Важнейшим событием политической жизни страны в следующем году станут выборы депутатов всех уровней. Впервые в новейшей истории они будут проходить по правилам, закрепленным в обновленной Конституции 2022 года, — в единый день голосования. Как сказал на недавней встрече с руководителями политических партий Президент Александр Лукашенко, «вся вертикаль власти мобилизована, чтобы разумно, красиво, достойно провести парламентские выборы, выборы ВНС». Об актуальных вопросах будущей электоральной кампании, о ситуации в стране и в мире, в которой она будет проводиться, мы беседуем с Председателем Палаты представителей Национального собрания Владимиром Андрейченко.
— Владимир Павлович, страна вступила в новый электоральный цикл. В чем его особенности и каковы отличия избирательной кампании 2024 года?
— Для Беларуси последний четырехлетний период характеризуется важными процессами, связанными с формированием новой геополитической картины мира. Наша страна находится в эпицентре событий, и это не может не влиять в том числе на проведение электоральной кампании. Кризис доверия в мире и рост военной напряженности в Европейском регионе; попытки ведущих держав планеты сохранить собственное доминирование, используя для этого весь комплекс имеющихся средств; искусственный разрыв торговых связей и формирование нового «железного занавеса»... Все это направлено на ухудшение жизни наших людей и подрыв экономики, рост напряжения внутри общества и создание конфликтного потенциала. Это белорусы уже видят в Украине и познали бы на себе, если бы власть не устояла в 2020 году.
Не вызывает сомнения, что нас не оставят в покое, а попытки внешнего давления на страну и влияния на людей будут только усиливаться. Экономика, финансы, политическое строительство, духовность и сфера смыслов, — все эти отрасли превращаются в арены реального противостояния. Уже сегодня против Беларуси ведется целенаправленная деструктивная деятельность, а информационная кампания приобретает черты открытой конфронтации.
Обвинения в «ухудшении ситуации с правами человека, поддержке агрессии России против Украины, организации нелегальной миграции и депортации украинских детей» — это далеко не полный перечень фейковых медийных вбросов западных политтехнологов для демонизации нашей страны и ее руководства.
Что касается различий, то в 2024 году впервые будет проведен Единый день голосования, в рамках которого планируется выбрать депутатов всех уровней — от сельских и областных Советов до Палаты представителей Национального собрания. В процесс политического строительства активно включились партии, которые становятся реальной силой, способной влиять на процессы, происходящие в государстве.
По сути, идет обновление политической системы страны, мы выходим на новый уровень взаимодействия государства и общества. Белорусские граждане осознали, что их позиция — основа поступательного развития страны и ее институтов. Горький опыт 2020 года убедил все слои общества, что в мире никому не нужны конкуренты, мы сами создаем собственную судьбу, а беда приходит туда, где нет народного единства. Особое значение в этих условиях приобретает электоральный суверенитет.
— Электоральный суверенитет — достаточно новое понятие, однако оно уже нашло отражение в проекте Концепции национальной безопасности страны, которая обсуждается сейчас. Что включает в себя это понятие и как оно взаимосвязано с процессами, происходящими в политической сфере?
— Суверенное белорусское государство было создано на основе социалистических идей и базе социального равенства. Беларусь постоянно подвергается нападкам и критике со стороны идеологов западного либерализма за нежелание становиться страной-потребителем, отказаться от национального суверенитета взамен на принципы глобализма.
Мы последовательно отстаиваем свое право на собственный путь развития и национальную модель строя, в основе которой сильная государственная власть, социально ориентированная экономика, общечеловеческие ценности и единство народа.
Электоральный суверенитет — это элемент национального суверенитета, представляющий собой неотъемлемое и исключительное право государства самостоятельно и независимо организовывать и проводить выборы, референдумы для обеспечения реализации полновластия народа и свободы его выбора при верховенстве Конституции и национального законодательства, недопущения вмешательства в избирательный процесс.
Сама жизнь вынуждает внимательно относиться к этому понятию. На протяжении десятилетий избирательный процесс используется как средство вмешательства во внутренние дела стран, для изменения существующих политических систем и векторов развития. Для этого задействуются наработки в сфере теории и практики «цветных революций», активно эксплуатируются пробелы в национальных законодательствах и разжигаются внутренние противоречия. Не обошла стороной эта напасть и Беларусь.
В связи с этим включение электорального суверенитета в концепцию национальной безопасности, а также закрепление в ней механизмов его обеспечения является насущной необходимостью и требованием времени. Закономерно, что в качестве основного национального интереса в политической сфере определено «обеспечение условий для реализации конституционных прав и свобод гражданина и человека», а внутренним источником угрозы — «осуществление действий, направленных на дискредитацию или срыв электоральных кампаний».
Государство должно быть заранее готово к нейтрализации угроз собственной безопасности и защите конституционных положений о том, что «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в стране является народ». Это важнейший принцип национального народовластия и основа независимого развития, которые практически реализуются через обеспечение электорального суверенитета.
История свидетельствует, что белорусы доказали свое право на самостоятельное развитие, усвоили исторические уроки и суть демократических принципов. Сегодня народовластие — основа национальной государственности и белорусская традиция, которую мы будем защищать всеми доступными способами.
