктор медицинских наук, профессор Елена Гузик, в возрасте от 5-9 до 15-17 лет растет число болезней центральной нервной, костно-мышечной, эндокринной систем, заболеваний глаза, психических и расстройств поведения.
У дошкольников по результатам профилактических осмотров нарушения зрения за 15 лет увеличились более чем в два раза, особенно у городских детей. Родители должны учитывать, что существенно влияет на здоровье низкая двигательная активность, нарушение структуры питания и режима сна.
— Исследование, которое проводили наши специалисты, показало, что в учебные дни около трети детей с 5 до 11 класса спят семь часов и меньше, а в выходные дни эта цифра составляет 7,5%, — говорит Елена Гузик.
Одним из аспектов, который сегодня определяет здоровье детей и подростков, являются гаджеты.
— Первое, с чем мы сталкиваемся, — вынужденная рабочая поза. Когда мы читаем бумажную книгу, это отраженный текст. Когда читаем на смартфоне, это светящийся экран. К тому же книга — это черно-белая гамма, а на экране — разные оттенки цвета, и глазу всегда необходимо к этому адаптироваться, — перечисляет заведующий кафедрой. — Когда работаем с телефоном, нашему глазу следует сильно напрягаться. Контрастный фон экрана также является фактором риска для зрения. Эволюционно так сложилось, что мы преимущественно смотрим вдаль. Когда же работаем с компьютером или телефоном, нашим глазам достаточно долго приходится напрягаться, ведь мы смотрим перед собой. За счет перечисленных факторов развиваются различные нарушения зрения.
Кстати, уже с 2000-х годов, когда компьютеры и другие гаджеты начали получать широкое распространение, в Европейском регионе нарушения зрения у детей увеличились на 30-40%, а в Юго-Восточной Азии — вплоть до 70%. И специалисты прогнозируют, что в ближайшие 10 лет количество нарушений зрения увеличится еще на 50%.
— Если буква в книге — сплошное отображение, то на экране — точечное. И это дополнительный фактор риска, как и мигание экрана. При работе с экраном есть дополнительный синий цвет, который оказывает неблагоприятное воздействие и повышает риск возрастной дегенерации сетчатки. Кроме того, синий цвет блокирует в вечернее время выработку мелатонина, что нарушает наш ночной сон, циркадные ритмы. Поэтому за час до сна не рекомендуется пользоваться телефоном. Есть, кстати, компьютерные программы, которые подавляют синий цвет, в вечернее время их можно использовать, — добавила Елена Гузик.
Если выбираете приспособление для ребенка среди компьютера, ноутбука, планшета или телефона, стоит выбрать компьютер, так как это большой экран и удобное рабочее место, а значит, меньший фактор риска для костно-мышечной системы и зрения. Если при чтении стоит выбор между компьютером и электронной книгой, то лучше отдать предпочтение последней. Школьникам не рекомендуется использовать смартфоны в учебных целях — лучше будь то компьютер или в ограниченном количестве планшет.
Еще один важный момент — свет. Нельзя работать в темноте.
— Подростки любят ночью посидеть в телефоне, как, впрочем, и взрослые. Это дополнительная нагрузка на зрение. Если ребенок работает на компьютере, то свет должен падать не сзади и не спереди, а сбоку, чтобы не было бликов. И это должно быть общее освещение, — рекомендует заведующий кафедрой.
Что касается режима занятий, то он должен быть следующий. В возрасте от 6 до 12 лет общее экранное время не должно превышать более двух часов в день, старше 12 лет — 3,5 часа. В 6-8 лет рекомендуется работать на компьютере 10 минут, после чего делать 30-минутный перерыв. В 8-12 лет это соотношение составляет 10/20 минут, в 12-14 — 30/60, в 14-18 — 45/45.
Детям до двух лет, согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, вообще не рекомендуются ни компьютеры, ни телефоны. От двух лет — до часа общего времени, но чем меньше, тем лучше.
Нарушениями физического здоровья, к сожалению, влияние гаджетов не ограничивается. Они ведут к формированию зависимости.
— Имеется много терминов — интернет-зависимость, зависимость от игр, экранная зависимость, но суть всех их сводится к одному: невозможность контролировать взаимоотношения подростка с носителем информации. В целом это относится к зависимости по мировой классификации болезней, — объясняет заведующая лабораторией проблем здоровья детей и подростков Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя», профессор, доктор медицинских наук Маргарита Девелтовская.
Зависимость от гаджетов имеет все те же признаки, что и другие зависимости. Основной ее признак — неспособность контролировать свое пользование гаджетом.
— Зависимость от интернета или гаджетов вызывает изменения в структурах головного мозга, в первую очередь в лобных долях, и они такие же, как при зависимости от психоактивных веществ. Это структурные изменения мозга, и они приводят к более глубоким изменениям психики, чем просто психологические проблемы, — говорит Маргарита Девелтовская.
Мозг ребенка активнее всего развивается до трех лет, и сегодня во многих семьях гаджеты становятся спутником ребенка в такой уязвимый период.