В связи с этим включение электорального суверенитета в Концепцию национальной безопасности, а также закрепление в ней механизмов его обеспечения является насущной необходимостью и требованием времени. Закономерно, что в качестве основного национального интереса в политической сфере определено «обеспечение условий для реализации конституционных прав и свобод гражданина и человека», а внутренним источником угрозы — «осуществление действий, направленных на дискредитацию или срыв электоральных кампаний».
— Каждая избирательная кампания — это своеобразный экзамен для государства. Власть держит ответ перед народом и собственными гражданами за период своей деятельности. С какими результатами мы подходим к этим выборам?
— Беларусь сбылась как социальное государство, внутренняя политика которого построена на принципах справедливости, ответственности и заботы о людях. Сбалансированное распределение социальных благ и четкое выполнение властью обязательств перед обществом, бесплатное образование и здравоохранение, стабильное пенсионное обеспечение и поддержка уязвимых категорий граждан, эффективные государственные институты и развитая промышленность, — все это наша современная реальность.
На внешнеполитическом векторе Беларусь — суверенное, независимое государство, способное отстаивать национальные интересы, имеющее для этого необходимые силы и средства. Минск многие годы является донором мира, символом стабильности и примером неуклонного выполнения обязательств. Мы уважительно относимся к интересам других государств, последовательно выступаем за равноправный диалог. Сегодня у нас есть надежные союзники и друзья, которые готовы прийти на помощь в трудное время.
Все это позволило нашей стране достойно пройти испытания коронавирусом, санкциями, гибридным воздействием, направленным на лишение суверенитета. Мы выстояли и сохранили мир на своей земле, продолжили развиваться, минимизировав негативные последствия для белорусских граждан.
В самые трудные годы страна не сократила социальные программы. Продолжалось строительство поликлиник, больниц, школ, дорог, мостов и жилья. Вовремя выплачивались зарплаты, пенсии и пособия, функционировали
учреждения культуры и социальной сферы, транспорт и торговля. Более того, в 2023 году росла экономика, обеспечивалась ценовая и финансовая стабильность, введен в строй второй блок атомной станции, в полном объеме обеспечены энергетическая и продовольственная безопасность страны.
Государство живет и развивается, а власть демонстрирует жизнеспособность и эффективность в самых сложных условиях. Созданная в стране система управления позволяет решать задачи, стоящие перед ней, экономика и финансы гибко адаптируются к существующей реальности и находят точки роста. Власть ведет открытый диалог с народом, не умалчивает проблемы и не перекладывает их на плечи людей, признает ошибки и оперативно их устраняет, наиболее сложные вопросы выносит на всеобщее обсуждение, по результатам которого принимаются окончательные решения.
Прямой диалог формирует единство народа и власти, заставляет осознать значимость суверенитета и независимости как основы национальной государственности. Он дает понимание того, что народовластие — бесценное достижение, сохранение которого — важнейшая задача белорусского общества. При этом нужно руководствоваться исключительно собственными интересами и национальным законодательством, не отвлекаясь на выпады ангажированных «демократических» западных институтов.
Накануне электорального периода в государстве проведена работа по совершенствованию избирательного законодательства, завершению реформирования партийной системы, созданию основ для дальнейшего развития, обеспечению суверенитета страны и отстаиванию национальных интересов в политической сфере. Существенный вклад в это внесли депутаты Палаты представителей Национального собрания.
— Суверенитет неразрывно связан с национальной безопасностью. В современном мире ни одно государство не застраховано от внешнего вмешательства во внутренние дела. Возможно ли такое развитие обстановки в Беларуси?
— Воинственная риторика западных государств, конфликты в разных уголках мира и наш собственный опыт не исключают подобных попыток. История свидетельствует, что предвыборные кампании активно используются в качестве средства эскалации обстановки. Однако хотелось бы еще раз напомнить, что в послании Президента к белорусскому народу и парламенту в 2023 году речь шла именно об условиях сохранения суверенитета и независимости.
В качестве основных из них были определены: народное единство, историческая память и национальные традиции, экономика, социальная справедливость, внешняя политика, обороноспособность государства. Все эти направления постоянно находятся в поле зрения власти.
Сегодня Беларусь является островком стабильности и духовности, примером действительно демократического и политически справедливого государства. Мы понимаем, что это многих не устраивает за пределами страны, а попытки «вернуть нас на путь истины» будут продолжаться. В этой связи предстоящая электоральная кампания — очередная проверка на прочность белорусского общества. Однако государство имеет необходимые ресурсы, кредит доверия народа и реальный суверенитет. Эксперты утверждают, что ни одно государство не застраховано от внешнего вмешательства, однако «беда приходит туда, где ей люди сами открывают двери», а белорусы хорошо усвоили эту истину.
Не сомневаюсь, что избирательная кампания пройдет в соответствии с национальным законодательством, честно и открыто, а в органы власти придут люди, которые готовы служить белорусскому народу.
Только народ имеет право решать свою судьбу, и это решение принимается на выборах большинством голосов наших граждан.
Два дня были насыщены уникальными выставками, полезными проектами и интерактивными площадками.
Один из лучших участковых Могилева-о пути к мечте и профессиональных буднях.
Тельцы будут в центре событий с самого начала недели.