— Чем больше в это время влияние, тем хуже растут нейроны. После трех лет воздействие экрана также идет, но не в такой степени. Сегодня нередки ситуации, когда маленький ребенок смотрит мультфильмы, и это является предметом гордости родителей. Ему 9-10 месяцев, а он понимает, что на кнопки телефона следует нажимать. А если ему 1,5 года и он может самостоятельно включить мультфильмы, родители считают, что это признак его высокого когнитивного уровня и умственных способностей. К сожалению, ситуация имеет и обратную сторону, когда получение информации через экран влияет не только на структуры головного мозга и психику ребенка, но и на интеллектуальные функции. Влияние экрана приводит к когнитивной дезорганизации, — отмечает специалист.
Надо сказать, что влияние тех же мобильных телефонов ребенок испытывает внутриутробно.
— Когда наши молодые матери, будучи беременными, контактируют с такими же подругами онлайн, ребенок внутриутробно лишен тактильной, сенсорной, аудиовизуальной стимуляции. Когда говорим о росте случаев аутизма, всегда об этом нужно помнить. Аутизм начинается с того, что внутриутробно у ребенка нет адекватного контакта с внешним миром. Далее, когда он получает всю информацию через экран, развивается восприятие визуальное, аудиальное, но абсолютно отсутствует сенсорное или тактильное, нет и коммуникативных навыков, связанных с живым контактированием, — добавляет Маргарита Девелтовская.
Зависимость ведет к тому, что ребенок находится в комфортном для себя мире, где все ситуации решаются простым нажатием кнопок. Если же возникают сложные ситуации в реальной жизни, оно стремится вернуться в удобный для него мир интернета.
— Ребенок испытывает эйфорию, и у него комфортное состояние, когда он в своем любимом мире, и все попытки его отсоединить вызывают раздражение и агрессию. Но ситуация такова, что ребенок должен вступать во взаимодействие с реальностью и окружающими. И это достаточно часто приводит к депрессиям, стрессовым расстройствам и суицидальному поведению, ведь модели поведения, ведущие к отсутствию ответственности перед реалиями жизни, дети тоже берут в интернете. В интернете легко кого-то убивают, на новом уровне он оживает, и у детей нивелируется понятие смерти. Корни подростковой депрессии и суицидов заключаются в том, что ребенок не может найти себя в реальном мире, — резюмирует Маргарита Девелтовская.
Педагог-психолог отдела психологической помощи в кризисных ситуациях республиканского центра психологической помощи Дмитрий Сенников выделил две основные причины, по которым развивается зависимость. Первая — внешняя, это привычка решать любую проблему с помощью гаджетов. Вторая — внутренняя, это недостаточная удовлетворенность условиями реальной жизни.
— Безусловно, если иметь в виду подростка, то все индивидуальны, у всех есть свое понимание адекватных условий реальной жизни. И здесь часто необходимо вместе с психологом это прорабатывать.
Использование гаджетов несет и такие опасности, как проблема с самооценкой, стрессоустойчивостью, непонимание себя, своей эмоциональной составляющей и эмоционального проявления окружающих. Среди опасностей можно выделить и риск стать жертвой кибербуллинга и мошенничества.
На начальном этапе определить зависимость непросто. Но есть ряд проявлений, которые могут дать родителям основания задуматься и принять конкретные меры. В первую очередь, замкнутость и буквально невыпускание гаджета с рук. Часто попытка родителей забрать гаджет сопровождается проявлением агрессии ребенка или подростка, обмана, непослушания. Общение с друзьями также ведется онлайн.
— Часто есть попытки договориться: сделаю домашнее задание, если доиграю. И это «доиграю» затягивается, страдает домашнее задание, режим дня, сон, — рассказывает Дмитрий Сенников.
Прежде всего это контроль ребенка и гаджета.
— Родители, имеющие доверительные отношения со своими детьми, у которых налажены в семье традиции и ритуалы, имеют больше шансов на контакт со своими потомками, чем те, кто являются лишь наблюдателями их жизни, — отмечает психолог.
Но контроль тоже должен быть правильный.
— Одно дело: я сказала — значит, так и будет, потому что я твоя мать. И другая — где существует момент договоренности с ребенком. Зная, что он делает в интернете, родители могут предупредить попытки мошенничества, кибербуллинга, даже определить, где находится их ребенок, — говорит педагог-психолог.
Если вы готовы сделать подарок ребенку в виде гаджета, сразу договоритесь о правилах его использования: как, сколько и где. Введите привычку, что завтрак, обед и ужин проходят без гаджетов, введите «разгрузочный день»: если вся семья не использует гаджеты. Помните, что личный пример родителей имеет гораздо больший вес, чем просто слова или запреты.
Елена КРАВЕЦ
Факты для тех, кто сомневается, прививаться или нет.
Она «меняет нашу землю».
Ледяной покров еще не окреп, а потому выходить на него рискованно и опасно.
Жилье и здоровье — наиболее волнующие для людей.